Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Святоотеческое наследие
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Проповедь в праздник Вознесения Господня 13 мая 2010 г.

 Сегодня мы с вами празднуем событие, братья и сестры, которое совершилось ровно на сороковой день после Воскресения Господа Иисуса Христа. К этому дню из Галилеи в Иерусалим прибыли святые апостолы. Это уже были немножко другие апостолы, уже несколько успокоенные, уверовавшие в действительность Воскресения Христово, потому что в течение сорока дней Господь многократно являлся им , научая их тайнам Царства Небесного. Они уже не были теми испуганными, пребывающими  в  недоумении учениками, когда Господь лежал во Гробе.

 Господь, явившись им в последний раз, также  продолжал поучать, а затем вывел их из Иерусалима в сторону Вифании и пошел на гору Елеонскую. Здесь апостолы, которые пребывали в благоговейном трепете, беседовали с Божественным Учителем, постоянно взирали на Спасителя, Его уже просветленные черты лица, после Божественного Воскресения. С ними была Пречистая Преблагословенная Мария Богородица, жены-мироносицы, были и ученики Господа и уверовавшие в Него. И вот Господь, зайдя на гору Елеонскую, стал их благословлять, но перед этим они ему задали вопрос: «Не в это ли время Ты восстанавливаешь Царство Израильское?» То есть, даже здесь они еще продолжают мыслить иногда критериями земными, человеческими, думая о том, чтобы Израиль освободился от римского ига,  стал могущественным земным Царством. Даже тогда, когда, являясь апостолам, Господь отверг им ум к разумению Писания (пока они не приняли Духа Святого), у них еще остаются мысли, занимавшие тогда все общество израильское, и Господь, одергивая их, говорит: «Не  дано вам знать времена и сроки, но вы должны пойти по лицу всей земли и научить людей исполнять Евангелие, заповеди Божии». И вот Господь, все еще поучая, стал  их благословлять и возноситься на небо. Они пребывали в некотором недоумении, а затем поклонились вознесшемуся Господу и продолжали стоять до тех пор, пока не явились им два ангела и сказали: «Что вы стоите и смотрите на небо, это Иисус вознесшийся. Он придет таким же образом на землю еще раз, но уже судить весь мир».

 Апостолы, как сказано, вернулись сразу в Иерусалим. Нас это удивляет. Почему они, потеряв своего Божественного Учителя, возвращаются сразу? Потому что Господь  обещал им другого Утешителя, который, придя, наставит их на всякую Истину.

 И у нас возникает вопрос - а почему Господь вознесся на небо вне Иерусалима, на расстоянии субботнего пути, то есть небольшого расстояния, которое мог совершить правоверный еврей в субботний день. Почему Он не совершил этого в Иерусалиме, особенно перед лицом первосвященников, книжников, тех евреев, которые Его распяли, может, они, увидев чудесное и преславное Вознесение на небо, уверовали бы в Него, как  Богочеловека?

 Нет, братья и сестры, такого бы не произошло. Мы помним, что все чудеса, которые Господь творил перед их лицом - они приписывали силе Веельзевула - князя бесовского. Когда же Господь воскресил перед ними четверодневного, уже смердящего Лазаря, то они решили убить Христа и Лазаря. Потому что ради Лазаря люди веровали в Господа. Затем мы видим, что они действительно предали Христа по зависти и злобе своей на крестную смерть.

 И это  чудо не растопило бы их ожесточенные и окамененные сердца. Но для нас, братья и сестры, сегодня в этот праздник важны слова Христа, с которыми он обратился к ученикам. И это были очень краткие слова; «Сидите в Иерусалиме и ждите обещанного Утешителя».  Эти слова касаются не только самих апостолов, но касаются и нас –тоже учеников  Христа - чего мы должны ожидать, что мы должны получить, и как мы должны себя к этому подготовить. Каждый из нас при Таинстве Крещения облекся в Христа, при помазании получив дары Духа Святого, то есть, казалось бы, мы получили все то же, что и святые апостолы. Но, в отличие от них, этот Дух Святой в нас порой не действует. Мы тот Дух Святой, полученный при Таинстве Крещения, порой даже не теряем, а закапываем на поле. Сегодня очень кстати вспомнить евангельскую притчу. Один купец нашел прекрасную жемчужину на поле, и ради нее идет и продает все свое имение, покупает  поле, чтобы обрести этот драгоценный камень.

 Так вот, братья и сестры, имение – это наша человеческая плоть, драгоценный камень -  наше сердце. И  ради того, чтоб в нашем сердце стяжать Духа Святого, чтоб в нашем сердце воцарился Сам Господь, нам необходимо продать все, то есть оставить все мирские грехи, пристрастия, чтобы оставить только это поле. Чтоб иметь только Христа. Вот тогда Дух Святый в нас будет жить и действовать, и дары Духа Святого в нас будут преизобильно проявляться и преумножаться. Когда же этого не происходит, тогда мы  бесценный бисер на нашем поле бесцельно закапываем в землю, он остается в бездействии, и мы не приносим никакого доброго плода. И будем держать страшный и суровый ответ перед Судьей нашим Господом за то, что дары, посланные нам свыше, не употребили во благо и не преумножили.

  Теперь, братья и сестры, в течение десяти дней – от праздника Вознесения Господня до праздника  Троицы и сошествия Святого Духа -  мы должны стараться пребывать, подобно святым апостолам, в Иерусалиме, находиться в храме на богослужении, пребывать в молитве и посте, чтобы в день Святой Троицы и на нас сошел Дух Святой, чтобы обновил нас Дух правый, которого мы по нерадению от себя отогнали, растеряли на своем греховном пути.

  Будем подражать святым апостолам и с такой же ревностью и усердием ожидать обещанного нам Духа Святого. Аминь.