Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Святоотеческое наследие
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Проповедь в Неделю 18-ю по Пятидесятнице

 И ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то́ же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

Евангелие от Луки, глава VI, стихи 31-36

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, братья и сестры, мы слышали Евангельское повествование, в котором Господь призывает нас к заповеди очень сложной и, пожалуй, самой трудноисполнимой – любить наших врагов. И Он говорит, что обычное понятие справедливости, которое существовало между людьми, и о котором говорил Дух Святой через пророков в Ветхом Завете, было лишь подготовительной ступенькой к пришествию в мир Сына Божия. Но, когда явилась благодать Божия, нам преподается новая, более высокая заповедь о любви не только к своим близким, но и о любви к врагам.

Господь развивает эту мысль, объясняет ее, конкретизирует, говорит, что «если вы любите только любящих вас, то какая вам польза, благодать, и какая вам награда? Потому что и грешники, и язычники так делают. Если вы даете взаймы только тому человеку, от которого надеетесь получить обратно указанную сумму, какая вам будет награда в Царствии Небесном? Точно так же делают язычники. Но вы давайте взаймы и делайте добро, не ожидая получить обратно, не ожидая того, будет ли ответная реакция в ответ за вашу любовь».

Эта заповедь, братья и сестры, которая нам предлагается,- поистине самая сложная заповедь. Мы этого и не скрываем. Согласитесь, что каждый из нас, если будет беседовать с людьми, которые находятся во вражде друг к другу, и скажет, что мы должны любить друг друга, что же он услышит в ответ? Он услышит даже от сегодняшних христиан: «как ему полюбить этого человека, если он желает только зла, если, пребывая рядом с ним, можно умереть, лишиться жизни»? Мы видим, какое огромное средостение устраивает дьявол между людьми, как он их сталкивает. И только лишь благодаря этой заповеди любви к ближним можно победить врага.

Святитель Вениамин (Федченков), как о нем пишут жизнеописатели, даже будучи митрополитом, в тех случаях, когда видел, что кто-то на него гневается, расстроен, недоволен, подходил и первым делом совершал земной поклон, и так являл любовь, смирение самим делом. И через этот порыв любви к ближнему и порыв смирения разрезались, разрушались все путы дьявольские и тот человек, который гневался на него, потом даже и не помнил, что произошло, и в чём была причина гнева, потому что любовь Божия побеждает, сжигает все козни дьявольские.

Но скажем так, что врага можно еще потерпеть, можно ему не мстить, на это еще хватит сил, но как же этого врага еще и полюбить, полюбить искренно, глубоко, сердцем?

И это очень честный вопрос. Действительно, это выше сил человеческих, но все-таки возможно людям - нам, христианам. Мы должны смотреть на подвигоположника нашего Господа Иисуса Христа, Который возлюбил нас, когда мы были во вражде с Ним, учил нас, творил чудеса, пострадал и умер за нас тогда, когда мы были во грехе, во вражде против Бога. И, когда мы хотим полюбить ближнего, мы должны взирать на Него, - именно и только Он - Господь Иисус Христос - может нас по-настоящему научить любить наших врагов.

Святые Отцы развивают эту мысль, говоря, что мы, слыша заповедь о любви к врагам и видя ожесточение, окаменение нашего сердца, не должны этим смущаться. Не должны смущаться тем, что в нашем сердце сегодня и сейчас нет этого горящего огня любви к врагам. Святые Отцы нас призывают, говоря: «Даже имея в сердце каменную холодность, суровость, сухость ко врагам, будем себя понуждать, будем себя пересиливать, все равно делать им добро, проявлять к ним христианскую, Евангельскую любовь, даже еще не имея ее в своем сердце». И Господь, видя наше искреннее желание, труд и понуждение даст нам, наконец, и дух любви. И снизойдет в наше сердце огонь любви ко врагам, и  это будет чувство искреннее, глубокое и подлинное…

Но оно не снисходит просто так, само по себе, независимо от нас. Этому должен предшествовать подвиг делания добрых дел нашим врагам. И, действительно, если мы будем проявлять любовь Божию к нашим врагам долго, длительно, то тогда сердце другого человека, который был враждебен к нам, наконец, будет побеждено любовью Божией. Это сердце, как огромный кусок льда, будет растоплено. Это каменное сердце станет плотяным в ответ на нашу горячую истинную любовь, наше стремление полюбить этого человека, выполнить заповедь Божию и уподобиться Самому Христу.

Отсюда и слово «преподобные» -это те люди, которые, по преимуществу, уподобились Господу, и сонм этих святых во множестве предстоит перед престолом Божиим, и являет нам доказательство того, что возможно и в нашей земной греховной жизни возлюбить ближнего, стяжать эту благодать Божию искренней горячей любви к ближним и, таким образом, исполнить заповедь, данную нам Христом.  Аминь.

Наместник Ново-Иерусалимского монастыря игумен Феофилакт (Безукладников)

16 октября 2011 года