Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Святоотеческое наследие
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Проповедь наместника Ново-Иерусалимского монастыря игумена Феофилакта в Праздник Святой Троицы.23.05.2010 г.

В настоящий день Святая Церковь совершает празднование своего рождения. В этот день, пятидесятый день после Воскресения Христова, апостолы вместе с Пресвятой и Преблагословенной Девой Богородицей находились в Сионской Горнице, которая к ветхозаветному празднику пятидесятницы была украшена цветами, зеленью. В третьем часу дня, т.е., по нашему, в девять часов утра, вдруг раздался шум, как от несущегося ветра, словно пронеслась буря. В сионской горнице над каждым из апостолов, учеников Христовых появился огненный язык. Появился Дух Святой, который снизошел на каждого из тех, кто находился там и пребывал в молитве. Этот Дух Святой, сойдя на  апостолов, изменил их, они стали уже другими. Они стали смелыми, решительными,  не боясь, проповедовали Слово Божие, не боясь, исповедовали Имя Христово, даже до смерти. Мы видим, что Дух Святой им подает самое необходимое для христианской церкви на земле -  святые апостолы начинают говорить на разных языках, на которых разговаривали люди, пришедшие в Иерусалим на святой праздник. Эти люди удивлялись, слыша повествование о Христе на своем родном языке. Потому что, как может быть вера без слышания, поэтому благословленны стопы тех, кто идут с благовестием Христовым. Но народ также удивлялся, что это галиллейские рыбаки стали говорить на других языках. И некоторые, не понимая чужих наречий, стали смеяться и говорить: «Наверно, они напились сладкого вина». И вот тогда выступил апостол Петр и сказал: «Нет, не сладкого вина мы напились, но сегодня исполнилось пророчество, сказанное в древности еще пророком Иоилем, о том, что Господь даст Духа Своего Святого. Сегодня мы видим совершение этого пророчества». Его проповедь была настолько проникновенна и пламенна, что в этот день в Иерусалиме крестилось три тысячи человек. Почему этот день и называется Днем Рождения Святой Церкви. В этот день нам во всей полноте открылась тайна Пресвятой Троицы, та тайна, которая была от начала века сотворения мира. Что   творение мира было преимущественно делом Бога Отца, но Он творил его через Сына в Духе Святом. Мы видим, это проявилось в том, что когда была сотворена первоначально материя посредством Сына, то Дух Святой, сказано в Библии, «ношашася вверху воды». То есть это еще не вполне оформленная стихия природная. Вот слово славянское «ношашася» не очень точно передает еврейский подлинник. Потому что Дух Святой не только парил над водой, но и передавал ей живительную Благодать. Можно это сравнить, как курица наседка отдает тепло тем яйцам , которые она высиживает, вкладывая свое добро в них.

 Далее при творении человека приоткрывается тайна Святой Троицы. Сказано в Библии: «Сотворим человека по образу и подобию Нашему».То есть, говорится во множественном числе, не говорится: «Сказал Бог - Я сотворю человека», но говорится: «Сотворим человека». Для людей оставалось тайной - сколько было Лиц, Сотворителей человека. Еще более явно тайна  Святой Троицы открылась патриарху Аврааму, когда ему Господь явился в виде трех Ангелов. Мы видим тройственное лицо Бога - Бог Отец, Бог Сын и Дух Святой. В Новом Завете Святая Троица проявила Себя еще более ярко – в событиях Крещения Господня на Иордане, Преображения и День Святой Пятидесятницы.

  При Крещении мы видим, что Сын Божий, выходя на общественное служение, пришел на Иордан, сходит в воду, а Иоанн Креститель возлагает свою руку на Его главу. То есть, мы видим, что для возобновления природы всего мира и человека избирается стихия воды.

 Под образом стихии воды берется вся природа земная, которая «Днесть вод освящается естество», которая вся вновь освящается после грехопадения Адама. Дух Святой нисходит в виде голубя и Бог Отец свидетельствует из облака, говоря: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о нем же благоволих», то есть Бог Отец радуется тому подвигу любви, который начинает совершать Его предвечный Сын.

 Далее мы видим, что на Фаворе в Праздник Преображения Господня, за сорок дней до Его страстей, Господь являет ученикам Свою Божественную природу, что Он является Богочеловеком, и во всей полноте ученикам была открыта Божественная Слава Господа Иисуса Христа.

 И наконец, в Праздник Святой Пятидесятницы Сам Дух Святой нисходит. То есть здесь существуют три периода. Первый период- это творение мира, период Ветхого Завета,  это был период проявления по преимуществу Бога Отца. Далее мы видим земную жизнь Господа Иисуса Христа, то есть проявление второй ипостаси Святой Троицы. И наконец, от Дня Святой Пятидесятницы и до сегодняшнего дня и дальше, Дух Святой сошел и наступил период, по преимуществу, проявления третьей ипостаси Святой Троицы - Духа Святого.

 Чему, братья и сестры, нас научает этот праздник? Мы видим, что между лицами Святой Троицы всегда полное единение, полная любовь, полное взаимопонимание и сочетание.

 То же самое должно быть и у нас. Нам эту истину еще раз напомнил преподобный Сергий Радонежский, который основал обитель Святой Троицы и говорил, что «с единением и любовью спасемся». Единением в Господе, в Боге, мы должны взирать на образ Святой Троицы как на три Лица, пребывающие в любви, единении. Таковы должны быть и мы, христиане.

 Мы должны приближаться к Богу, и при этом начнем приближаться и становиться ближе  друг другу. В этой Божественной любви и сами отзываться на эту  любовь и к Богу, и к ближнему. Именно этому научает нас Праздник Святой Троицы. Аминь.