Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Святоотеческое наследие
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Проповедь наместника Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря игумена Феофилакта .31-я неделя по Пятидесятнице.

                 Проповедь наместника Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря 

                                                           игумена Феофилакта

                                                           31-я неделя по Пятидесятнице.

 

Сегодня в первый воскресный день после праздника Рождества Христова совершается воспоминание тех евангельских событий, которые произошли непосредственно в следующие за этим священными  днями. Родился  Богомладенец Христос. После того, как Ему пришли поклониться волхвы, Ангел явился Иосифу

и сказал: «Возьми Отроча, Матерь Его и беги в Египет, потому что Ирод хочет убить Младенца.»

 Будучи не из царского рода, Ирод был  идуменианином. Римской властью назначенный на  царский престол, а не волею народа. Он постоянно чувствовал незаконность своего пребывания, и всячески желая сохранить эту власть, боялся всех конкурентов, тех, кто в будущем сможет стать ему соперником. И вот он услышал, что родился Младенец из рода Давидова, а все эти события свидетельствовали  о том, что появился на свет не просто младенец, Родился  Царь Иудейский, более, чем просто земной царь. Родился Бог на земле.

 Сказано, что Ирод пришел в ужасное смущение. Но не только он. Пришел в страх весь Иерусалим. Какой важный момент! Пришли в смятение все жители этого города. Свидетельствует это о том, насколько низко было их духовно-нравственное состояние в момент прихода в мир Христа.

 Поэтому совершенно не случайно, что никто из жителей Вифлеема не открыл дверей Богоматери и Иосифу перед тем, как она должна была  родить. Никто не открыл им своего сердца.

 И вот мы видим далее, что, повинуясь гласу свыше, Иосиф берет Матерь и Отроча и бежит в Египет. Здесь получается, что Господь учит избегать опасности, встречающиеся на нашем пути, Сам Бог предупреждает, чтобы мы не совершали ненужных действий.

  Ирод дает повеление убить всех младенцев Вифлеема и его окрестностей. По его повелению воины избили четырнадцать тысяч младенцев. Этот момент отображен в Евангелии такими словами: « Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет"..

  О том, какое  это было горе для матерей, выразить словами  невозможно.

 Если посмотреть в Евангелии, мы  увидим, что Господь Иисус Христос старался утешить страдания матерей. Например, воскресив  единственного сына  Наинской вдовы. Мы также видим, что Христос воскресил дочь Иаира.

 Поэтому, когда погибли эти четырнадцать тысяч младенцев Вифлеемских, то они стали первыми мучениками, пролившими свою кровь за Христа.

  Святая Церковь вспоминает четырнадцать тысяч убиенных Иродом младенцев служением молебна в этот день и призывает поклониться этим мученикам. Поклониться и попросить их помолиться перед Богом об участи тех матерей и отцов, поступивших подобно Ироду и убивших своих детей в материнской утробе.

 Мы видим, что у нас в Новом  Иерусалиме эти события отмечены  престолами, приделами. В праздник Рождества Христова и в ближайшие дни у нас в монастыре престольные храмовые дни. В эти дни мы совершаем  воспоминание  Поклонения волхвов, Бегства в Египет и память  14 тысяч мучеников младенцев, от Ирода избиенных. То есть, создатели нашей святой обители понимали значимость этого великого праздника  и постарались устроить приделы в честь этих  святых угодников и священных событий.

 Также сегодня, в 31 неделю по Пятидесятнице, Святая Церковь предлагает нам повествование об исцелении Иерихонского слепца. Нам не надо долго объяснять, до чего это тяжелый недуг для любого человека. Ведь ученые подсчитали, что 90% информации человек получает через органы зрения, поэтому, если нет зрения у человека, то насколько беднее  получается его жизнь, насколько он получается несчастным. И вот такой слепец стоял у Иерихона и, услышав шум проходящей толпы, спросил: «Кто это идет?». Получив ответ, что это Христос, он увидел в нем Божественного  Врача душ и телес наших  и обратился к Нему с просьбой о помиловании. И когда Господь обратил на него внимание и спросил: «Что ты хочешь?», тот ответил: «Чтобы мне исцелеть». И Господь, видя неотступность его веры, потому что он громко просил, кричал даже, так, что  окружающие делали ему замечания. Всем казалось, что его поведение выходит за рамки приличия. Это желание получить милость Божественную было так велико, что он получил просимое. Господь его исцелил, и он пошел, славя Бога и проповедуя всем о том чуде, которое с ним сотворил Господь.

     Здесь мы видим, братья и сестры, для нас урок. Этот иерихонский слепец - наш сегодняшний учитель. Мы должны научиться  у него той ревности, решительности просить у Господа о своих проблемах, недугах. Мы все, вроде, зрячие. Но все мы обложены слепотой душевной, которая есть грех, потому что любой грех, любая страсть затмевают нашу душу, омрачают сердце. Это не праздные слова, братья и сестры, нам Евангелие прямо говорит: только «чистые сердцем узрят Бога». А  те, у кого сердце омрачено, душа слепа, Бога не увидят. Вот цель нашего бытия на земле - чтобы потом, перейдя в загробную жизнь, мы могли лицезреть  Бога. И вот у нас это не получится, если мы здесь, в этой жизни не очистим нашу совесть, нашу душу, не освободим наше сердце от  грехов. Иерихонский слепец даже во время своей земной жизни добился этого прозрения, как мы видим, и телесного, и душевного.

    И вот перед нами стоит задача – жить так, чтобы узреть Бога  уже на земле. Потому что Святая Церковь говорит: «То, что не начнется на земле, то уж точно не начнется после смерти». То есть, после смерти мы будем иметь то, что у нас есть теперь при жизни. Смотрите, какое  у нас внутреннее состояние – удручающее. У кого-то гордость, тщеславие, гнев. У другого – уныние и отчаяние. У кого-то плотские похоти бушуют в душе. Вот что мы имеем в наличии. В реальности. Если мы с таким внутренним устроением умираем, переходим в загробную жизнь, то это болезненное состояние после рубежа смерти только усиливается. Так о каком лицезрении Бога может идти речь для нас? Пока Господь дает возможность очистить себя от скверны плоти и духа.

   Также духовно слепыми являются те, которые отрицают существование Бога,  отрицают значимость Церкви, ее уставы и таинства. Слепые и те, кто вместо храма ходят в театры. Те, кто вместо Евангелия, священной Книги, где мы можем узнать волю Божию и сравнить наше внутреннее состояние с тем, какое нам проповедует Христос,  читают  только другие книги, те тоже внутренне слепы. И поэтому сегодня иерихонский слепец – наш наставник. И мы будем просить Господа так же неотступно и горячо об исцелении нашей внутренней слепоты и даровании нам возможности вечно лицезреть Его. Аминь.