Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Святоотеческое наследие
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Проповедь в праздник Сретения Господня

 В Ветхом Завете, братья и сестры, был такой порядок: одно колено левиино должно было служить при Иерусалимском Храме. Почему они и назвались левитами. А остальные колена освобождались от этого служения, имея в виду первенство мужского пола, потому что такого большого количества служителей при Иерусалимском Храме даже не требовалось. Но в знак этого освобождения  или искупления, каждый младенец мужеского пола приносился в Иерусалимский Храм своею матерью. Богатые приносили в жертву овцу, а бедные - двух голубиц. Это был обычай Ветхого Завета. И Пресвятая Богородица пришла также на сороковой день после рождения Своего Божественного Сына и принесла двух голубиц. Их в этом храме встретил Симеон, которого так и называют - Богоприимец.

 Это был удивительный человек. Когда-то , больше трехсот лет до этого события, будучи одним из ученейших мужей, по приказу Птоломея Второго Филадельфа, он переводил книги Священного Писания  с еврейского языка на греческий для библиотеки Фараона в Египте в Александрии.  Ему выпала книга для перевода пророка Исайи, где он усомнился в правильности написания седьмой главы четырнадцатого стиха: «Се Дева во чреве примет и родит Сына». И он подумал: «Как это может дева зачать и родить?». И поскольку тогда все писали на пергаменте, то он взял нож, чтобы соскоблить слово «Дева» и написать слово «Жена». То есть «Жена зачнет и родит Сына». Ему по-человечески казалось это понятным и правильным. Между тем явился к нему Ангел Господень и произнес: « За то, что ты не поверил словесам Божественным, изложенным пророком Исаией, не умрешь до тех пор, пока не исполнится это пророчество». Симеон Богоприимец ждал исполнения этого еще триста лет. Потому, когда родился Богомладенец Христос и на сороковой день  был принесен в Иерусалимский Храм, туда пришел этот старец, взял Богомладенца  в свои руки  и произнес всем нам известные слова, которые мы повторяем за каждым вечерним богослужением: «Ныне отпускаеши раба Твоего Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко очи мои  видели спасение Твое». То есть, он своими глазами увидел Христа.

В этот день, кроме Симеона Богоприимца пришествие Его в храм  увидела пророчица Анна- дочь Фануилова. Это тоже была удивительная женщина, старица, которая, как сказано, от своего девства прожила в браке семь лет. Девушки выходили  замуж в Израиле довольно молодыми, в возрасте 16-17 лет, и вот она прожила семь лет, представьте, сколько ей было,  когда она овдовела. А после этого она пребывала в честном вдовстве. То есть, своему почившему супругу не изменяла, но пребывала, как сказано в Священном Писании-« в посте и молитве». Вот эти праведники Ветхого Завета, которые пришли в Иерусалимский Храм, встретили в тот момент принесенного Богомладенца Христа. Ей, этой старице, было 84 года, и она являла собой образ честного вдовства, послушания воле Божией остаться ей одной.

Это образ, пример, как должна жить женщина, если она потеряла и лишилась мужа.  Мы видим, братья и сестры, в настоящий день встречу, почему и называется Сретение Богомладенца Христа и старца Симеона Богоприимца  и пророчицы Анны. Обратите внимание, что к встрече с Богомладенцем были призваны только эти двое. А ведь там было много людей. Все остальные, то множество народа не обратили никакого внимания на то, что в Храм был внесен Христос. Как это страшно и ужасно!

Поэтому мы говорим, что праздник Сретения Господня - это встреча Ветхого Завета со Христом. Встреча Ветхого с Новым Заветом. Это праздник встречи человека с Богом. И вот здесь у нас возникают вопросы. «А где происходят эти встречи?». Ведь у нас они тоже бывают. Должны быть. Это происходит в молитве, в болезнях, в скорбях. Такие встречи происходят, когда мы бываем рядом с людьми нуждающимися, находящимися  в трудных обстоятельствах. И самое главное – такие встречи бывают в момент причащения Святых Христовых Животворящих Таинств. Но, братья и сестры, встречи бывают, а мы порой, довольно часто их не замечаем. Мы проходим мимо Христа, не замечая Его. И спрашивается, почему такое бывает? Причин много. Но необходимо назвать главную причину - человек не замечает Бога из-за нечистоты своего сердца. Нечистота, словно пелена,  покрывает наши душевные очи, и мы становимся слепыми и не видим Христа, когда проходим мимо Него. Почему? Святая Церковь говорит от нашего лица довольно часто: «Сердце чисто созижди во мне Боже и Дух прав обнови во утробе моей».  То же самое говорит и само Священное Писание: «блаженны чистые сердцем, потому что они узрят Бога». Кто не стяжал чистоту сердца, тот  Бога не увидит. 

  Праздник Сретения имеет отношение к  жизни каждого из нас, в жизни Новозаветной. Когда-то наши благочестивые родители принесли нас в храм для Таинства Крещения. Пускай Господь им за их усердие воздаст милостию и великими щедротами. В заключение Таинства  Крещения бывает обряд Воцерковления, который  соответствует событиям праздника Сретения Господня. Когда наша мать, подобно Пречистой Матери, в конце Крещения становится у порога церковного и держит ребенка на руках. И рядом с ней священник, который на короткий момент берет дитя в свои руки, осеняет его крестообразно перед входом в святой Храм и говорит: « Вниду в Дом Твой, поклонюся ко храму Святому Твоему». Эти слова он произносит от лица  младенца, которого он держит на своих руках. Тут же возвращает его в руки матери, которая, осенив себя крестным знамением, берет его, и они следуют вместе со священником к центру храма. Здесь священник вновь берет младенца из рук матери и, осеняя им крестообразно, говорит: «Посреде церкви воспою Тя». Мать крестится и опять принимает ребенка на руки.  Обратите внимание на сами слова- священник, когда берет младенца, говорит: « Воцерковляется раб Божий или раба Божия» и называет имя младенца, а потом слова « Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Вниду в Дом Твой, поклоняемся ко Храму Святому Твоему». Это что, братья и сестры? Это заповеди, которые мы получили.

 Первая - ходить в Дом Божий, в Церковь. Вторая - поклоняться Дому Святому. То есть, когда мы идем мимо храма, едем в троллейбусе, на машине ли - мы должны обязательно перекреститься и поклониться на храм. Потому что, такой обет мы дали при обряде воцерковления. То же самое священник еще раз говорит: «Воцерковляется раб Божий», повторяя эту фразу, и затем произносит слова: «Посреди церкви воспою Тя». То есть, на нас возлагается обязанность петь посреди Храма. Поэтому священники и дьяконы всех призывают петь при богослужении - «Царю Небесный», «Воскрешение Христово видевши», или тропарь праздника, или «Символ Веры», «Величание», «Отче наш», а также другие песнопения в период празднования Пасхи, потому что мы дали этот обет - воспевать Бога посреди Церкви. Не ленитесь, изучите тропари церковные, «Символ Веры», «Отче наш», «Царю Небесный», кто этого не знает, и обязательно пойте посреди Храма. А затем священник идет с матерью сюда к амвону, берет младенца из ее рук. Тут  мать делает три поклона Господу, это ее жертва Богу, за то, что Он ей дал этого младенца. Подобно тому, как в Ветхом Завете приносилась в жертву овца или голубица.  

 Теперь ни голубей, не баранов в храм не приносят. Но от нас требуется жертва Богу – дух сокрушенный. Поэтому мать делает  земные поклоны в благодарность за ребенка, который ей был дан. Перед Царскими Вратами священник уже в третий раз произносит слова: «Воцерковляется раб Божий», затем прикладывает его к иконам Спасителя и Божией Матери .                            Если это младенец мужского пола, вносят его в алтарь и там осеняют им крестообразно перед Престолом, на Горнем месте и перед Жертвенником в знак того, что каждое лицо мужского пола может стать священнослужителем, как это было когда-то в колене Левиином в Израиле.    А если лицо женского пола - вход в алтарь уже возбранен, и священник прикладывает дитя к иконе Божией Матери, а затем полагает на амвоне в знак того, что даже после того, как мы крещены и воцерковлены, мы должны о себе думать очень скромно, смиренно, осознавая, что мы - «прах, из праха мы созданы, в прах вернемся», и только по милости Божией нам даровано и в церковь ходить, некоторым из нас стать священнослужителями, не потому, что мы этого достойны, а только по одной милости Божией.  

 Что же получается дальше? А дальше после крещения мы повзрослели, возмужали, получили образование. Но, отвернувшись от пути спасительного, пошли дорогой мирских страстей, пороков и наслаждений. Необходимо всем задуматься, придти в себя. Потому что нам, братья и сестры, предстоит с Богом встреча. Сретение. После нашей смерти. Каждый человек пойдет к престолу Божию, где и произойдет Сретение с Богом. Святая Церковь нам говорит , святые отцы учат, также как и весь церковный опыт: для того чтобы это событие прошло благополучно, нам необходимо почаще встречаться с Богом здесь на земле. То есть молиться почаще, причащаться Святых Христовых Таин, почаще быть с людьми скорбящими, утешать больных. Хотим мы этого или не хотим, но встреча состоится. И времени этого мы знать не можем. Так вот, когда мы придем на самую главную для нас встречу с Христом, не услышать бы нам от Него грозных слов: "Отойдите от Меня в проклятие уготованные дьяволом и ангелами его", а слова милостивые: "Придите благословенные и унаследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.

2010г.