Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Святоотеческое наследие
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Слово в неделю 25-ю по Пятидесятнице. Притча о милосердном самарянине

 

 

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Во имя Отца и Сына и святого Духа!

Пророк и псалмопевец Давид в Божественной Псалтири возвещает нам: «Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив…» (Пс.144:8), «не до конца гневается, и не во век негодует…» (Пс.102:9). Эти слова святого царя Давида как нельзя лучше подходят для того, чтобы уяснить значение притчи, которую мы с вами только что слышали - притчи о милосердном самарянине. Многие из нас хорошо знают это повествование Священного Писания, однако, многие ли задумывались о том, в чём заключается глубинный смысл этой притчи?

Согласно этому повествованию некий законник, который преуспевал в исполнении закона подошел к Спасителю и спросил о том, что ему нужно делать для того, чтобы наследовать жизнь вечную. Господь отвечал ему, что, в первую очередь, нужно соблюдать заповеди Божии, а наипаче - заповедь о любви к ближнему. И законник задал вполне резонный вопрос: «Кто есть ближний мой?» То есть, кого считать ближним? По отношению к кому мы должны в особенности исполнять заповеди Божии?

Тогда Господь привел ему три примера о том, как некий человек, который совершал путешествие из Иерусалима в Иерихон, попался разбойникам, был ими тяжко избит и покалечен и, находясь в таком тягостном состоянии, лежал при пути. По этому пути сначала проходил священник, но, видев этого несчастного, он прошёл мимо, потом по этому пути проходил левит, который также не обратил внимания на тяжко страждущего. А священники и левиты считались наилучшими знатоками и исполнителями закона. Наконец, по этому пути шёл самарянин. Чтобы понять, что имеется в виду в данном случае, мы должны знать, что по свидетельству Священного Писания, самаряне не пересекались с иудеями, жили абсолютно не соприкасаясь друг с другом. Иудеи считали самарян нарушителями закона, самаряне также не хотели иметь ничего общего с иудеями. Однако, этот самарянин имел качество, которое, может быть, отличало его от собратьев,  - милосердие. И увидев человека, который тяжело пострадал, он не стал  препираться о том, кто как понимает или толкует закон, а сразу пришёл ему на помощь. Как говорит Священное Писание, он обработал его раны, возливая вино и елей, и, видя, что этот человек не готов продолжать свой путь, он отвёл его в гостиницу, и, понимая, что у этого человека нет денег, чтобы заплатить за эту гостиницу, он внёс необходимую плату за него.

Приведя этот пример, Господь спросил законника о том, кто же, по его мнению, является ближним по отношению к тому, кто попал в руки  разбойников. И тогда законник должен был ответить, что ближним этому человеку должен считаться тот, кто сотворил с ним милость, но, очевидно, что этот ответ дался ему с трудом.

Давайте, братья и сестры, задумаемся о величайшем значении добродетели милосердия. Ведь Святая Церковь не случайно предложила нам именно сегодня эту притчу, поскольку буквально через два дня мы с вами должны вступить в поприще Святого Рождественского поста, приступить к подвигу пощения. Святая Церковь не случайно напоминает нам о том, что одной и главных целей Святого поста должно стать стяжание добродетели милосердия. Почему? Потому, что именно благодаря этой добродетели, мы становимся ближе друг к другу. У Преподобного Ионнна Лествичника есть замечательный образ, который он использует в своей знаменитой книге духовно-аскетических писаний «Лествица». Он уподобляет души христиан планетам солнечной системы, а солнце, которое находится в центре этой системы, он уподобляет Господу нашему Иисусу Христу и делает следующее замечание, что чем ближе эти планеты становятся к Солнцу, тем ближе они становятся и друг к другу. И это, действительно, закон астрономии, закон физики, закон природы, который и нам объясняет, как мы можем стать ближе друг к другу. Мы можем стать ближе друг к другу приблизившись, в первую очередь, ко Христу и заимствовав у Христа добродетель милосердия, испросив у него подвигом молитвы и поста эту добродетель, которая является одной из главнейших на поприще нашего спасения. Поистине милосердие способно помочь совершенно разным людям, разного возраста и состояния, разного социального положения, происхождения, образования и национальности стать ближе друг к другу, а, стало быть, - ближе ко Христу. И поэтому, братья и сестры, Святая Церковь неустанно напоминает нам о том, что эта добродетель и стяжание её крайне важны для нашего спасения.

Если мы с вами обратимся к греческому языку, то увидим, что по-гречески слово «милосердие» является однокоренным со словом «елей» или «масло», и человек, имеющий милосердие, действительно, как елеем умягчает свое сердце и делает его более открытым и отзывчивым к нуждам близких, тех, кто находится рядом с ним. А сегодня, братья и сестры, я думаю, что каждый из нас ощущает нехватку милосердия. Недостаток милосердия в современном обществе сегодня наблюдаем мы все. Но как и чем его восполнить? Восполнить его можно, братья и сестры, только начав с самих себя. Если мы будем уподобляться не тому священнику  и левиту, которые закон поставили превыше благодати, превыше милосердия, а тому самарянину, который, может быть, был нетвёрд и неискусен в законе, но понимал то, что больше закона, - значение благодати и милости. Тогда, братья и сестры, мы сделаем те шаги, которые нам необходимы для достижения нашего спасения.

Действительно, именно в понимании того, что благодать выше закона, а милость выше, может быть, даже и самой справедливости, заключается суть и соль христианства. Те люди, которые этого не осознали, находятся ещё только на пути к истинному пониманию христианства.  При этом, братья и сестры, мы с вами должны понимать, что милосердие и милость не являются признаком слабости человека и не нужно, ни в коем случае, путать милосердие и попустительство. Если мы видим какой-либо грех или беззаконие, которое творится на наших глазах, мы должны приложить все усилия для того, чтобы пресечь это беззаконие, и  именно такой образ  действий будет свидетельствовать о том, что мы с милосердием, милостиво относимся к тем людям, которые впадают в эти грехи и беззакония. Об этом напоминают нам сегодня многие события,  свидетелями которых мы были в этом году. Я имею в виду, в первую очередь то кощунство, которое было совершено в главном храме нашей страны после которого многие совопросники века сего, искушая верующих людей, православных христиан, говорили: «Ну покажите вашу милость! Где же ваша милость, где же ваше милосердие? Отпустите этих невинных девушек!». Мы, братья и сестры, ещё раз должны чётко уяснить, что милосердие и попустительство это отнюдь нетождественные понятия. Если мы видим, что человек впадает в тяжкий грех, он  тем самым обрекает свою душу на многие духовные страдания и скорби, поэтому если это в наших силах, мы должны пресечь это беззаконие. Должны возвысить свой голос для того, чтобы образумить этих людей, призвать их к покаянию. Именно в этом будет в данном случае заключаться то милосердие, которого требует от нас Господь.

 Святитель Филарет Московский дал нам очень точное указание, как мы должны исполнять добродетель милосердия по отношению к нашим личным врагам, по отношению к врагам Отечества и по отношению к врагам Божиим. Святитель Филарет говорил: «Люби своих врагов, сокрушай врагов Отечества и гнушайся врагами Божиими!» Это, братья и сестры, очень точное указание для нас с вами, в чём должно проявляться наше с вами милосердие, наша милость по отношению к врагам нашим личным, врагам нашего Отечества, нашего общества и врагам Божиим. Личных врагов мы должны стараться прощать, молиться за них Богу, просить о том, чтобы Господь их вразумил. Врагов Отечества мы должны сокрушать, давать им отпор для того, чтобы спасти нашу страну, наше общество, предохранить его от какого-либо пагубного влияния или воздействия. И наконец, врагами Божиими нужно гнушаться. Это очень точное слово, которое вошло из церковно-славянского языка в русский язык. Что можно делать с врагами Божиими, с теми, кто открыто отверзает свои нечестивые уста для того, чтобы произнести богохульство? - Ими можно только гнушаться, брезговать ими, предавая суд над ними «в руци Божии». Если мы усвоим эти принципы, которые нам возвестил святитель Филарет Московский, мы получим ориентир в разных житейских обстоятельствах и ситуациях, и сможем  выбирать наиболее правильный образ действий.

Итак, братья и сестры, будем уподобляться самарянину в добродетели милосердия, при этом мы с вами не должны забывать о том, что недолжно ни в коем случае пренебрегать ни изучением Священного Писания, ни изучением христианского нравственного закона. Мы должны понимать, что совершенство заключается именно в том, чтобы усваивать слово Божие умом и сердцем, и в том, чтобы своей жизнью приносить плоды этого слова. И одним из самых благоуханных плодов Евангельской проповеди несомненно является добродетель милосердия, которую, мы с вами, братья и сестры, потщимся стяжать во время грядущего Рождественского поста, чтобы принести эту добродетель как драгоценный дар родившемуся от Девы Спасителю.     Аминь!

 Игумен Евфимий (Млисеев), заместитель Председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви

Произнесено в храме Рождества Христова Ново-Иерусалимского монастыря 25 ноября 2012 года