Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Святоотеческое наследие
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Проповедь в Неделю мясопустную, о Страшном Суде

Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

    Евангелие от Матфея. Глава 6, стихи 14-21

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

            Сегодня по церковному чинопоследованию Святая Церковь поставляет нас перед поприщем Святой Великой Четыредесятницы и, хотя мы в большинстве своем сегодня вечером ещё раз соберемся здесь в храме на чин Прощения, чтобы услышать молитвы благословения на Святую Четыредесятицу и попросить благословения Божиего через священнослужителей, но уже сегодня утром во время Божественной литургии для нас читается Священное Писание - зачало из Апостола и Евангелия, в которых очень конкретно и четко прописывается о том, как нам надо поститься. Вечером во время вечернего богослужения уже не будет читаться Евангелие. Поэтому Господь говорит нам Свое Божественное Слово о том, как надо поститься сейчас, утром. И нам предложено несколько советов.

            Первый из них и самый главный совет звучит так: « Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6:14). Это первый совет, первая рекомендация, самая главная из необходимых нам перед началом Святой Великой Четыредесятницы – это попросить друг у друга прощения. С одной стороны, это может быть трудно, потому что нам надо сломать свою собственную гордыню, с другой стороны, для каждого из нас это вполне доступно, потому что простить ближнего – во власти каждого из нас. Для этого нам ничего особенного не надо, нам надо лишь смириться и уметь обуздать свой язык, а дальше Господь устроит все чудным образом. И самое главное, что не только мы простим ближнему, но и нам простит Господь грехи значительно более тяжкие и великие, и конечно, Господь нас полюбит, а это и есть наше истинное желание, наша основная мечта, то, к чему мы все стремимся. Вот это первое наставление, которое нам сегодня дает Господь.

            Следующее наставление о том, каков должен быть внешний облик постящегося человека. Сказано, что « когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися» (Мф. 6:16) желая, чтобы их превозносили за это, т.е. они в самом посте начинают превозноситься и кичиться, а Богу это совершенно неугодно. Это пост наружный, внешний и тем более вычурный и показной, чем более человек об этом говорит, всем рассказывает, хвалится. Но нам, наоборот, сказано, чтобы мы, когда постились, сделали некоторые действия, чтобы скрыть наш пост. Какие это действия? Сказано: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:17-18). Т.е. создай вид не сетующего, а, наоборот, радующегося человека, вид человека, внутренне духовно ликующего, должен был во время поста для того, чтобы Господь, видя твое тайное, воздал тебе явно.

            И вот здесь скрывается мысль огромной важности для каждого из нас о том, что Господь нас призывает Святой пост и многие другие добродетели совершать втайне. Это было характерной чертой всех христиан во все времена. Православные христиане никогда ничего не делали напоказ, но всячески старались скрывать свои добродетели. И это будет характерной чертой, братья и сестры, как пишут святые Отцы, особенно подвижников последнего времени, т.е. нашего бедственного времени, когда они сохранят все свои подвиги благочестия и добродетели, но будут совершать их тайно перед Лицом Единого Бога. Чтобы то, что ты постишься, знал и видел один Господь, а больше никто из людей об этом не знал и тебя не хвалил, не выделял, не превозносил и не отличал от других. Это очень важная черта, с которой мы должны подойти к поприщу Святой Четыредесятницы.

            Следующий совет Господа, содержащийся в сегодняшнем Евангелии: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:19-21). Также очень важная мысль, потому что некоторые, готовясь к Великому Посту, думают исключительно о пище – как они будут поститься, ходить в храм Божий, читать дома молитвы, свое домашнее молитвенное правило. Это хорошо и правильно, но это далеко не все. Именно в сегодняшнем Евангелии нам очень много говорится о том, что мы должны и в поприще Святой Четыредесятницы делать добрые дела, дела милосердия. В это время мы должны не только поститься, не только больше молиться, но и больше делать дел милосердия. Сказано: «Не собирайте себе сокровищ на земле»(Мф. 6:19), поэтому в этот период мы должны вспомнить о тех, кто умер, и подать за них милостыню и вообще подать милостыню ради Бога или ради живых людей. Мы должны совершать эти дела милосердия со всяческим усердием, во-первых, во-вторых, также максимально скрывать все это от постороннего любознательного и любопытного взгляда, и в-третьих – прощать ближних. Это то, что мы слышали сегодня в Евангелии, три основных совета.

            А если взять еще Апостольское повествование, то там также призывается отставить все дела греховные, которые творятся в этом суетном греховном мире и обратиться к душе, к Господу, а тех, кто этого не сделал и продолжает жить беспечной жизнью, ни в коем случае не осуждать. Это еще один совет, который дается нам перед Святой Четыредесятницей – не осуждать наших ближних. Может быть, у них будет получаться пост, а, может быть, и не будет, и они только зреют к этому, готовятся, идут. Но нам, во всяком случае, нельзя их осуждать.

            И предлагается нам такое повествование из житий святых отцов. Игумен Сергий, настоятель одного монастыря со святым старцем и братией совершали путешествие, и во время непогоды, сбившись с дороги, они зашли на чужое поле и немного потоптали всходы пшеницы. А хозяин, тоже находившийся на поле, увидев происшедшее, начал кричать и браниться, что они не имеют страха Божия, что зашли и потоптали чужое поле. И вот старец, который был среди братии, очень быстро обратившись к ним, сказал: «Я вас прошу никому и ничего не говорить и ничего не отвечать этому хозяину» - и сам сказал хозяину поля: «Да, ты прав, мы действительно не имеем страха Божия, иначе бы мы так плохо не поступили». Но хозяин все никак не унимался и продолжал кричать: «Вы совершенно не истинные монахи, были бы вы настоящими монахами, вы бы так не сделали!». На это старец отвечал: «Да, мы действительно совсем не похожи на настоящих монахов, разве поступают так настоящие монахи?». И когда хозяин, бранясь, услышал этот ответ, увидел такое смирение, то сам смирился сердцем, подошел к старцу, пал в ноги, попросил прощения за свою брань и не только извинился, но и, видя в старце настоящего монаха, попросил принять его в число братии, и, будучи принят, принял монашеский постриг.

            В этом примере мы видим, братья и сестры, как нам надо себя вести во время Святой Четыредесятницы. Да помогут нам, братья и сестры, эти святоотеческие образы и наставления Священного Писания, достойно вступить и совершить Святую Четыредесятницу для пользы нашей душевной. Аминь. 

 Наместник Ново-Иерусалимского монастыря игумен Феофилакт (Безукладников)

Произнесено в храме Рождества Христова 26 февраля 2012 года

12 марта 2012 года