Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Святоотеческое наследие
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Проповедь в праздник ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними. И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. И вывел их вон [из города] до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.

Евангелие от Луки  глава XXIV, стихи 5-42

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

 Духовными очами, братья и сестры, мы видим то чудное событие, которое Святая Церковь торжественно празднует в настоящий день. Мы видим, что Господь взял своих учеников, последователей и направился из города Иерусалима на гору Елеон. Ученики, окружавшие Господа все эти сорок дней, - почти 6 недель после Его Воскресения, очень много пережили. Они пережили и всяческие сомнения, и радость, и откровения, потому что Господь им являлся, преподал им благословение и мир, сказав, что отверзает «им ум к уразумению Писания» (Лк. 24:45). Эти ученики шли рядом с Господом Иисусом Христом, постоянно взирая на Его пресветлое лицо, Его светлый облик, ловили каждое Его слово и каждый миг боялись проронить свое слово.

            Это было необычное шествие, братья и сестры. Рядом с Господом шел Его любимый ученик Иоанн и апостол Петр. Иоанн Богослов – первый ученик, который, увидев ризы лежащие, поверил, что Христос действительно воскрес. Апостол Петр дивился вначале всему  случившемуся, но и он уверился после особого явления ему Господа Иисуса Христа. Впереди шла святая равноапостольная Мария Магдалина, ставшая провозвестницей Воскресения Господа Иисуса Христа его ученикам и апостолам.  Здесь шел, теперь уже плакавший от радости, Лазарь, со своими сестрами Марфой и Марией. И, конечно, Пресвятая Богородица, - сосуд, преисполненный благодати Божией, - слагавшая  в своем сердце все глаголы, которые говорил Ее Божественный Сын.

            Гора Елеон была неподалеку от Иерусалима и Господь шел туда, чтобы вознестись. Зная, что это событие там уже совершилось, мы, братья и сестры, задаемся вопросом: «Почему Господь не совершил это действие в самом граде Иерусалиме»? Ведь Он мог бы войти в этот град, прямо в Иерусалимский храм и вознестись там перед всеми иудеями, которые Его распяли, чтобы показать им Свою славу, Свою Божественную силу, величество и могущество. У нас возникает мысль - может, после этого неразумные фарисеи и книжники поверили бы в Господа Иисуса Христа?

            Но мы видим другое  - Господь избирает гору Елеон и Его сопровождают только апостолы, ученики, и те, кто в Него поверил, как в Сына Божия. Господь не совершил этого чуда среди тех, кто Его ненавидел и распинал, потому что знал, что, если явить это событие жестокосердному и строптивому народу,  не изменило бы это его сердце. Ведь мы помним, что, когда Господь воскресил Лазаря, то иудеи положили в своем сердце убить не только Самого Господа Иисуса Христа, но и Лазаря. И, если бы Господь событие Вознесения совершил в Иерусалиме, в храме Соломоновом, то они приписали бы это действиям князя бесовского, Вельзевула, как они часто пытались обеднить значимость чудес, которые совершал Господь Иисус Христос. Поэтому Господь для Вознесения избирает другое место – гору Елеонскую - место, где Он любил уединяться, и место, где Он претерпел величайшее поношение. Именно здесь Господь уединялся для молитвы и именно здесь был схвачен и поведен на бесчестную казнь, наряду с другими преступниками и разбойниками. И Господь выбирает это место, чтобы его прославить.

            Когда они подошли к горе Елеон, Господь  остановился, подождал, когда все Его ученики соберутся вокруг, и сказал: «Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым»(Деян.1:5). Он сказал, что на них сойдет обетованный Дух Святой, что наступает момент расставания. И в этот самый момент ученики задают очень некорректный вопрос, доказывающий, что они еще не получили Духа Святого: «Не в это ли время Ты восстанавливаешь Царство Свое и в Иерусалиме, и во всей Иудее»? В тот момент, когда Господь говорит последние слова перед Своим Вознесением, отшествием на небо, они опять возвращают Его к земному, задавая такой вопрос. Мы видим, насколько тогда ученики, апостолы были еще несовершенны, и как важно было Сошествие на них Духа Святого. Господь останавливает их помыслы, говоря: «не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли»(Деян.1:7-8).

            После этих слов Господь стал возноситься на небо и благословлять их обеими руками. Такого, братья и сестры, еще никогда не было, чтобы Господь благословлял своих учеников сразу обеими руками. Он поднимался все выше и выше, и постоянно преподавал им одно благословение за другим, пока, наконец, не скрылся в небесном облаке. Ученики стояли в полном оцепенении, немые, не могли ничего ни сказать, ни пошевелиться – такой страх и ужас охватил их от всего происшедшего, от тех слов, которые сказал их Божественный Учитель, и от того, что они с Ним разлучились, потеряли Его.

            Это продолжалось до тех пор, пока не явились им два Ангела, сказавшие: «Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо».(Деян.1:11). Эти слова  ободрили учеников, они поняли, что не навсегда лишились своего Божественного Учителя, Он вернется.

            Ученики исполнились великой радости, потому что знали теперь, что к ним придет Утешитель, которого пошлет им Отец Небесный, и возвратились с этой великой радостью в Иерусалим.

            И мы с вами сегодня, братья и сестры, после окончания Божественной литургии, тоже пойдем, подобно ученикам Господа Иисуса Христа, отсюда, из Ново-Иерусалимского монастыря, символизирующего собой град Иерусалим, с этого Сионского Холма, на гору Елеонскую - место, символизирующее место Вознесения Господа Иисуса Христа.

            И мы так же, как и апостолы, должны помолиться тому месту, где вознесся Господь наш Иисус Христос, помолиться о пришествии Духа Утешителя, потому что Он необходим и сейчас. И сегодня, братья и сестры, множество людей бывают гонимы, претерпевают множество бед, скорбей, напастей, голод и холод, и тоже нуждаются, как и апостолы, в Сошествии Святого Духа. Поэтому мы также должны поклониться и попросить Вознесшегося Господа о ниспослании каждому из нас Духа Святого Утешителя.   Аминь.

Наместник Ново-Иерусалимского монастыря игумен Феофилакт (Безукладников)

Произнесено  2 июня 2011 года в храме Рождества Христова 

Впервые опубликовано 21 июня 2011 года