Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Святоотеческое наследие
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Проповедь в Неделю 3-ю по Пятидесятнице

 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Евангелие от Матфея  глава VI , стихи 22-33.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшний воскресный день было прочитано Евангелие о том, что нам действительно нужно в жизни, на нашу реальную потребу. И Господь нам в этом Евангелии предлагает несколько образов или сравнений, говоря: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно» (Мф. 6:22-23).

Господь показывает нам здесь три образа.

Первый -  Господь говорит о глазах - как важно, чтобы они всё светло видели, тогда и все тело будет светлым. Если глаз ищет только добра, то и весь человек будет добр и светел. Если же глаз мрачен, то и весь человек очерняется.

Второй образ – сравнение глаза со светильником. Светильник вокруг себя рассеивает мглу и дает свет в любом помещении, и таким же должен быть глаз для тела.

И подспудно Господь дает нам еще один, третий образ – образ ума. Если наш ум будет светлым, то все остальные силы души будут светлы. Если же, наоборот, наш ум помрачился, то и вся душа наша станет темной и мрачной.

Это первое наставление, которое дает нам сегодня Господь - мы должны искать не только света видимого, но и света духовного, который бы просветил наш ум, а через ум и душу.

      Далее Господь предостерегает нас от корыстолюбия, говоря: «…не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться» (Мф. 6:25). Он выделяет здесь два вида корыстолюбия. Есть люди, которые впадают в грех стяжания и начинают собирать деньги, такой вид корыстолюбия – жадность. Причем, люди, собирая деньги, настолько впадают в эту жадность, что боятся их тратить. Так сильно их захватывает эта страсть. Бывает немного другая форма корыстолюбия, когда человек не просто деньги собирает, а спешит их потратить на удовольствия мирской жизни и  впадает в духовное расслабление. И то, и другое опасно. Господь называет это «маммоной», говорит, что «н икто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Мф. 6:24). Здесь Господь говорит о свойствах нашего сердца, о том, что в нашем сердце невозможно соединить любовь к Богу и любовь к земному богатству. Причем, есть еще одна опасность, что этой «маммоной» будут не какие-то богатства, а малая сумма денег. И Господь предостерегает нас, дает нам, как маленьким детям, различные образы, сравнения. Он нас утешает, наставляет, поддерживает, говоря: « Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» (Мф. 6:26) .Если же Он птиц питает, неужели и нас не может прокормить? Какое яркое сравнение, оно нас бодрит, поучает.

  Или Господь говорит: « Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» (Мф. 6:28-30). Господь здесь нас тоже вразумляет, утешает, сравнивает нас, говоря, что мы, конечно, лучше птиц или однодневных цветков. И, кроме того, Господь нас призывает оторваться от порочной земной многопопечительности, суетной, греховной, и обратить наш взгляд к окружающему миру, который Он, Бог, и создал.

Главное же – увидеть, что Бог в этом мире присутствует во всем – промышляет о птицах, о цветах полевых. Но, братья и сестры, когда Господь приводит нам эти сравнения, Он нас все-таки предостерегает еще от одной крайности. Когда Он приводит нам пример птиц небесных или цветов, то не хочет, чтобы мы, услышав эти примеры,  вообще перестали все делать, сели, сложили руки и говорили: «все, Господи, теперь Ты заботься о нас, вот мы оставили всякое земное многопопечение». - Нет, ничего подобного. Господь совершенно не хочет, чтобы мы застыли как эти полевые цветы. Да, действительно, их срок жизни, порой, исчисляется днями, часами, но это совсем не значит, что мы должны быть просты, как цветы, - остановиться и ничего не делать. Или, чтобы мы стали как птицы, которые летают хаотично, как им заблагорассудится, и больше ничего не делали. Господь предохраняет нас от крайностей, но при этом совершенно не призывает нас ничего не делать.

Поэтому, сегодняшнее Евангельское повествование заканчивается очень трезвящими словами: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6:33). Аминь.

Наместник Ново-Иерусалимского монастыря игумен Феофилакт (Безукладников)

3 июля 2011 года