Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Святоотеческое наследие
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского монастыря Нового Иерусалима
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Проповедь в Неделю мясопустную о Страшном Суде

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Евангелие от Матфея. Глава 25, стихи 31-46

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 Мы, братья и сестры, все ближе и ближе становимся к поприщу Святой Четыредесятницы. Вот уже осталась всего одна неделя, которая называется Масляничной неделей, и светский мир убеждает нас в эту неделю хорошенько повеселиться, развлечься. Святая Церковь не запрещает того, чтобы мы общались друг с другом, ходили в гости друг к другу, отдохнули так, как это не противоречит Евангелию. Но нам сообщает, что с этого воскресного дня она предначинает Святой Пост. Уже сегодня  заговенье на мясо и на наступающей неделе в среду и пятницу уже будет совершаться богослужение по подобию Великого Поста, и даже не будет совершаться полная Литургия святителя Иоанна Златоуста. И в эти два дня за богослужением бывает читаема молитва преподобного Ефрема Сирина с земными поклонами.

И для того, чтобы нас истрезвить, в эти важные дни Святая Церковь предлагает нам сегодня в Евангелии слова Самого Господа о Страшном Суде, где Господь Сам истинно свидетельствует о том, том, что будет кончина мира. Как это произойдет? - Будет Страшный Суд. Господь говорит, что «приидет Сын Человеческий… - Он называет Себя Сыном Человеческим, и это правда, но Он не только Сын Человеческий, но еще и Сын Божий, - и все святые Ангелы с Ним» (Мф. 25:31), судить всех.

Об этом, братья и сестры,  мы ежедневно читаем или поем в Символе веры, говоря:"Верую во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия...  грядущего со славою судити живым и мертвым".  Обратите внимание, что слова "живым и мертвым" стоят не в винительном падеже, а в дательном падеже. Это не ошибка, не случайность, эти слова подразумевают, что  на Страшном Суде для каждого человека будет некоторый дар, который он получит от Бога.

В самом деле, огромное количество людей станет там, на Страшном Суде, как праведники, по правую сторону от Господа Иисуса Христа. И, когда Господь им скажет: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34), то некоторые из этих людей удивятся тому, что они оказались справа от Христа, что к ним обращены такие благостные слова о том, что они спасены, потому что они даже не знали о спасении. Они удивятся, слыша эти слова, потому что многие из них даже не знали Христа. И они окажутся справа от Христа, и им будет предложен рай. Почему? Потому что они делали дела любви. Когда Господь перечислит им эти дела любви, которые они сотворили, Он скажет, что, когда был голоден, «вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:35-36).

Они удивятся еще и потому, что они не считали этих дел за собой, просто эти люди жили и делали добро, даже не замечая сами в себе этих добродетелей, но жили очень искренно, порядочно и честно, и делали дела любви. И за это они наследуют Царство Небесное.

И, наоборот, Господь скажет затем, повернувшись в левую сторону, ко грешникам: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41). Согласитесь, что это страшные слова, не дай Бог их никому услышать, причем из уст Самого Христа. Как такое может произойти?  Как мог Христос произнести такие слова?

Святые отцы поясняют, что в этих словах Господа Иисуса Христа, обращенных ко грешникам, абсолютно нет никакой ненависти, злобы  или мщения. Потому что Бог есть любовь, истинная любовь, совершенная и она направлена даже на грешников. Но эта любовь, которая изливается от Бога и в сторону грешников, становится для них нестерпимой, невыносимой, потому что она им несвойственна. И эта любовь Божия их жжет, как огонь.

Две недели назад мы слышали притчу  о фарисее. Он ведь тоже делал добрые дела. Помните, он говорит о себе: «пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк. 18:12). Но, спрашивается, а будет ли он по правую сторону? – Вот я не знаю… Если фарисей делал эти добрые дела, о которых он говорит перед Богом, с чувством любви, не формально, а  искренно, - тогда, наверное, будет...

 Именно об этом говорит сегодняшнее Евангелие, чтобы мы не только делали добрые дела, но обязательно делали их неформально, с искренним чувством любви к Богу и ближним.

А вот тем людям, которые этого не сделали, Господь скажет: «алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф. 25:42-43).

Еще раз обратите внимание, братья и сестры,- нам сегодня предлагается некий кодекс, по которому мы будем судимы, причем этот кодекс, - простой. Это совершенно не (он совершенно не похож на) тот уголовный кодекс, чтобы знать который, надо поступить на юридический факультет высшего учебного заведения. Здесь все правила суда, по которому мы будем судимы, предлагаются нам ясно, четко, внятно и совершенно несложно для их усвоения, понимания и исполнения. 

Обратимся сегодня, братья и сестры, к Господу, с молитвой, чтобы всем нам там, на Суде Божием, стать одесную Его престола.    Аминь.

 Наместник Ново-Иерусалимского монастыря игумен Феофилакт (Безукладников)

Произнесено 27 февраля 2011 года