Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Святоотеческое наследие
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Проповедь в Неделю 1-ю Великого поста. Торжество Православия

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшний воскресный день, первое воскресенье Великого поста Святая Церковь именует Торжеством Православия. Официально этот праздник был установлен в Церкви в IX веке. После победы над последней ересью  - ересью иконобочества - царица Феодора в 843 году установила праздновать в первый воскресные день Торжество Православия в честь того, что на прошедших семи Вселенских Соборах Церковь торжественно препобедила все ереси, искажения веры, которые дьявол, враг рода человеческого  пытался  измыслить, чтобы разрушить Церковь Святую, ее единство. К этому моменту уже была препобеждена и последняя ересь - ересь иконоборчества, - людей, которые  по лукавым наущениям не воспринимали святые иконы как окно в мир невидимый, и, прежде всего, - изображения Самого Господа, Пресвятой Богородицы, святых ангелов и святых угодников Божиих, которым подобает воздавать должное почитание и поклонение.

Но, братья и сестры, это не было одномоментным событием именно того периода, потому что  и сегодняшний день можно назвать днем церковного суда, того суда, который Святая Церковь в лице её основателя Господа Иисуса Христа установила с самого начала, с момента основания Святой Церкви на земле. Еще Господь сказал своим ученикам, апостолам и всем верующим, слушающим его: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;  если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18:15-17).

Так уже Сам Господь учил апостолов отсекать, отвергать от общества верующих тех людей, которые упорствуют во лжи, нарушении истин веры, догматов веры и канонов веры, правил благочестия.

Об этом же говорит и апостол Павел в Послании к Галатам: «если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, [так] и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал.1:8-9).То есть, следует предать анафеме того, кто возвестит другое или новое учение.

И Святая Церковь этим инструментом всегда пользовалась - все инакомыслия, которые возникали, чтобы исказить истину веры, ту истину, которая дана нам для спасения, всегда отвергала.

И почему этот день называется днем церковного суда?- Потому что каждый правящий архиерей сегодня должен произнести анафемы или отлучения на тех, кто отрицает бытие Бога, считая,что этот мир был создан без воли Божией, без промысла Божия. Сегодня Церковь анафематствует тех, кто отрицает свойства Божии, правила и постановления Святых Вселенских Соборов Святых отцов, тех, кто отрицает правила благочестия, не почитает святых икон, - сегодня им Святая Церковь возглашает анафему.

И это, братья и сестры, на самом деле, есть проявление любви. Некоторым кажется, что это ужасно и страшно, на самом деле это  голос любви Церкви.

Мы с вами сегодня будем совершать молебен в Неделю Торжества Православия и вслушайтесь, какой любовью исполнены все ектеньи, прошения и молитвы в этом молебне. Пресвятая Церковь умоляет Господа даровать всем заблудшим познание истины. И мы с вами вместе, соборно будем молиться о том, чтобы Господь вразумил всех отступивших от истины Православия, всех еретиков и раскольников.

И даже само отлучение - это в самом деле тоже проявление любви.  Действительно, когда Церковь кому-то говорит, что он живет не в соответствии с учением Церкви и отвергается от общества верующих, то это очень трезвит человека. Что происходит с человеком в этот момент? Он чувствует в своей душе смятение, находится в постоянных борениях со своей совестью, теряет мир, спокойствие в душе. Он может начать раскаиваться.

И, наоборот, он чувствует твердыню Православия, могущество, силу  Православной веры и Святой Церкви, которая  «есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины" (1Тим.3:15).

Господь также сказал своим ученикам и апостолам: «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18:18). Поэтому все еретики и раскольники, даже вероотступники должны знать, что эта церковная анафема, которая произносится на них сейчас, здесь на земле - будет обязательно повторена там, на небе. Но произносится она на земле для того, чтобы они, задумались, потому что, пока они еще живут на земле, для них есть возможность покаяния. И даже сама анафема церковная - это еще раз отверстая дверь для них, дверь покаяния, изменения, исправления их жизни, их мудрования.

А вот уже когда там, на Небе повторится этот суд Божий, то там уже не будет покаяния. После смерти, когда мы предстанем на суд Божий, нет возможности покаяться, потому что закончилось время земного бытия.  Поэтому над ними производится суд сейчас и суд будет там. Но после этого земного суда в земной Церкви еще можно покаяться в храме Божием, а вот потом уже нельзя. Это такое последнее грозное предупреждение Церкви.

Святая Церковь говорит также в этот день о том множестве святых, которые отдали свою жизнь, силы, здоровье, время для  отстаивания истины Христовой. Она говорит о святых Апостолах, учениках Господа Иисуса Христа, десять из которых приняли мученическую кончину. Говорит о первых последователях, учениках святых Апостолов - первых мучениках, которые в этом уподобились Христу, на крови которых основывалась наша Церковь. А затем говорит о тех многих миллионах мучеников, которые пострадали за истину, за веру Христову в период гонений на христианство в первые три века бытия Церкви.  Вспоминаются все, кто претерпел колесование, кому выкалывали глаза, отсекали руки, ноги, голову, кого сжигали, всевозможными способами пытались мучить или умертвить, но они оставались истинными свидетелями веры Христовой.

Далее Церковь вспоминает святителей, преподобных, исповедников веры, которые, может быть, не претерпели конкретных гонений, мучений, но всегда в своей жизни были исповедниками, оставаясь верными вере Православной, невзирая даже на высокие чины в светском разумении. И, самое главное, самой своей жизнью, образом поведения, свидетельствовали об этой истине.

Таких людей, которые послужили стоянию в вере - множество, даже невозможно всех перечислить. Им Святая Церковь возглашает вечную память. И ныне здравствующим Предстоятелям Поместных Православных Церквей и сегодня живущим святителям, в руки которых вручена истина Святой веры, Святая Церковь  возглашает многолетие.  В этом мы видим Торжество Православия, ибо Святая Православная Церковь стоит на земле  уже две тысячи лет и врата ада не одолели её. Они не одолеют её и дальше. И до конца, пока стоит земля, пока продолжается земная жизнь, Святая Церковь будет стоять на земле.

Мы видим, братья и сестры, даже из нашей, небольшой собственной  жизни, что меняются политический строй, контуры государств, разные теории, философии, но Святая Православная Церковь и её вера остается на земле такой, какой была, потому что это Богоучреждённый организм. Главой Церкви является Сам Христос - Он ее основатель и Он сказал: «создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18).

Именно об этом Торжестве Святой Православной Церкви возвещает всем нам Евангелие в этот воскресный день.   Аминь.

Наместник Ново-Иерусалимского монастыря игумен Феофилакт (Безукладников)

Произнесено 13 марта 2011 года

Впервые опубликовано 28 марта 2011 года