Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Святоотеческое наследие
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Проповедь в Навечерие Богоявления Господня (Крещенский сочельник)


Сегодня Святая Церковь нас, братья и сестры, подводит непосредственно к празднику Крещения Господня. И настоящий день называется Навечерием Крещения Господня или Крещенским Сочельником. В эти последние дни и в самом богослужении настоящего дня нам особенно ясно и подробно открываются образы, связанные с праздником Крещения Господня. Прежде всего открываются образы ветхозаветные, в которых мы должны увидеть и понять глубину, смысл и значение настоящего праздника.

В эти дни нам многократно говорится о переходе богоизбранного израильского народа через Чермное море, когда Моисей своим жезлом ударил по воде, вода расступилась и встала стеной с двух сторон так, что народ израильский смог перейти по дну как по суху, а затем, когда египетские колесницы с фараоном пошли этим же путем, воды сошлись и их потопили. Говорится и о другом моменте того же пути из Египта в Землю Обетованную, когда евреи, путешествуя по пустыне, нашли источник воды, в котором воды были горькие, и пить их было невозможно… И палимые солнцем в этой жаждущей пустыне, они услышали повеление Божие к Моисею, которому было сказано: «Брось в эту воду дерево». И когда кусок дерева был брошен в воду, вода стала сладкой и пригодной для питья.  Вспоминаются также пророк Илия и его ученик пророк Елисей, который после того, как Илия был взят на колеснице на небо, получил Илину «милоть» и, ударив ею по водам Иордана, прошел по нему как по суху.

Эти ветхозаветные образы предлагаются нам, братья и сестры, для того, чтобы понять, что вода как стихия Божия, как один из элементов творения Божия имела огромное значение не только для земли, но прежде всего для человека. Она послужила и при творении мира, поскольку мы помним, что Дух Святой «носился над водою» (Быт. 1:2), которая напоялась благодатью Божией. И в Ветхом Завете Господь не раз обращался к стихии воды, чтобы через неё показать свою Божественную силу, свои знамения для вразумления, наставления израильского народа и всех верующих в Бога людей.

И теперь мы с вами видим уже события новозаветные, касающиеся этого праздника, - чудную, прекрасную картину на берегах того же Иордана. Нам рисуется образ великого подвижника Иоанна Крестителя, который  имел  «одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды[вид саранчи] и дикий мед» (Мф. 3:4).  Он пришел в пустыню проповедовать покаяние. Но его проповедь не была слишком грозной, уничтожающей, эта проповедь была милостивой. Мы слышим его слова о том, что «всякая гора и холм да понизятся…»(Лк. 3:5) - это обращение к людям знатным, людям высокого социального положения. Идёт Божий призыв к ним, чтобы они смирились, потому что грядет  Сам Господь.  И слышим другие слова о том, что «всякий дол да наполнится»(Лк. 3:5), всякая долина возвысится, - это обращение к людям простым, незнатным, может быть, бедным или находящимся на призрении, чтобы они не отчаивались, а, наоборот, ободрились, потому что придет Господь для их спасения.

Мы видим, что со всей Иудеи стекается народ в заиорданскую пустыню к Иоанну, чтобы послушать его проповедь, покаяться в грехах и принять от него Крещение во Иордане, Крещение покаяния. В этой толпе есть и надменные, гордые фарисеи, и суетливые саддукеи, и воины, и люди простого сословия. И проповедь Иоанна Крестителя касается всех, самых разных людей, пришедших на Иордан. И перед ним стоит задача,  миссия - подготовить этот народ к пришествию Мессии. И для каждой категории населения, как бы мы сказали современным языком, он находит нужное слово назидания.

Горделивым фарисеям, которые думали, что они спасутся, попадут в рай, наследуют жизнь вечную только потому, что они потомки Авраама, он говорит о том, что от них требуется чистота сердца и глубокая истинная вера, а из тех камней, на которых они сейчас стоят в пустыне, Господь может «воздвигнуть детей Аврааму» (Мф. 3:9). То же самое говорит воинам, даёт  им дает наставления как надо себя вести; говорит простому народу. И мы видим, что эта проповедь доходит до сердец людей, что Иоанн Креститель сполна выполняет свою задачу, свое предназначение. Народ начинает каяться в грехах. И в знак такого раскаяния, примирения с Богом, очищения своей совести люди входят в воду Иордана по призыву Иоанна Крестителя, и он погружает их трижды в знак будущего Таинства Крещения. А пока здесь идёт то покаяние, которое и сегодня необходимо перед совершением Таинства Крещения. И сегодня люди взрослые, приходящие ко Крещению, вначале тоже должны исповедать перед священником свои грехи, которые им простятся в самом Таинстве Крещения. И этот пример и образец, этот порядок действий, этот алгоритм поведения нам указывает, закладывает в Церкви сам Иоанн Креститель.  Но вдруг среди этих людей является Сам Христос и Иоанн Креститель говорит людям: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира»(Ин. 1:29).

И в Крещенский Сочельник нам, братья и сестры, уже об этом читаются Евангелие и Апостольские послания. Мы об этом слышим во всех текстах богослужения, тропарях, канонах, стихирах. Мы видим, что служение Иоанна Крестителя особое пророческое - как человек он видит Иисуса перед ним «грядуща». Потому что все пророки Ветхого Завета, среди которых Иоанн Креститель последний, лишь говорили о грядущем Мессии…  А этот последний пророк, Иоанн Креститель встретили видел Самого Мессию. В этом огромное отличие его от прочих пророков Ветхого Завета. И он об этом свидетельствует. Как человек он трепещет. Как он сможет ответить на просьбу Христа и Его крестить? Разве Христос нуждается в покаянии? Нет! Но Христос его успокаивает, говоря, что им «надлежит исполнить всякую правду» (Мф. 3:15), всякую истину, исполнить весь закон. Иоанн повинуется и, когда Христос входит в струи Иорданские, возлагает на Него руку и трижды погружает Его в воды Иордана. Об этом нам говорит настоящий праздник.

И этот праздник, братья и сестры тесно связан с Таинством Крещения каждого из нас. Потому что в этот день, в день Крещения Господня нам необходимо каждому вспомнить и свое Крещение. Даже если мы были очень маленькими, когда нас крестили, и просто физически не помним свой день Крещения, то в любом случае мы должны размышлять о Таинстве Крещения, которое было совершено над нами по вере наших восприемников, которые взяли на себя полную ответственность в том, что воспитают нас и вырастят в вере и благочестии. И мы должны понимать, что были крещены в водах купели и омылись, и нам был прощен первородный грех, а если кто-то крестился в более взрослом возрасте, простились и его личные грехи. Все мы получили и Духа Святого через Таинство Миропомазания, облеклись во Христа, стали членами Церкви Христовой. Для нас открылся вход в Царство Небесное. И праздник Крещения Господня предзнаменовал это церковное Таинство.

Поэтому, братья и сестры, каждый из нас должен приложить лично к себе проповедь Иоанна Крестителя, с которой он обращался к идущим к нему иудеям, и также должен покаяться в грехах.

Этот день ещё называется праздником Просвещения, потому что свет, который явился на Иордане, должен просветить наши души, омраченные грехом, чтобы наши души из темных, мрачных, греховных стали светлыми, святыми, благоугодными Богу.   Аминь.

Наместник Ново-Иерусалимского монастыря игумен Феофилакт (Безукладников)

Произнесено 18 января 2014 года в храме Рождества Христова

Впервые опубликовано 30 января 2014 года