Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Святоотеческое наследие
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Проповедь в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне

Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею? Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему. Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

Евангелие от Иоанна глава IV, стихи 5-42.

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

            В настоящий день читается Евангелие о самарянке. И мы, когда рассуждаем об этом Евангельском чтении, то необходимо должны ответить на вопрос: «Почему Церковь, в пятую неделю после Пасхи, предлагает нам это Евангельское чтение»? И мы видим, что в первые три недели Святая Церковь не может оторваться от Евангельского повествования о Воскресении Христа.

            Сам день Пасхи и первая пасхальная седмица, посвящаются ликованию, радости о Воскресшем Господе Иисусе. Второе воскресенье и с ним вся вторая седмица посвящаются уверению Фомы в Воскресении Иисуса Христа. В третью неделю мы вспоминаем Иосифа Аримафейского, Никодима и святых жен-мироносиц, которые спешили ко гробу, но уже не нашли Господа, Он уже воскрес.

            Затем, следуют еще три недели, втечение которых вспоминаются события о слепом, о расслабленном и сегодняшнее событие – беседа Христа с самарянкой. Хронологически эти события произошли до Крестных страданий и Воскресения Господа Иисуса Христа, но Святая Церковь предлагает их нам в период празднования Пасхи.

Это происходит от того, братья и сестры, что здесь есть своя связь, даже несколько связей. Эти события: исцеление слепорожденного, исцеление расслабленного и беседа с самарянкой, празднуются как проявление силы Божией, так же, как и само празднование Воскресения Господа Иисуса Христа есть тоже проявление силы Божией.

            Повторю, здесь есть еще и другая связь. Мы знаем, что дословный перевод слова «Пасха» - это «переход». И во время празднования Пасхи мы, как и сказано в первом ирмосе Пасхального канона: «От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе...»,празднуем переход от смерти к жизни – то, что дал нам Христос своим Воскресением. Но в житейском смысле переход может быть переходом человека из состояния болезни тела или души к его выздоровлению.

            И в сегодняшнем Евангельском чтении, мы наблюдаем несколько таких переходов, которые произошли с самарянкой. Первый переход – тот, который она совершала очень часто, когда шла от своего дома на колодец Иакова. Этот колодец – святыня, которой во времена жизни Иисуса Христа было две тысячи лет. Его выкопал внук Авраама, Иаков, для своего сына Иосифа. И она приходила туда за водой. Этот переход означает, что человек открывается, оставляет земную суету и идет к святому месту, к святому колодцу за водой. И это дает возможность для умозрительного делания.

            И у нас, братья и сестры, в Святой обители есть источник, который так и называется «Кладезь самарянки». Есть и другой источник – «Силуанская купель». Всем полезно ходить на эти святые источники, чтобы немного отойти от суеты, совершить небольшое паломничество к святому месту, где можно помолиться, попить освященной воды и подумать о вещах душеполезных и спасительных.

            Так однажды случилось и с самарянкой: она пришла на кладезь Иакова, и встретила там Христа, который попросил у нее воды. Она спросила Его: «как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются»(Ин., 4,9) И Господь помогает ей совершить следующие переходы от неведения к вере. Он говорит ей: «если бы ты знала, кто просит у тебя воды, то сама просила бы у Него воды, и он Дал бы тебе воду, которая станет в тебе источником воды живой». И, действительно, братья и сестры, с самарянкой это произошло. Она получила от Господа живую воду – веру, и сама стала источником этой воды для своих сограждан, так как пошла и проповедовала о Христе Спасителе другим самарянам. И они тоже пришли, увидели Господа, побеседовали и уверовали в Него.

            Этот переход от неведения к вере, случившийся с самарянкой, не единственный. Дальше мы видим другой переход, - моральный, касающийся исправления её жизни, переход к нравственной жизни. Когда Господь увидел, что она не воспринимает Его слова о воде живой, то есть, - о вере, Он сказал: «пойди, позови мужа твоего»(Ин., 4,16). Самарянка слукавила, сказав, что нет у нее мужа. Казалось бы, Господь - сердцеведец, мог её сразу обличить. Но Господь - прекрасный Педагог, Наставник и вместо того, чтобы обличать за этот обман, Он похвалил ее, сказав: «правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала» (Ин., 4,17). И этот прием Божий возымел действие, потому что она с этим согласилась и через это согласие исцелилась от своего нравственного недуга, так произошло очищение ее души.

Далее - следующий переход. В ней возникает любопытство, интерес, она говорит: «Вы, иудеи, говорите, что поклоняться надо только в Иерусалиме, а мы, самаряне, считаем, то надо молиться на этой горе Гаризим…» И Господь  открывает ей великую тайну. Причем, обратите внимание, Он называет Бога Своим Отцом, говоря, что  истинные поклонники, поклоняющиеся Отцу Небесному, «будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин., 4,23).

             В этих словах Божиих мы видим прикровенное учение Иисуса Христа о Святой Троице. Так Господь научает нас, что поклоняться Богу - Первому Лицу Святой Троицы надо в Духе - Третьем Лице Святой Троицы и в Истине, - во Втором Лице Святой Троицы. Далее, в Евангелии от Иоанна, (14 глава, 6 стих), Господь говорит: «Я есть… Истина» и открывает нам, как надо поклоняться Богу Отцу в Духе и Истине. В этих словах - откровение Святой Троицы.

            Слушая обо всех изменениях, которые произошли с самарянкой, мы с вами прославляем Воскресение Христово, которому и подобает слава.        Аминь.      Христос  Воскресе!

Наместник Ново-Иерусалимского монастыря игумен Феофилакт (Безукладников)

22 мая 2011 года

Впервые опубликовано 3 июня 2011 года