Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Святоотеческое наследие
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Проповедь в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

 Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. Пилат, услышав это слово, больше убоялся. И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе. Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифо́стротон, а по-еврейски Гаввафа. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестой. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе. После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух. Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу,– ибо та суббота была день великий,– просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их. Итак, пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.

Евангелие от Иоанна глава XIX, стихи 6-11,13-20,25-28,30-35 

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В настоящий день мы, братья и сестры, совершаем праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Еще несколько дней назад, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, мы праздновали победу русского войска под предводительством великого князя Димитрия Донского на Куликовом поле, которая совершилась в 1380 году. Сегодня же мы празднуем другую победу, которая совершилась в Иерусалиме, на горе Голгофе, где Христос победил врага.

Здесь, вместе со всеми своими последователями, благодаря той исторической победе на Куликовом поле, мы сохранили свое государство, мы сохранили свою страну.

На Голгофе произошла, несомненно, большая победа. Сюда Христос пришел для того, чтобы всех спасти и сделать чадами Отца Своего Небесного, вновь отверз нам двери рая. Господь взял на себя грехи всех людей, которые жили до Его земного пришествия, во время Его земной жизни и после Его вознесения на небо. Своими страданиями и смертью победил гнев, победил дьявола, даровал нам возможность жить вечно. Как сказано в послании апостола Павла к Римлянам: «Ибо Христос  для того  и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» (Рим.,14:9).

Теперь мы, братья и сестры, вспоминаем эту победу, а накануне, вчера вечером, во время Всенощного бдения, мы совершили чин Воздвижения Креста. Мы совершили то действо, которое произошло в 326 году в Иерусалиме. Потому что после Распятия и Воскресения Господа Иисуса Христа евреи продолжали ненавидеть Христа  и они постарались изгладить память о Нем. Все орудия страдания, смерти и свидетельства Воскресения Христа, они спрятали. И те три креста, на одном из которых был распят Господь наш Иисус Христос, а на двух других разбойники, они бросили неподалеку от Голгофы в яму, которую забили нечистотами, мусором, сверху насыпали огромный холм и поставили языческое капище Венеры, чтобы как можно больше надсмеяться над этой святыней. И так продолжалось почти три сотни лет.

Наконец, когда православной вере была дарована возможность свободного исповедания в Римской империи, святая равноапостольная царица Елена, мать царя Константина Великого, испросила у него позволения и со многими дарами и войском, прибыла в Иерусалим, чтобы найти Крест Господень. Это было не только её личное желание, это было стремление многих верующих - видеть, знать, где это Древо. Посредством этого Древа Господь нас спас. Когда царица Елена прибыла в Святой Град, она расспрашивала всех, но все ее попытки были безуспешны, у нее ничего не получалось. Уже прошло 300 лет, и евреи старались изгладить всякую память о Христе или хотя бы ее исказить. Наконец, ей сказали, что есть один старый еврей по имени Иуда, который должен знать, где покоится этот Крест. Нашли этого Иуду и стали его спрашивать, но он, конечно же, молчал, потому что был правоверный еврей, который поначалу ненавидел Христа и все, что с Ним связано. Тогда царица Елена приказала его пытать. Под пытками Иуда согласился указать место. Когда стали раскапывать, то сначала нашли огромные слои мусора и нечистот, которые источали такое страшное зловоние, что невозможно было дальше продолжать работу. Даже рабочие, обычные рабы, отказывались вести эту работу, как говорит нам Церковная история. Поэтому престарелая царица Елена сидела рядом на кромке этой глубокой ямы и бросала вниз золотые монеты, с тем, чтобы рабочие подбирали эти монеты и продолжали раскопки.

Наконец, было обретено три креста. Встал новый вопрос: который из трех крестов относится ко Христу? В этот самый момент, промыслительно, рядом проходила похоронная процессия и три креста, по очереди, стали прикладывать к усопшему. Когда приложили третий крест, то усопший воскрес. Таким образом, стало понятно, что это тот самый чудодейственный Крест – Животворящий Крест Господень, на котором Христос был распят.

Тут же, около ямы, патриарх Иерусалимский Макарий, вместе с царицей Еленой, стали поднимать этот Крест. Народ стоял и восклицал: «Господи, помилуй!».

Обратите внимание, мы вчера в нашем монастыре все это повторили. Мы также подняли Крест от Живоносного источника – места обретения Креста Господня и там, внизу, в подземной церкви святых равноапостольных Константина и Елены, воздвигали Крест на все стороны света, а певчие, вместе с народом, многократно, 500 раз, восклицали: «Господи, помилуй!». А дальше этот Крест был поднят и на саму гору Голгофу, и там Он тоже воздвигался и, наконец, там Он и был установлен.

У нас, братья и сестры, воспроизведены все эти святыни на Голгофе, постоянно стоит Крест в точном подобии Креста Господня, на котором Он был распят. Поэтому, мы после окончания Всенощного бдения также все прошли на Голгофу и поклонились Животворящему Кресту. Мы воздвигаем Крест, потому что это знамя нашей победы, мы, таким образом, торжествуем, ликуем.

Но, братья сестры, между Куликовской битвой и событиями на Голгофе, есть одно сходство, помимо многих-многих различий… Это сходство – полное самопожертвование.  Святой благоверный князь Димитрий Донской и всё наше русское воинство на Куликовом поле не жалели своей жизни, они полностью посвятили себя тому, чтобы одержать победу и она была достигнута. Так же и Господь, Он совершил полное самопожертвование – вознесся на Крест и умер за нас.

Этими двумя примерами, казалось бы, далекими друг от друга, мы и призываем всех, братья и сестры, к полному самопожертвованию, для того, чтобы следовать за Христом и исполнять Его Божественные заповеди и, таким образом, прославлять Честный Крест и Святое Воскресение Христово.   Аминь.

Наместник Ново-Иерусалимского монастыря игумен Феофилакт (Безукладников)

27 сентября 2011 года