Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Святоотеческое наследие
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Слово в Неделю 1-ю Великого поста. Торжество Православия

            По идее Бога нынешний праздник – Торжество Православия мог бы стать праздником всего человечества. «Приидите ко Мне все…», - говорит Господь. Но, увы, далеко не все отзываются на зов Божий. И потому уместно спросить сегодня, - что нас привело в храм Божий? На чьи молитвы отозвался Господь столь щедро? Отозвался ли на наше желание понять себя, на наш поиск смысла жизни, на наши самые сокровенные чаяния, желание достигнуть полноты бытия? Или мы можем называть себя православными потому, что родились в православной семье, и некогда православной стране?

            Пути Господни неисповедимы. Разными стезями приводит к Себе Господь избранных Своих. Так в Евангелии нынешнего праздника повествуется о призвании апостола Филиппа. «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки» (Ин. 1:45), - говорит он, наивно полагая, что так и было на самом деле. Но не они Его познали, но были познаны Им. Господь Сам призывает способных принять Его, взирая при том на сердце, а не на лица. «Посмотрите, братия, -пишет апостол Павел, - кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» (1Кор. 1: 26-28). Другой же апостол – Пётр как будто противоречит ему: «вы- род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1Пет. 2:9). И вот этот народ составляется в течение истории, которую можно назвать Священной.

            Подлинная история человечества – Священная история. А это значит, что и в нынешние времена, среди нас Бог продолжает творить дивные дела, буквально Божественные, бесконечно более великие, чем самые великие открытия и деяния на земле. Они, в том числе и в Таинствах Церкви, как в продолжение чудес Ветхого и Нового Заветов, перед судом которых мы стояли в течение четырёх вечеров чтения канона преподобного Андрея Критского.

        «Пречистому образу Твоему покланяемся благий, просяще прощения прегрешений наших…» Словами тропаря сегодняшнего праздника Церковь предлагает нам – признать себя грешниками. Только перед лицом совершенной святости  мы можем принести истинное покаяние, которое есть единственный путь к стяжанию личного спасения. Вся Церковь есть Церковь погибающих и Церковь кающихся, - говорит преподобный Исаак Сирин.

            Церковь говорит сегодня о покаянии и любви, и одновременно предельно строго обличает всякое предательство, всякую ложь, всякое лицемерие и нечестие, то, что закрывает образ Божий в человеке. И не случайно по обычаю древней Церкви в этот день совершалось анафематствование всех ересей, лжи, заблуждений, каждое из которых – духовная смерть, лишение человека жизни вечной.

            Но Торжество Православия не только в отделении себя от всех общепринятых норм заблуждения и растления. Оно в посте и трудах, в чистоте, в скорбях, во всех усилиях каждодневной жизни. Оно в Таинствах Церкви, если они правильно восприняты. Иными словами, оно - в святости. Мир держится святостью. И если бы не было святых, как сказал некто, и солнце бы погасло… Ибо для чего ему было бы тогда светить?

            Сегодня мы не строим никаких иллюзий. Судьбы Церкви Христовой, начертанные в Откровении, не предвещают Торжества Православия в мире, лежащем во зле. И мы видим как силы ада всё наглее устремляются на неё. Господь призывает нас к терпению, к стоянию за веру, преподанную нам однажды. Путь терпения предлежит нам, который непостижимо (также как непостижимо то, что Господь однажды открыл нам), совершает спасение желающих избрать жизнь вместо вечной смерти.  Аминь.

Произнесено 4 марта 2012 года

Впервые опубликовано 8 марта 2012 года