Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Святоотеческое наследие
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Слово в Неделю пред Рождеством Христовым, святых отец

В воскресенье перед Рождеством Христовым святая Церковь вспоминает святых отцов, - всех тех, кто составляет родословную Спасителя. Лучшие представители ветхозаветного человечества, длинный перечень имён которых слышали мы в сегодняшнем воскресном Евангельском чтении, входят в эту родословную. Накануне Рождества Христова каждый из нас призывается с новой силой осознать своё человеческое достоинство. Бог сотворил человека по образу Своему и подобию для общения с Собой, мы Его род. Но сознавая это, мы должны сознавать и свою греховность, отпадение от Бога, который пришёл не праведников, но грешников спасти. 

            Условно говоря, мы тоже участвуем в родословной Христа, причём в той степени, в которой послушаем Его заповеди. После того, как Христос рождается, и Бог становится человеком, каждый из нас становится человеком в подлинном, глубоком понимании этого слова в той мере, в какой причастен Христу, Его Небесному Царству, вечной жизни.

            У святых отцов есть одно интересное рассуждение, объясняющее причину пустоты и скуки человеческой жизни. Причина эта заключается в том, что время, в котором живёт человечество, лишено связи с вечностью, и дни его не имеют благословения Божиего. Святые отцы, напротив, жили в ощущении вечности, сопребывания со Христом, а в Нём - друг с другом, оставаясь во времени, но как бы вне его. И в этой связи смысл нынешнего  новолетия, приходящегося на воскресенье накануне Рождества, также приобретает особое значение.

            Мы приблизились к вечности ещё на один год. Возможно, для кого-то он станет последним в его земном существовании. Но, вспоминая это, должно понимать, что родились мы на земле не для того, чтобы на ней навсегда остаться. Что существует иная нездешняя реальность, и жизнь сама по себе только в её перспективе приобретает свой подлинный смысл и значение.

            Сейчас любят повторять, что нет ничего дороже человеческой жизни. Но утверждение это, кажущееся бесспорным, может оказаться и насквозь фальшивым. Слово верности христианских мучеников оказывалось для них дороже жизни. Истина дороже жизни. И, сознавая это при приближении смерти, мы не должны трепетать как люди, не знающие Бога и не понимающие, что происходит на самом деле…

            Сегодня на новогоднем молебне мы будем читать особые молитвы – молитвы покаяния и благодарения. Они возможны  тогда, когда есть понимание, что вечность вошла во время. Когда мы касаемся вечности, оставаясь ещё здесь на земле, Господь даёт свою благодать, в которой только и возможно покаяние. Нам есть в чём каяться Богу, но есть и за что  благодарить Его, ибо, несмотря на всю нашу неверность  Ему, Он всегда остаётся верным. Он даёт утешения; и не случайно в Его родословную входят и грешники, ищущие правды Божией, и праведники, не надеющиеся на свою правду. Покаяние, благодарность, жизнь со Христом полагают предел скуке, пустоте, обессмысливанию человеческого существования. Наполняют его смыслом, в полной мере раскрывающемся уже по Воскресении Христовом.

            Понимая это, понимая правду и быстротекучесть нашей жизни, будем укрепляться в ней мужеством и терпением. Аминь.     

1 января 2012 года