Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Святоотеческое наследие
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Проповедь в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную

 

 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. 1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

 Евангелие от Марка VIII, 34 – IX, 1


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

              Сегодня Святая Церковь предлагает нам Честный Крест, который вчера был вынесен из алтаря святого престола на середину храма для поклонения Ему, лобзания, воздаяния почестей. Это необходимо, братья и сестры, каждому из нас всегда, но особенно же теперь, во время Святой Великой Четыредесятницы.

              Когда мы вступили в пост, то уже осознали свою немощь, увидели свое бессилие... Как человек утопающий, каждый из нас ищет какую-то точку опоры. В этом состоянии Святая Церковь нас не бросает, но прямо нам говорит, где средоточие христианского подвига — в Кресте Господнем. И только что мы услышали Воскресное Евангелие, приуроченное к Крестопоклонной неделе, которое начиналось словами Самого Господа Иисуса Христа: «...кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. VIII, 34). В этих словах, братья и сестры, вся суть сегодняшнего праздника. Мы видим, что Господь говорит: «кто хочет идти за Мною...», показывая этим, что в добродетели должна быть только добровольность. И мы видим множество людей, которые добровольно пошли за Христом. Господь спрашивает о том, кто хочет идти за Ним, потому что и Сам пошел на Крест добровольно, сознательно, и не ради Себя, а ради нас. Он именно ради нас сошел с неба и воплотился на земле, что было для Бога умалением Его Божества. Бог здесь, на земле, обитал между нами, людьми грешными, и Его чистая, чуткая, непорочная, душа переживала очень много притеснений от того, что рядом находились люди грубые, злые, но, тем не менее, Господь все это терпел ради нас. Зло человеческое пригвоздило Христа ко Кресту, но Господь и это претерпел, хотя Он мог одним взглядом уничтожить всех Своих распинателей. Он мог одной лишь легкой мыслью воззвать двенадцать легионов ангелов для того, чтобы уничтожить всех грешников и тех, кто хотел убить Его. Господь же этого не сделал. И даже во время самих страданий Его отношение к мучителям никак не омрачилось, не стало злобным, раздражительным. Его любовь к роду человеческому нисколько не умалилась во время страданий. И уже на Кресте Господь стал Победителем, потому что Он победил зло. Своей смертью Он победил смерть, победил дьявола. Господь привлек к себе все человечество именно потому, что крестные страдания были последствием тех грехов, которые совершали люди до земной жизни Иисуса Христа, во время Его земной жизни и после Его Вознесения на небо. За всех нас Он пострадал...

              Господь говорит: «...кто хочет идти за Мною... возьми крест свой...». Что значит «взять крест»? Здесь, братья и сестры, наряду с добровольностью идет самоотвержение. Это тоже очень важное, необходимое свойство, потому что «взять крест» - значит совершить подвиг. Но прежде, чем начать совершать подвиг, нам всем необходимо такое же самоотвержение, какое было у Господа Иисуса Христа. Очень много примеров, когда люди совершают подвиг без самоотвержения, и это не приносит не только никакой пользы, но приносит большой вред. Пример такого человека описывается в  XVIII главе Евангелия от Луки: человек не кушал пищу каждую среду и пятницу, часто молился, раздавал милостыню нуждающимся и благодарил Бога за то, что Он давал ему совершать эти подвиги добродетели. Но, оказывается, человек совершал все это только для того, чтобы сказать самому себе о том, что он не такой, как прочие люди. Речь идет о фарисее, которого Господь устыдил за такое «подвижничество». И в той же главе представлен другой образ - образ мытаря, который таких подвигов не совершал, но, прежде всего, совершил подвиг самоотвержения, потому что считал себя хуже всех людей. После этого он сказал несколько слов: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. XVIII, 13). Поэтому, мы должны понимать, что должны совершать подвиг не сам по себе, а после нашего самоотвержения.

              О том, что следовать за Христом, братья и сестры, тяжело, что нести крест трудно, наверно, особо объяснять никому не надо. Понять, что такое крестоношение можно только тому, кто сам несет крест вслед за Христом. И, наоборот, тот человек, который слышит о кресте, о крестоношении только теоретически, ничего не поймет, ему крест покажется нелепостью, крестоношение - безумием. Только тот человек, который взял крест и пошел за Христом, понимает, о чем идет речь, на примере своей собственной жизни.

            В чем будет состоять этот подвиг? Этот подвиг крестоношения будет состоять в том, что христианину, подвижнику, взявшему на себя крест, придется бороться со своими страстями. И в борьбе со страстями ему придется преодолеть желание удовлетворить ту или иную страсть, которая живет в каждом из нас. Это первый элемент подвига, который надо совершить. Второй элемент подвига в том, что человек будет вольно или невольно обижен, оскорблен или гоним другим человеком, который не совершает крестоношения. Но тот человек, который идет со Христом, ощутит силу креста в борьбе со своими страстями и в том, чтобы потерпеть ближних. Он поймет, что крестоношение — это не только подвиг, но и огромная радость. Примером этому может послужить святая мученица Перепетуя, которая была посажена в темницу за исповедание веры в Господа Иисуса Христа. И в темнице наступило ей время родить. Когда у нее начались схватки, она так кричала, что другие христиане, находящиеся, рядом с ней в темнице, стали ее упрекать, говоря: «До чего же ты нетерпелива! Ты не можешь потерпеть муки рождения своего собственного ребенка. Как же ты потом хочешь потерпеть муки страдания за Иисуса Христа?» Она ответила очень правильно: «Теперь я кричу и мне очень больно, потому что я сейчас терплю за себя. А вот когда буду терпеть за Христа, то это будет радостью для меня». И, действительно, так потом и произошло. Через какое-то время после родов, ей предстояло выйти на арену, где всех христиан-исповедников ждали дикие разъяренные звери. Житие святых повествует, что она вышла очень мирно, в спокойном состоянии духа и с радостью приняла мученическую смерть за Господа Иисуса Христа.

              Подвиг крестоношения, братья и сестры, обладает еще одним удивительным свойством: он зажигает других людей. Масштабным примером этого за последние десятилетия являются подвиги во время Великой Отечественной войны. Можно выделить три подвига, которые совершились. Первый - подвиг жертвенной защиты своей Родины от фашистской нечисти. Он был такой сильный, что пробудил другой подвиг, - подвиг самоотверженного труда. Люди трудились в тылу для того, чтобы поддержать своих родных-воинов на фронте. И, наконец, третий подвиг —  для тех, кто был на фронте и тех, кто трудился в тылу, открылся еще духовный подвиг, в них опять пробудилась вера в Господа Иисуса Христа, она жила даже в период безбожного времени. Опять всколыхнулась вера народная. Мы знаем, что с середины войны стали открываться и храмы, и монастыри, и был огромный духовный подъем в период нашей победы над фашистской Германией и в последующие годы.

              Видите, какие свойства крестоношения? Следование за Христом. Поэтому, сегодня, обратимся к Самому Господу Иисусу Христу словами молитвы: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».  Аминь.

Наместник Ново-Иерусалимского монастыря игумен Феофилакт (Безукладников)

Произнесено 18 марта 2012 года

Впервые опубликовано 7 мая 2012 года