Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Святоотеческое наследие
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Слово на каноне прп. Андрея Критского

«Откуда начну плакати окаянного моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?» Вот уже множество веков этими словами канона преподобного Андрея Критского Церковь начинает Великий Пост.

Увы, миллионы наших современников никогда их не слышали. А если бы услышали, вряд ли бы вообще поняли – о чём речь. О многом готов плакать современный человек, на многое жаловаться, многим возмущаться, но, кажется, менее всего он склонен плакать о собственной душе, о её нищете и загрязнённости, о том, что она пуста, грешна и безобразна. Человека постоянно чему-то учат, как-то образовывают – так, что он до отказа забит разного рода знаниями. Но давно уже его не учат главному – умению всматриваться в свою душу, прислушиваться к совести, и ею соизмерять свою жизнь. Напротив, весь тот оглушительный грохот, потоки информации и пропаганды, лжи откровенной и завуалированной, вываливающиеся на наши головы, сам ритм жизни, кажется, к тому и призваны, чтобы не дать опомниться, прийти в себя, задуматься, опуститься в глубину души, откуда только и возможно адекватно оценивать окружающее. Со временем атрофируется сам орган духовного восприятия, и уже анахронизмом звучат слова покаянного канона, - «откуда начну плакати окаянного моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?»

Но случается и такое, что как будто случайно, среди обыденной суеты откуда-то сверху из окна звучит дивная мелодия; и на миг всё меняется, наполняется новым светом, новым смыслом. Так и Церковь сохраняет звуки и слова, способные тронуть человеческую душу.

Сегодня эти слова о покаянии. «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче. Утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему». Утреневать - значит пробуждаться. Именно в духовном пробуждении смысл Великого Поста. Он средство, дабы избавиться от утяжеления жизни, от окаменения и ожирения души, от порабощённости её страстям. Сам Христос говорит в Евангелии про зло в нас, что оно не может быть изгнано иначе как молитвой и постом. И в этом глубокое видение природы человеческой, его психофизического единства, зависимости тела от души, и души от тела.

С покаяния начинается возврат к подлинной жизни, та постная весна, о которой говорится в церковных песнопениях. Но как для жизни природы одной оттепели мало, так и покаяние должно быть достаточным. Евангелие повествует о страшной альтернативе ему. Если не покаетесь, все так же погибнете (Лук.13:3), - обращается Христос иудеям, поведавших Ему о трагической участи своих единоплеменников. А заодно и ко всем нам. Теперь, оглянувшись вокруг, нетрудно уразуметь, что всем нам в некотором смысле предлежит подвиг древней Ниневии, которую Бог за беззакония её предопределил, казалось бы, к окончательной погибели. Однако, покаянием спасшейся.

Но даже если нет сил спасать города и страны, всегда остаётся возможность спасать свою душу. Чрез плачь о ней, к коему призывает ныне преподобный Андрей Критский.