Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Святоотеческое наследие
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Слово в праздник Вознесения Господня

После сорока дней Пасхи Господь даёт нам новую радость – радость Своего Вознесения. «Христос вернулся к Себе, вернитесь и вы», - призывает святитель Григорий Богослов в слове на этот праздник.

Когда-то на заре своего существования человек захотел стать богом, но, обманутый дьяволом, стал тем, чем стал – землёй распадающейся. И вот для того, чтобы человек действительно стал богом по благодати, Бог становится человеком,- по слову пророка Исайи даёт знамения и в глубину, и в высоту. В глубину снисшед даже до преисподних земли, дабы найти потерянную драхму, заблудшее овча,  Свое творение привести к Своему Отцу. А на горе Елеонской апостолы видят Его восходящим на небо. Он восходит на земное небо, чтобы соединить его с небом любви, с небом Пресвятой Троицы.

Когда в 18-ом веке астрономические открытия показали, что физическое небо пусто, многие соблазнились, и стали  искать эту  глубину и высоту исключительно в земном. Что только не предпринимает человек, чтобы обрести своё земное счастье. Одна революция сменялась другой… Однако, жизнь всё более погружается в распад, в разложение, в смерть…

Но и несмотря на это обетования Божии непреложны (Евр. 6:17). Промысел Божий, замысел Его о каждом человеке продолжает осуществляться, преодолевая всяческие преграды. И ныне в праздник Вознесения мы созерцаем эту тайну соединения человеческого и божественного. Возлюбленные! –говорит апостол Иоанн Богослов, -  «мы теперь дети Божьи; но ещё не открылось, что будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть»(1Ин.3:2).

Теперь невозможно думать о Боге, не понимая, что Он навсегда связан с тем, чем мы станем, чем уже являемся в своём становлении, в Божием попечении о нас.  Господь всё совершил для спасения человека, и теперь каждый стоит перед свободным выбором– принять его или отвергнуть. Притом, что чем выше дар, тем страшнее его отвержение. Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом. И только в Боге человек становится человеком. Но он может стать и скотом, и бесом. Скотом, если будет жить исключительно землёй, отождествляя своё существование единственно с материальными ценностями, с растленной похотью. Бесом, - когда посредством какой угодно магии устремится в пространство, именуемое на языке православной мистики местом воздушных мытарств, в кажущуюся, а не в подлинную высоту…

«Бог хочет стать человеком для того, кто этого достоин,- говорит преподобный Максим Исповедник, - пусть тысячу раз рождается Он в Вифлееме – если Он не родился в тебе, ты погиб для вечности. Пусть тысячи раз возносится на небо – если ты не причастен этой тайне, ты по-прежнему земля, и в землю, в глубину её, которая у святых отцов называется адом, отъидешь».

Господь со славой возносится на небо, со славой же придёт судить живых и мертвых. Мы знаем, чего это стоило… И что путь Церкви – скорбный, крестный путь. Заплевания, заушения, оскорбления, крест, гвоздия, копие, гроб стоят за небом Вознесения…  И только тогда, когда эти знаки присутствия Христова видим в собственной жизни, небо это становится нашим небом, мы восходим к нему по тому же пути, что и Христос… Приобщаясь Его любви во всём - в заповедях, в Таинствах, в скорбях приобщаемся мы и Его небесной славе.  В чём и да утвердит нас Господь. Аминь.

Произнесено 13 июня 2013 года

 Впервые опубликовано 15 июня 2013 года