Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Святоотеческое наследие
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Слово в Неделю 9-ю по Пятидесятнице. Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня

           В начале Успенского Поста Церковь поклоняется Кресту Господню. Мы поклоняемся сегодня орудию, на котором сосредоточен главный смысл человеческого существования, тайна жизни и смерти, непобедимая победа… Совершившуюся однажды, эту победу уже никто и никогда не отнимет. И от неё теперь зависит и настоящее, и грядущее, и вечное.

            Сегодня Церковь  спрашивает нас, предстоящих у Креста: есть ли ещё те, кто любит Христа, кто верностью своей готов защитить Его от снова становящихся явными поруганий, чьи уста громче, чем крики, - «распни, распни Его». Есть ли ещё та верность Богу, которую явили вспоминаемые ныне ветхозаветные Маккавейские мученики. С которой жила Божья Матерь, согласуя во всём слова своего Благовещения, - «да будет мне по слову Твоему» с крестной Господней молитвой – «да будет воля Твоя».  Об этой воле Божественной возрадовался дух Её, и сила Вышняго осеняла Её до Креста Её Божественного Сына, до славного Её Успения. В Её жизни всё - любовь к Богу, без которой и невозможно понять Креста Господня, и поклониться Ему.

            Там, где нет любви к Богу всем сердцем, всем помышлением, всей жизнью, там всегда место Его занимает что-то другое. И даже, если это другое – благая идея, добрые дела, - вне Бога они превращаются в самоистуканство. Здесь может быть своего рода духовность, преданность тому, чему служат, но, по большому счёту, это преданность идолам. Достоинство жертвенности заключается не в самоотверженности, которую она требует, - замечал святитель Климент Александрийский, - а в истинности любви, которая вдохновляет эту самоотверженность. И поэтому так важно и всегда, и сейчас, среди неустройства времени, среди лжерелигий, ересей, расколов, войн и революций, услышать проповедь Истины, отделить себя от всякой лжи, чтобы  внутренне свободным принять Христа.

             В сегодняшнем воскресном Евангельском чтении говорилось о буре… О том, что Христос по водам шёл к своим ученикам. И апостол Пётр пошёл к Нему навстречу, но, видя сильный ветер и бурю, испугался и стал тонуть. Но там, где встречный ветер и жизнь - борьба, - Христос прежде всего приходит на помощь.  И не бедствия нынешнего времени, не внешняя неустроенность должна ужасать нас, но только – грех, который, по слову святителя Иоанна Златоуста, и есть единственное зло в мире.  Всё прочее содержится в Воле Господней, благословляющей или попускающей, путь следования которой непреложно сопряжён с несением своего жизненного креста, покорению порядку Промысла Божьего в мире.

             Человек должен совершить своё; Бог совершит остальное. Бог не требует от человека более того, что у него есть. Он как бы говорит: «приходите ко Мне с тем малым, что имеете, - в Моих руках оно превратится в великое, в спасение, в приобщение тайне Креста Господня». Благодать Креста, когда ей предаётся человек, творит вышеестественное. Око не видело, ухо не слышало, на сердце человеку не приходило то, что уготовал Бог любящим Его, творящим Его волю.

             Однако, и на пути к Богу не должно быть иллюзий. Нет Воскресения без Креста, нет созерцания без самоотвержения, и, даже присутствия Божьего, без исполнения простых человеческих заданий. Там нет Бога, где нет алкания и жажды правды Его. Где нет поста как воздержания от всего, что питает нашу греховность и смертность, где нет молитвы, всегда возможной и всегда трудной, как поклонение Кресту, но которая одна только и может запечатлеть в сердце человеческом Евангелие, Крест Христов, Его святое Воскресение.   Аминь.

Произнесено 14 августа 2011 года в храме Рождества Христова