Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Святоотеческое наследие
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского монастыря Нового Иерусалима
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Проповедь в Неделю 2-ю Великого поста

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Второе воскресенье Великого поста можно назвать воскресеньем Православия, потому что в этот воскресный день Святая Церковь хочет нам сказать о Божественном Свете, который мы можем и, даже должны, стяжать, находясь в лоне Православной церкви. Ибо то, что мы сейчас делаем, а именно - постимся, молимся, каемся в своих грехах, исправляем свою собственную жизнь,-  должно привести к тому, что нетварный Божественный Свет должен коснуться каждого из нас.

Святая Православная Церковь уже давно именно в это второе воскресенье Великого поста празднует память Святителя Григория, архиепископа Фессалонитского, который очень много говорил об этом нетварном Божественном Свете. Он говорил, что это тот Свет, который осиял святых Апостолов на святой горе Фавор, тот свет, который реально просвещает и каждого подвижника, истинно подвизающегося для спасения своей души.

Таковыми было множество монахов на Святой Горе Афон, среди которых были и более образованные, и простецы. Но все они были подвижниками, которые, молясь в уединенных местах, как подвижники отшельнические, сподоблялись видеть своими телесными глазами нетварный Божественный Свет.

 В то время, примерно тысячу лет назад, когда только возникала Русская государственность и совершилось Крещение Руси, пришел на Святую Гору Афон Антоний.

На этой Святой Горе и по сей день подвизаются монахи, только одни монахи. Там сохранилась первозданная красота природы, но, самое главное, там сохранились и монашеские подвиги во всей их полноте. И, когда Антоний пришел на Святой Афон, то стал старательно подвизаться по всем уставам монашеской жизни, которые ему предложили старцы Горы Афонской. Вначале они предложили ему подвиги телесные - он таскал воду, копал огород, топил печи, месил тесто. Затем они предложили ему подвиги молитвенные - вначале те подвиги, которые мы все несём, исполняем дома и в церкви, а затем - более высокие, совершенные молитвенные подвиги, касающиеся уединенного отшельничества. Для них подвижник должен удалиться в лес или в уединённую пещеру и там молиться наедине только с Единым Богом. Когда Антоний преуспел в этом, то игумен Святой Горы сказал: «Достаточно тебе подвизаться здесь на Святом Афоне, ты должен вернуться обратно на Русь, чтобы и твои соплеменники, видя твое благочестивое подвижническое житие, смогли взять с тебя добрый пример».

Когда Антоний вернулся в Киевскую Русь, то нашёл, что берега Днепра в Киеве напоминают Афон, они весьма удобны для отшельнического подвижничества, нашёл пещеру, которую перед ним выкопал один священник. Там берега состоят из песка, но этот песок, с одной стороны, легко копать, а, с другой стороны, он не осыпается. Поэтому Антоний расширил, увеличил эту пещеру и  стал в ней подвизаться так, как он подвизался на Горе Афон. К нему стали стекаться люди, желающие истинного подвижничества, которые тоже копали подобные пещеры и подвизались в них. Затем эти пещеры стали соединять между собой проходами. И сейчас мы называем преподобного Антония основателем нашего русского монашества.

Впоследствии к нему пришел Феодосий, которого он принял как духовного сына, обучал истинам веры и подвижничества, но дал ему другое послушание. Он велел ему устроить не отдельные пещеры для уединенных подвижников, а построить помещение уже вне пещеры, не внутри Киевских холмов, а сверху, потому что внутри уже места не было. Так были построены первые монастырские постройки и поэтому преподобного Феодосия мы называем начальником общих житий, основоположником русского не отшельнического уединенного, а уже общежительного монашества.

И мы видим, братья и сестры, плоды этих монашеских подвигов. Там, в этих пещерах был преподобный Нестор, который уединился от мира и подвизался ради Господа, но при этом он описал события, которые происходили в тот период и раньше. Его труд называется «Повесть временных лет» и преподобный Нестор стал основателем нашей исторической науки - истории Российского государства. Мы видим в этой святой обители Агапита - врача, который своими молитвами и целебными травами лечил людей и стал основателем нашей Российской медицины. Мы видим там Алипия, называя его преподобным Алипием-иконописцем, который стал писать иконы и теперь является основателем нашего Российского художества, живописи и иконописания. Мы видим в этой святой обители двенадцать иноков – первых зодчих в нашей стране и в нашей Церкви, построивших Успенскую церковь, которая просуществовала до самой Великой Отечественной войны и была взорвана фашистами.

 Таким образом, мы видим, что в монашестве люди, приходящие из мира и подвизающиеся Господу, преуспевают не только в духовной жизни, но и в тех послушаниях и делах, к которым они призваны Богом.  Поэтому во второе воскресенье Великого поста наша Святая Апостольская Церковь наряду со святителем Григорием Паламой, архиепископом Фессалонитским, также прославляет всех отцов Киево-Печерских, как бы показывая, что и здесь на Руси просиял Фаворский нетварный Свет, просветивший этих подвижников, в уединенном житии и в общежитии подвизавшихся, помог им исполнять свои послушания во время земной жизни, принести пользу людям и самим наследовать жизнь вечную.

Пусть Господь молитвами святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского и святых отцов Киево-Печерских поможет нам наследовать жизнь вечную. Аминь.

 Наместник Ново-Иерусалимского монастыря игумен Феофилакт (Безукладников)

Произнесено 11 марта 2012 года

Впервые опубликовано 24 марта 2012 года