Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Святоотеческое наследие
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Проповедь в неделю о Страшном Суде.

Проповедь наместника Ново-Иерусалимского монастыря игумена Феофилакта в Неделю о Страшном Суде.

В настоящий воскресный день Святая Церковь предлагает нашему вниманию воспоминание о Страшном Суде. О том событии, которое наступит, как тать, ночной вор, внезапно на всю Вселенную. Когда окончательно и бесповоротно определится участь всех людей, которые ранее жили или доживут до этого момента. И Святая Церковь, как вы теперь слышали, определяет те критерии, по которым Господь будет судить Вселенную. Нет никакой тайны - по какому кодексу будет происходить этот Суд. Все уже известно. Все теперь слышали в Евангелии, что Господь, обратившись направо, там, где он отделит праведников и скажет: «Придите, благословенные, в уготованное вам Царствие, потому что Я хотел кушать, и вы дали Мне есть, Я жаждал и вы напоили Меня, Я был странником и вы Меня приняли,был болен и был в больнице или в темнице и вы посетили Меня». Они с удивлением скажут: «Когда же мы Тебя видели голодным или жаждущим, были в больнице или в темнице и Тебе послужили? И Господь скажет: «Вы послужили меньшим моим нуждающимся и, тем самым, Мне». То есть, удивятся, что в собственной жизни никогда Господа непосредственно не видели, а Он говорит, что послужили Ему. Потом, обратившись налево, где, как сказано, он соберет грешников, и как пастух, будет отделять овец от козлов, и произнесет: «Отойдите от Меня проклятие, на муки вечные, уготованные дьяволу и ангелам его». И повторит все те же критерии: «Потому что Я алкал и вы меня не накормили, жаждал - вы меня не напоили, был странником и вы меня не приютили, был в темнице, вы меня не посетили». Они спросят: « Но когда Тебя таким видели?» И скажет им: «Поскольку вы не послужили меньшим моим, то не послужили Мне». И пойдут они в вечную геенскую муку. И, пожалуй, на этом выражении из Евангелии нам надо, братья и сестры, сосредоточится. Сегодня все знают огромное количество людей, которые не верят в реальность ада, или, еще хуже, которые уже сейчас переживают такие адские муки и не могут понять, что с ними реально происходит. Ведь надо же понять, братья и сестры, что Страшный Суд уже идет, разделение людей направо и налево уже сейчас происходит. Одни люди выбирают путь правый-служение Богу и своему ближнему. Выбирают путь терпения скорбей, понимая, что жизнь - это купля для людей, приобретение либо Царствия Небесного, либо вечных страданий. А другие люди выбирают путь греха, порока, служения страсти, дьяволу. И за это уже на земле начинают испытывать эти адские муки. Так же как и праведные люди, богоугодные, начинают испытывать уже в этой жизни блаженство вечное. И вот об этом очень ярко и наглядно повествует рассказ Николая Александровича Мотовилова, который себя называл «служкой» преподобного Серафима Саровского. В одной из бесед с отцом Серафимом, этот человек, будучи умным и образованным , усомнился в существовании нечистой силы, геенских мучений. Когда ему отец Серафим рассказал, что он тысячу дней и тысячу ночей молился Богу, чтобы преодолеть вражеское нападение, говоря, что самый маленький бес может своим одним когтем перевернуть всю землю, Мотовилов удивился, как может бес иметь когти? На что ему отец Серафим ответил, что изображают беса с рогами, хвостом и когтями, так как это самое омерзительное и отвратительное существо, какое можно представить. Вновь Мотовилов усомнился: « Но как может самый маленький из них перевернуть всю землю?» И отец Серафим объяснил, что бесы – хоть и падшие, но ангелы, поэтому они имеют силу и могущество такую, что даже самый маленький из них может перевернуть землю. Что только милостью Божией, ради Христовых заслуг мы существуем благополучно. На что Мотовилов дерзко произнес: « А вот бы и мне побороться с дьяволом». И вы знаете, эти слова были приняты как вызов. Когда был жив преподобный Серафим Саровский, то под его молитвенным кровом Николай Александрович преспокойно жил. А умер о.Серафим, и Мотовилов решил собрать полную информацию о юности , месте рождения и жизни преподобного старца. Предпринял он для этого путешествие в город Курск, а также в Киево-Флоровскую обитель. И эта поездка закончилась для него весьма трагично. Во время путешествия дьявол ему отомстил за великое богоугодное намерение. Сначала Мотовилов прибыл в город Курск, где выяснилось, что люди, знавшие преподобного Серафима умерли, родственники уже не помнят его молодым. Удалось с трудом найти одного старика, родственника преподобного, который поведал о его детстве. Эти сведения находятся в каждом жизнеописании преподобного. Даже дом, в котором о.Серафим жил в детстве, был снесен, и на его месте находилась совсем другая постройка. После этого Мотовилов поехал в Воронеж. Остановился он на ночлег в одной гостинице, при свете свечи разбирал свои записи и был поражен, прочитав, что одна девица, часто причащалась, но тридцать лет была одержима бесом. И исцелилась лишь у раки мощей святителя Митрофания Воронежского. Он подумал: « Ну как же такое могло быть? Чтоб человек- христианин, часто исповедуется и причащается, и вдруг тридцать лет он был бесноватый? Этого не может быть. Со мной бы такого не произошло, потому что я часто причащаюсь.» В то же самое время в него начало входить отвратительное холодное мерзкое облако. Руки Мотовилова были как парализованные. Он не мог перекреститься. Его разум был абсолютно поражен настолько, что он не мог вспомнить Имя Христово, чтобы сказать Иисусову молитву. И как он не сопротивлялся , леденящее облако полностью в него вошло. А далее с ним начались те самые адские муки, про которые нам повествует сегодня Святое Евангелие. Три вида адских мук испытал на себе Николай Александрович Мотовилов. Первые три дня его жег нестерпимый геенский огонь, который сжигает человека в аду. И он описывал свои ощущения, будто внутри него полыхал нестерпимый пламень, который сжигал его, но он при этом оставался внешне цел. Причем, не только он один это испытывал внутри, но это видели все окружавшие его. Он рассказывал: «С меня по десять, по семнадцать раз в день снимали, соскребали сажу - от этого геенского огня, который в нем полыхал. Он смог избавиться от этой первой адской напасти только тем, что архиепископ Антоний Воронежский приказал во всех монастырях города Воронежа, а это 47 храмов и монастырей, совершать Божественную Литургию и за ней возглашать на Сугубой ектинье особое прошение. И сам Мотовилов был исповедован и причащен святых Христовых Таин. Таким образом в нем окончился первый вид геенских мучений. После этого начался другой вид-это тартар. Геенский адский холод, который сковал его полностью на двое суток. Архиепископ Антоний Воронежский предложил ему свою руку поставить над свечой. Мотовилов держал руку два часа над свечкой. Вся рука закоптилась, но он нисколько не согрелся и не почувствовал какого-либо тепла. Это был холод, он даже об этом написал на листе бумаги и отпечаток рук приложил как свидетельство на бумаге, что он реально это мучение пережил. И снова он избавился от этого исповедью и причащением Святых Таин. А далее он был испытуем полтора дня геенским червем. Червяк, который ползал внутри него, переползая из одних органов в другие, залезал в глаза, уши, рот. И Мотовилов описывал это так: « Мне была от Господа дана сила схватить червя и растягивать его, он опять вползал в мое тело и опять продолжал меня пронзать, пожирая. Но при этом тело оставалось все равно целым. И избавиться от этого третьего вида мучений он смог после исповеди и причащения, которое совершил архиепископ Антоний Воронежский и преподал ему Тело и Кровь Христову, при этом мука неусыпаемого червя в нем закончилась. Но ему явился Серафим Саровский и сказал: «Ты еще после этого тридцать лет будешь терпеть обдержание бесовское, мучение и исцелишься лишь при открытии мощей святителя Тихона Воронежского. Мотовилов тридцать лет мучался беснованием, и только в 1861 году, во время обретения мощей святителя Тихона Воронежского, Мотовилов стоял в алтаре и плакал, потому что тридцать лет прошло и св.Тихона прославили, а беснования его не кончились, обещание отца Серафима все никак не исполнялось. Он плакал и во время Херувимской песни вдруг увидел на Горнем месте самого святителя Тихона Воронежского, который его благословил. И в этот самый момент бес из него вышел, прекратив его мучения. За что же все это вытерпел Николай Александрович Мотовилов? А за то, что он захотел, будучи мирянином, человеком земным быть на небе, там же, где был Серафим Саровский. И вот чтобы достигнуть той небесной славы Вечности, пришлось на земле испытать по отдельности три вида адских мучений и тридцать лет быть одержимым от бесов. Этот рассказ, братья и сестры нам говорит, что земная наша жизнь есть купля Царствия Небесного или вечных мучений. Этот рассказ должен одних утешить в терпении, в других вселить надежду, а третьим даровать страх Божий, если они грешат, не думая о последствиях своих пакостных поступков. Поэтому святая Церковь нам сегодня напоминает о том дне, которого мы ждем со страхом, но и с благоговением и даже радостью. Почему с радостью? Да потому, что придет Христос. Если Он придет как судья грозный, все равно он наш Христос, мы рады встретить Его. Вы, может, замечали, что люди, когда говорят о кончине мира, то вспоминают не о Христе , а об Антихристе. Какое же потемнение сознания человеческого! Разве в Антихристе суть? Главное в том, что мы чаем, или, как мы поем в Символе Веры, ожидаем Второго Пришествия Христа - вот где самое главное событие, и об этом событии сегодня нам Святая Церковь напоминает, чтобы каждый из нас сказал : «Слава Богу за себя и за всех. Слава Богу за все.» Аминь.