Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Святоотеческое наследие
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Слово в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

 По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

Евангелие от Матфея  глава Х VII , стихи 1-9.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Праздник Преображения Господня, воистину, - праздник освящения, обновления жизни. В нём и новизна, и красота Евангелия; и новое измерение мира – приобщение его Вечности. Господь открывает её отчасти своим ближайшим ученикам – апостолам Пётру, Иоанну, Иакову, сопровождавшим Спасителя во все значимые моменты Его земной жизни. Были они и на горе Фавор, когда Христос молился, возможно, Ему одному доступной молитвой, которая просветила Его физически зримо для всех, кто находился тогда рядом с Ним. Тогда явились два великих праведника Ветхого Завета: пророк Моисей, который, получив от Господа Откровение на горе Синай, тоже излучал Свет, и пророк Илия, чьё служение, и само восшествие на небо было во Свете, на колеснице огненной. Два этих великих праведника перед апостолами предстали, беседующими со Христом.

Понять, однако, что происходило тогда на горе Фаворской трудно было даже лучшим апостолам, как иногда именует их Церковь. И не случайно нередко на иконах их изображают как бы отшатывающимися от Христа, низвергающимися с горы. Это и символично, и по-человечески естественно и понятно. Апостолы праведны, но ещё не святы, и явление святости Спасителя не только радует, но и ужасает их. Отсюда и их немощные слова о сенях, которые должно установить, будто бы, на горе Фавор для Спасителя, Моисея и Илии, - слова, в общем-то, пустые и суетные, так похожие на наши, которые мы также нередко обращаем к Богу.

Но, тем не менее, хоть и не до конца поняли апостолы, что происходило тогда, это был решающий момент в раскрытии для них тайны Бога, тайны человека. И хотя они должны были молчать до Креста, до Воскресения Спасителя, для них чудо Преображения стало основанием благовествования о радости, которая будет всему миру, и о которой они возвестят, не хитрословесным басням последуя, но быв очевидцами Его величия.

Этот праздник празднуем мы, чтобы вера наша не была половинчатой. Чтобы слыша слова апостола Петра: «хорошо нам здесь быть», мы понимали, - что такое «хорошо», и что такое «плохо». Чтобы мы не теряли духовного зрения и могли видеть мир, погружающимся во тьму. И в то же время видеть истинного, реального Христа, посылающего нам сегодня, как из райского сада, сладость плодов земных, и обещающего гораздо больше – преображение мира любовью, которую мы не имеем, и которую Он всем посылает.

Но любовь Христова дорого стоит. Ибо не бывает Преображения, нет Воскресения без Креста. Мы с Ним прославимся, с Ним преобразимся, если только с Ним страдаем. Тогда как бы внешне ни тускла, ни  мрачна была наша жизнь, - всё равно, - она движение, переход от тьмы к свету, к радости жизни вместе со Христом.    Аминь.  

Произнесено 19 августа 2011 года в храме Рождества Христова