Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Святоотеческое наследие
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Проповедь в Неделю 17-ю по Пятидесятнице. Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова
 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе. Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его. Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.

Евангелие от Иоанна глава XIX, стихи 25-27,21:24-25

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа, при общении Его со своими учениками, были весьма похожи на то, как престарелый отец семейства, уже на закате дней своей жизни общается со своими многочисленными детьми и внуками. Он стремится сказать им напоследок самое важное, самое главное, чтобы успеть передать то, что он за свой жизненный опыт приобрел, и что он считает самым дорогим. Мы видим, что за несколько дней до страдания и смерти Господь, собрав своих учеников, говорит им: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин.,23:34), «мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин.,14:27).

Можно сказать, что это самые важные слова, сказанные Христом. Мы очень часто видим иконы Спасителя, на которых изображено развернутое Евангелие с этими словами: «Да любите друг друга». Это высшая заповедь, которую дал Господь Иисус Христос своим ученикам. И ученики были весьма послушны. После Воскресения и, особенно, после Вознесения Господа Иисуса Христа на небо, все апостолы между собой, да и все верующие пребывали в этом состоянии, в этом духе. Они были как одна общая семья, имея между собой Христову любовь и мир. И в дальнейшем все ученики, обходя землю с проповедью Евангелия, говорили о любви Христовой, об этом мире, который нам принесен свыше.

Все апостолы показывали эту любовь в своей жизни, исполняя эту заповедь. Но особенно много об этом говорил и подтверждал своей жизнью, святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, память которого празднует сегодня Церковь. Это был не просто один из апостолов, это был друг Христа, его любимый ученик и, как сказано в Евангелии, - «наперсник», - то есть тот, кто возлежал с Ним на Тайной Вечери и был у Него на груди. Нам надо понять, что на востоке люди кушают полулежа, поэтому самый дорогой человек находится рядом. Но святой апостол Иоанн Богослов узнал об этой любви Христовой не только со слов Господа Иисуса Христа, особенно, он это почувствовал, увидел на Голгофе - на лобном месте. Именно там он понял жертву любви, которую принес Господь Иисус Христос.

Об этом, братья и сестры, и нужно постоянно думать, особенно, когда мы поднимаемся на Голгофу, когда мы там предстоим Кресту Христову. Ведь что там произошло? Там  Господь был распят врагами, Ему пробили руки и ноги, при этом над Ним надсмехались и радовались исполнению своего адского дела. И  мы видим, во-первых, что Христос в ответ умоляет Отца Небесного, говоря: «Отпусти им, ибо они не знают, что творят». В этих словах Христа «отпусти им» мы видим, какова мера любви Бога к человеку, даже к человеку согрешившему, даже к тому, кто Его распинает.

Во-вторых, мы видим насколько дорог человек для Бога - так, что Бог за него страдает, молит и умирает за него. И эта Божественная любовь словно перелилась в сердце святого апостола Иоанна Богослова. Он всю свою оставшуюся жизнь говорил, писал, наставлял. Даже, когда он сам был уже в весьма преклонном возрасте, уже не мог ходить, его носили, не мог практически ничего говорить, но повторял только одну фразу: «Дети, любите друг друга». Он повторял ее многократно и, когда ученики его спрашивали, почему он произносит именно эти слова, он с трудом отвечал, что если они исполнят заповедь любви друг к другу, то этого будет вполне достаточно, чтобы наследовать жизнь вечную.

Видите, как оказывается все просто. Есть Евангелие у нас, есть Библия, где множество заповедей, но есть главная из заповедей – о любви к ближнему. Если мы эту заповедь выполняем, то мы выполняем весь закон Божий.

Но давайте теперь посмотрим на нашу сегодняшнюю жизнь, посмотрим, какова наша сегодняшняя современная общность людей, общность верующих, - и мы ужаснемся. От той первой христианской общины мы отпали очень далеко. Мы с вами сегодня стали образованными людьми, высшим образованием уже никого не удивишь. Если мы почитаем, что имели первые христиане… Мы с вами стали намного прогрессивнее, но сохранили ли мы  тот дух, который был между апостолами и первыми учениками Христа, где господствовали любовь и мир? К нашему сожалению, мы видим, что эти качества начинаем терять, а это главный критерий, который должен быть среди верующих. Сегодня не хватает любви Христовой ни в семье, ни в рабочих коллективах, ни даже в церковных общинах. Мы, наоборот, сегодня говорим о множестве проблем, о том, что жизнь наша все сложнее и сложнее. А где выход? Где причина? Оказывается, она лично в нас самих. И, чтобы найти выход из сложившейся трудной ситуации, нам надо лишь проявить любовь друг к другу и явить мир Христов. Этого достаточно, чтобы ситуация разрешилась, и, чтобы мы могли и дальше называться детьми Божиими и, вообще, называться христианами.

Попросим сегодня святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, носителя Христовой Евангельской любви, чтобы он ходатайствовал за нас перед Престолом Божиим с тем, чтобы нам стяжать христианские добродетели, особенно, мир Христов и любовь Евангельскую.  Аминь.

Наместник Ново-Иерусалимского монастыря игумен Феофилакт (Безукладников)

9 октября 2011 года