Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Святоотеческое наследие
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Проповедь в Троицкую родительскую субботу

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

     Сегодня, накануне праздника Святой Троицы Церковь установила поминовение усопших. Этот день называется Троицкой Вселенской родительской субботой, потому что совершается «память всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших». Дело в том, что заупокойное богослужение начинается в Церкви не тогда, когда человек подошел к краю своей жизни, и не тогда, когда его останки принесли в храм Божий, и его окружает толпа близких и родственников, пребывающих в смущении и некоторой непричастности к той тайне, которая совершилась с их близким человеком.

     Это заупокойное богослужение начинается в каждый воскресный день, в каждый праздник, потому что Церковь возвещает и проповедует о смерти и Воскресении Господа нашего Иисуса Христа. Он, приняв смерть, победил ее в Себе, как истинный Бог.

     В Церкви есть не только частные богослужения по усопшим, частные поминовения, но и общие поминовения, их несколько. В эти дни панихида, которая совершается по всем «от века скончавшимся отцем, братиям и сестрам нашим» называется Вселенской Панихидой. Наше субботнее богослужение называется Вселенской заупокойной поминальной службой.

     Такое поминовение совершается и накануне праздника Святой Пятидесятницы, Дня Сошествия Святого Духа на апостолов, а через них и на всех верующих в Господа Иисуса Христа. Этим событием закончилось домостроительство нашего спасения, которое коснулось не только людей, живущих на земле, но и тех, кто уже отошел в мир иной. Благодать Духа Святого распространяется на всех. Поэтому накануне Святой Троицы мы совершаем это заупокойное богослужение.

     Святитель Василий Великий, написавший молитвы, читаемые в День Святой Троицы после Литургии на Великой вечерне, говорит в них, что благодать Духа Святого распространяется и на людей, отшедших от земного, временного жития. Он говорит и о том, что благодать Божия касается даже тех, кто «во аде держим», то есть, не только тех, кто после смерти попал в рай, но и тех, кто не угодил в Царствие Небесное, а находится в аду. Праздник Святой Троицы, Сошествие Святого Духа касается и их.

     В День Святой Троицы и накануне мы искренне и истово молимся за тех, кого Господь уже призвал в ту, загробную жизнь. Мы молимся сегодня о тех, кто сподобился христианской кончины – мирной, безмятежной, о тех, кто был напутствован священником, кто сподобился Святого Причащения и Таинства соборования и перешел в ту жизнь так незаметно, спокойно, естественно, как просится об этом в ектении за богослужением: «Христианския кончины живота нашего безболезненны, непостыдны, мирны…». Но мы также молимся и о тех, кто был застигнут смертью внезапно, кого убила молния, кто погиб в катастрофе, землетрясении, во время пожара, - тогда, когда человек и не думал о смерти, был молод, полон сил и здоровья, но внезапно посылается смерть. Господь посылает ангела смерти, который берет эту душу и она должна уже идти  давать отчет к Престолу Божию. К этой молитве нас Святая Церковь побуждает чувством любви и любовь покрывает все.

     Именно в дни Вселенских поминовений усопших, Святая Церковь особенно напоминает нам, что наша жизнь - это жизнь в любви Христовой. Христос пострадал за нас, пролил кровь за нас, умер на Кресте за нас. Мы должны являть нашу веру в любви к ближнему, но не только к тем, кто нас сейчас окружает, но и в любви к тем, кто уже отошел ко Господу. Эта любовь может проявляться двояким образом. Это, прежде всего, - молитва, молитва церковная здесь, в храме, за богослужением, во время совершения Божественной Евхаристии, когда все мы приходим в храмы Божии, пишем и подаем записки за  упокой душ усопших близких, родных, знакомых, дорогих нам людей, а также и молитва домашняя, когда мы дома читаем Псалтырь по усопшим.

     Это также и милостыня, которую мы обязаны творить в продолжение всей нашей жизни. Этому мы порой уделяем недостаточно внимания, а на самом деле Господь не случайно посылает нам людей нуждающихся, мы должны сами видеть их или искать, чтобы оказать милостыню по любви, а также в память о тех усопших, за которых мы хотим эту милостыню сотворить. И, подавая пищу, одежду или деньги, мы должны попросить нуждающегося человека, чтобы он помянул «за упокой» того человека, ради которого мы творим эту милостыню.

     Об этом Святая Церковь напоминает нам в эти дни, чтобы мы отложили всякое другое, житейское попечение, отложили свою леность и пришли в храм Божий вознести искренние, горячие молитвы. Сначала в церкви, а затем дома и на могилах усопших, и подали милостыню, чтобы Господь упокоил тех, за кого мы молимся, в селениях праведных, не лишил их Своего Небесного Божественного Света и помиловал бы и нас грешных.   Аминь.

Наместник Ново-Иерусалимского монастыря игумен Феофилакт (Безукладников)

 Произнесено в храме Рождества Христова 11 июня 2011 года

Впервые опубликовано 21 июня 2011 года