Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Святоотеческое наследие
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Проповедь в Неделю 34-ю по Пятидесятнице, пред Богоявлением
Эти дни накануне Крещения Господня называются, братья и сестры, святками или святыми днями, или святыми вечерами, потому что они посвящены Богу.

Если мы посмотрим церковный устав, то увидим, что каждый праздник Господский или Пресвятой Богородицы имеет один или несколько дней предпразднества и несколько дней попразднества. В эти дни за богослужением поются тропари, стихиры, читается канон, посвященные этому празднику. И получается праздник уже не один день, а, иногда уже 7 или 9 дней, вместе с днями предпразднества и попразднества, потому что события, которые отмечаются в эти дни, настолько важны, что действительно являются  домостроительством нашего спасения.

Мы прослушали Евангелие, в котором говорилось о том, как Иоанн Креститель готовил народ Божий к пришествию Христа, к явлению Христа. Крещение  еще называется Богоявлением,  когда Бог открыто явился миру, открыто явился людям.

Мы знаем, братья и сестры, из нашей земной жизни, когда приезжает Президент, то перед ним  несколько дней работают служба протокола Президента, служба безопасности, пресс-служба - готовят этот визит, отрабатывают маршрут движения, смотрят, чтобы все было красиво, выглядело достойно.

Или, если приезжает Патриарх или Архиерей, то мы тоже видим, что перед ним шествуют иподиаконы, которые обязаны подготовить путь. Но, если так готовят дорогу Президент или Архиерею Божию, но земному человеку, то какова же должна быть подготовка, если идет на землю Сам Бог, Сам Богочеловек Христос является в мир?

Эту подготовку совершил Иоанн Креститель. Он так и говорит, что «всякий дол да наполнится и всякая гора и холм да понизятся» (Лк. 3, 5), то есть, все люди, которые выкопарно, лукаво мудрствуют о себе, горделиво, надменно, - должны понизиться, смириться - идет к нам Господь… Что все дороги должны выпрямиться - «приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мк. 1, 3) - идет Сам Господь… Прямыми должны сделаться стези или дороги и нашей души - прямыми, честными, открытыми.

И народ внимал Иоанну  Крестителю, который на реке Иордан проповедовал людям покаяние. Его подготовка заключалась в том, что людям необходимо было покаяться в грехах, и в знак этого покаяния омыться или погрузиться в воды Иордана. Иоанн Креститель крестил в водах Иордана. И мы видим, что к нему приходили древние евреи из Иерусалима и из всей Иудеи. Приходили к нему люди разных сословий и каждому из них он давал свои наставления, указания, как подготовиться правильно к явлению в мир Бога-Слова.

Именно об этом говорит нам сегодняшнее Евангелие. Но если мы посмотрим, братья и сестры, на особенность нашего русского богословия, то – только у нас это называется Крещением. Обряд омовения был известен не только среди древних иудеев, но и в других древних религиях он также присутствовал, но так он и назывался – обрядом омовения или погружения в водах. А у нас это называется Крещением.

Кто-то из нас, братья и сестры, крестился в бессознательном возрасте, еще в младенчестве по вере наших восприемников мы были крещены. Кто-то крестился во взрослом возрасте, уже в  сознательном, переосмыслив всю свою жизнь, уверовал  во Христа, решил жить по вере в Бога, пришел в Церковь и крестился. Вот таких в сегодняшнее время стало значительно больше, когда уже упали рамки, ограничивающие людей, нет такого притеснения в вопросах веры и люди могут спокойно осмыслить свою жизнь, свое бытие, придти к решению, что им в жизни необходимо крещение, и уже самостоятельно придти в храм и принять Святое Таинство Крещения.

Так почему у нас это называется Крещением? Ни погружением, ни омовением? Почему так? Потому что в этом русский народ вслед за своими учителями, богословами видит ту глубокую тайну, которую открыл Сам Господь своим ученикам: «чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься» (Мф. 11,23)… Здесь Господь в одной фразе объединяет чашу, которую надо испить, - чашу терпения, страдания, - соединяет ее с понятием Крещения. Поэтому для нас креститься - это не просто опуститься в воду троекратно, вместе с головой погрузиться. А для нас это значит - действительно облечься во Христа, пойти вслед за Христом и, идя вслед за Ним, претерпеть в своей жизни скорби и трудности, хотя Господь нас и утешает, говоря: «…иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11,30) и «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16,33).

Но все-таки – это путь трудностей и скорбей… И, когда мы идем вслед  за Христом, то мы также несем свой Крест, совершаем свое Крестоношение, и нашем жизненном, уже христианском пути, тоже должны быть те самые моменты, которые были в жизни Господа Иисуса Христа… Будет и Фавор, но будет и Гефсиманский сад, будет и Голгофа, и Крест, и Распятие, и, только уже после этого, - Воскресение…

Вот какая глубина заключается в празднике Крещения – это духовное просвещение каждого из нас. И в дни приближающегося праздника каждый вспоминает и о своем собственном Крещении, когда мы тоже крестились в честь Святой Троицы и облеклись во Христа, отреклись от сатаны и сочетались со Христом. Именно об этом говорит нам сегодня Святая Церковь.

Пусть благодать Святого Таинства Крещения никогда нас не покидает. Мы уносим из храма в свои дома в праздник Крещения чистый, прозрачный сосуд с крещенской  водой, окропляем свое жилище и сами ее пьем, особенно тогда, когда нам бывает трудно или когда мы заболеем физически.

Поэтому для нас праздник в эти дни значит - не только придти  на источник, на реку, не просто придти в храм на богослужение, получить эту Святую воду, но исполнить Путь, к которому нас всех призвал Христос.  Аминь.

Наместник Ново-Иерусалимского монастыря игумен Феофилакт (Безукладников)

16 января 2011 года