Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Святоотеческое наследие
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Проповедь в праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа.15 февраля 2011 г.

 

А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.

Евангелие от Луки. Глава 2, стихи 22-40

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В словах святого праведного Симеона Богоприимца, которые он сказал в Иерусалимском храме "Ныне отпущаеши, Владыко, по глаголу Твоему с миром" мы слышим, братья и сестры, великую радость, которая звучит в его голосе. Нам Святое Евангелие говорит, что это «был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем» (Лк. 2:25), Он ожидал пришествия в мир Мессии, Спасителя и дождался этого момента - Господь сподобил его увидеть и взять на руки Богомладенца Христа. Он увидел то избавление, ради которого он жил больше трехсот лет.

И эту радость, братья и сестры, можно сравнить с радостью человека погибающего, который вдруг, неожиданно, увидел себя спасенным. Он увидел, что пришел в мир Свет Божественный, пришла Божественная Радость, явился Искупитель, который примирит Бога-Отца с грешным, падшим родом человеческим. Он увидел того Мессию, который будет победителем ада и смерти, победителем дьявола.

Но представьте себе состояние Симеона Богоприимца, которому за его момент неверия, за то, что он усомнился в том,  что «Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7:14), и хотел соскоблить слово «Дева» и  написать «Жена»  было сказано, что он не умрет до тех пор, пока не увидит исполнения этого пророчества. И он прожил еще 300 лет, но что это были за годы? Его душа, его сердце все это время томилось страхом смерти. В ту пору люди жили уже, как сказано в псалтири, «семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет» (Пс. 89:10). И каждый из нас, проживая примерно такой отрезок времени, подходит к рубежу смерти, и его тоже охватывает боязнь, ужас смерти, но, если он имеет глубокую веру, то с верой и переходит в загробную жизнь.

Что же было у Симеона Богоприимца? Он подошел к этому рубежу смерти  в свои 70-80 лет, но смерть не наступала. И ему пришлось еще жить 300 лет, причем он не знал, сколько это продлится… И вот этот страх смерти томил его сердце все это время. Отчего был этот страх? Оттого, что жизненный путь этого праведника был тяжел, как путь любого праведника на земле. Но и даже после этого тяжелого пути его ждал не рай, не Царство Небесное, а его ждал ад, преисподняя, потому что все праведники в Ветхом Завете после смерти шли во ад, рай был закрыт. То же самое ждало Симеона  Богоприимца, поэтому он скорбел духом и ждал этого утешения. Когда же он взял на руки Богомладенца Христа, то его сердце тут же исполнилось миром, радостью, тишиной  и отрадой. Он увидел этого Победителя смерти, взял Его на руки.

Но, братья и сестры, сегодняшний праздник нам говорит о том, что теперь, после того, как Господь победил дьявола и разрушил врата ада, у людей очень часто пропадает вера в то, что ад вообще существует. Некоторые из верующих говорят, что ад - это, пожалуй, те скорби и беды, которые переживают люди на земле. Другие говорят, что этот ад, эти вечные мучения не сочетаются с милостью, милосердием Божиим, Они говорят: «нет, вряд ли это существует". Третьи говорят: "неужели можно слова Господа, Евангельские слова об аде воспринимать в буквальном смысле слова»? И такие настроения, поверьте, существуют у многих верующих даже и в настоящее время.

И Святая Церковь с со всей твердостью, особенно в этот праздник, говорит нам о том, что ад - это то место, которое ожидает нераскаянных грешников, которые не покаялись в своих грехах на земле, ничего за них не потерпели… Место будущей загробной жизни, противоположное раю, место, где находится дьявол, бесы и все грешники.

Когда Господь изгонял Адама из рая, то сказал ему, что он будет изгнан из рая на землю до тех пор, пока не умрет и не сойдет в эту землю.  Здесь Господь имел в виду, что Адам должен был не только телом вернуться в землю, из которой он был создан, но и душой уйти вглубь земли в преисподнюю.

И первоверховные апостолы Петр и Павел говорят нам о том, что Господь сходил в глубины земли, в сердце земли, даже до ада. Об этом свидетельствуют нам и ветхозаветные пророки. По-еврейски «ад» - значит «шолом», по-гречески – «тартарас». По-еврейски еще «ад» - это «геенна огненная», потому что рядом с Иерусалимом была долина, где евреи, будучи еще в ослеплении языческом, наряду с язычниками, поддерживали огонь в капище Молоха и приносили жертву Молоху, а по сути дела, дьяволу, своих собственных детей. Поэтому в Евангелии есть выражение "геенна огненная" или "река огненная", подразумевающее эту долину геенны.

В Четьях-Минеях от 28 марта, в житии святого прославленного воина Таксиота говорится о том, что после смерти от укуса ядовитой змеи, в которой он пребывал шесть часов, а потом внезапно ожил и, придя в себя через четыре дня, рассказал, что, уже умерев, был  взят с воздушных мытарств - мытарства блуда, потом из воздушного пространства был низвержен на землю, а затем в глубину земную, где грешники мучаются в страшных страданиях. И очнувшись, он обо всем этом рассказал блаженному архиепископу Тарасию. Есть также видения преподобной Феодоры, где она тоже говорит о тех посмертных адских мучениях, которые ожидают грешников.

Но некоторые считают, что ад, мучения - это лишь некоторое иносказание. Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что если верующие не верят в существование ада и наказания Божиего, то пусть обратятся назад, посмотрят на Священную историю и увидят, что наказание бывало действительно, а не призрачно. Например, Ной строил ковчег и сто лет проповедовал людям о покаянии, говоря о том, что придет потоп и накажет грешников. Люди над ним смеялись, но ведь потоп все-таки пришел и грешников наказал - все погибли в этом потопе, кроме Ноя и его семейства.

То же самое было с Содомом и Гоморрой - там жили грешники, но пришел каменный и огненный дождь, который пролился на это место и поразил жителей этих двух городов. И каждый из нас теперь может поехать в Палестину и увидеть  это место наказания и кары Божией. Там до сих пор говорят, что, если около  Содома и Гоморры сорвать некоторый плод и разрезать его, то оттуда, из центра посыплется прах и пепел.

Жители Содома и Гоморры согрешили одним грехом, а сегодняшние жители земли, даже православные христиане, грешат многими грехами. И спрашивается, почему же не сходит серный дождь, каменный дождь и не пожигает сегодняшних грешников? Да потому, что, братья и сестры, для них приготовлен уже другой огонь - вечный геенский огонь, который их ожидает. И знаете, для чего Господь сохраняет грешников на земле? - Для этого будущего наказания.

Может быть, скажут: «как Господь может это допустить»? Святые отцы приводят такой пример. А как же родители, разве они виноваты, если их дети расточают собственное имение, то наследство, которое они получили от родителей? Здесь  уже нет вины родителей, это уже поступок детей. Так и Отец наш Небесный  - Он дал нам все с избытком, но, если мы все это расточили и жили грешно, то, конечно же, нас постигнет кара вечная, вечный огонь и наказание Божие.

Все это не призрачно, именно этого боялся, страшился Симеон Богоприимец, пока не увидел утешения - Богомладенца Христа, которого он взял на руки.

Поэтому сегодняшний праздник, братья и сестры, учит нас страшиться этого геенского огня, прекратить наши грехи, особенно же смертные грехи, и принести в них искреннее и сердечное покаяние.  Аминь.

 Наместник Ново-Иерусалимского монастыря игумен Феофилакт (Безукладников)

Произнесено 15 февраля 2011 года в храме Рождества Христова

Впервые опубликовано 16 февраля 2011 года