Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Святоотеческое наследие
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
6 марта 2010 г. Проповедь.

   Святая Церковь твердой рукой ведет нас по поприщу Святой Четыредесятницы. По спасительным стезям, которые необходимы для спасения нашей души. И во вторую, третью и четвертую субботы Великого поста она нам заповедует совершать поминовение усопших. В эти три субботы Святой Четыредесятницы она предлагает  вознести сугубые, усердные молитвы, а также совершить наши милостыни и жертвы в память почивших близких, родных и знакомых, ведомых и неведомых нам людях. Почему так делает Святая Церковь? Потому, что время св.Четыредесятницы – особое. Это весна для души, когда мы должны максимально сосредоточиться на своем  внутреннем состоянии, когда мы должны больше времени уделять молитве церковной и домашней. Когда мы должны поститься строже, чем в любой другой пост.

   Поминовение усопших оставляется в богослужении на время Великого поста. После 1-го часа и после вечери положено совершение заупокойной литии, но и только. То есть, нет полной Панихиды, полного заупокойного поминовения. Тем более, нет полной литургии, на которой вынимаются частицы за души усопших. Это самое большое, что мы можем для них сделать. Поэтому  Церковь сосредотачивает наше внимание в эти субботы на особенном поминовении усопших. У кого  во время Великого поста случится девятый день, сороковой день после кончины близких или годовщина памяти, то следует поминовение перенести на ближайшую после этих дней субботу.

   О чем свидетельствует общая церковная молитва об усопших? О том, что ничто духовное со смертью не разрушается, что любовь переходит из этой жизни в жизнь загробную. Об этом же свидетельствует  праздник Преображения Господня, когда мы видим Господа на горе Фавор просиявшим той божественной благодатью, которая была до времени прикрыта от учеников и всех других, кто окружал Христа. И рядом с Ним –  Илия  и Моисей, два пророка. Один представитель Рая, другой представитель ада. Потому что Илия был взят на колеснице на Небо, а  – Моисей – как и прочие ветхозаветные пророки, после смерти сошел во ад, т.к. Рай был закрыт для людей, невозможно было туда попасть, кроме таких исключительных случаев, что произошли с Енохом, ветхозаветным патриархом, праотцем и Илией.

   Что мы видим, братья и сестры? То, что на Фаворе, даже в момент Преображения, находятся двое людей  из потустороннего мира. Опираясь на этот факт в Евангелии, мы говорим, что между живыми и умершими нет той преграды, которая разделяла бы нас. Что Бог не есть Бог мертвых, но живых. Для Него все живы. Поминовение усопших совершалось и в Ветхом Завете. Иуда Маккавейский  в память об усопших приносил жертву. То же самое мы видим и во времена Нового Завета, апостольские времена. Св.отцы говорят – то, что мы приняли от апостолов, имеет огромное значение, и от них идет традиция поминать усопших. Это апостольское установление.

  Мы собрались в храме, чтобы вознести наши молитвы о почивших. Нет человека, который бы жил на земле и не согрешил. А раз люди жили и согрешили, то, умирая, может быть, не успели исповедаться во всех грехах. Может, не совершили должного покаяния, не оплакали свои грехи достойным образом. Пока у нас есть время помолиться за усопших, принести за них умилостивительную, бескровную жертву Богу  -  до Страшного Суда, до той поры, когда уже не будет приниматься никакое умилостивление.

   Нам святые отцы предлагают такой пример. Если бы был такой человек, который согрешил перед земным царем и за это был отправлен в ссылку, где находится в тяжелых обстоятельствах, то его родственники, если сплетут прекрасный венок и поднесут его царю, то тот умилостивится и облегчит участь заключенного.

То же самое и Царь Небесный. Если он даже по своему правосудию кого-то определил на мучения адские, то мы можем принести жертву хвалы, попросить прощения для умерших. И неужели Он не откликнется своим милосердием и не облегчит их участь, когда это возможно еще осуществить.

Таким образом, Святая Церковь нас наставляет, чтобы мы не ленились, но мужественно и твердо приступали к Царю Небесному. Еще один пример нам предлагают святые отцы- смотрите, когда царь земной вышел из своих покоев и сел для того, чтобы принять жалобы и просьбы своих верноподданных. Отцы Церкви говорят: «Спеши, пока царь еще внемлет всем, обращающимся к нему с просьбами». Так же св.отцы говорят и о литургии в память усопших  -  спеши в храм, пока открыты Царские врата, пока на Престоле восседает Царь царей и Господь господей, и усердно проси Его о помиловании усопших, о том, чтобы Он не лишил их Божественного света. Пока не закрыты Царские врата, принеси свою молитву, сотвори милостыню. Царь Небесный обязательно откликнется на наши просьбы к Нему. Аминь.