Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Святоотеческое наследие
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Проповедь в Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)

Сегодняшнее Евангелие посвящено Господскому празднику Богоявления Господня или Крещения Господня. И сегодня у нас с вами Навечерие этого праздника.

Мы слышали во время Великой вечерни, которая соединяется сегодня с Литургией святителя Василия Великого, чтение тринадцати паремий, в которых нам из Ветхого Завета было показано, какое значение имеет вода в жизни человека, земли, и, вообще, всей Вселенной, а самое главное, в деле домостроительства нашего спасения.

Если мы возьмем хотя бы некоторые темы этих паремий, то увидим, что в первой  паремии говорилось о том, как вода покрывала землю «и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1,2), оживотворяя ее, наполняя ее Божественной благодатью, делая ее способной к дальнейшему созиданию этого видимого мира.

В следующей  паремии  говорилось о том, как народ  еврейский был избавлен от  египетского плена, когда расступилось Красное море и «воды же были… стеною по правую и по левую сторону» (Исх. 14,22)… Море стало словно стена с двух сторон так, что богоизбранный народ мог пройти, а, когда гонящиеся за ним колесницы фараоновы вошли  на дно моря, то вода опять соединилась и поглотила преследователей.

Так было показано, что через воду совершилось избавление, спасение целого народа. А далее было показано еще одно чудо, совершившееся через воду, когда евреи  пришли в пустыню Сур, а там воды были очень горькие, так что народ стал роптать. По повелению Божию Моисей бросил часть дерева и вода стала сладкой и приятной, - «Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою» (Исх. 15,25). И это древо, брошенное в  воду, символизировало то древо Крестное, которым Господь нас спасает.

Дальше говорилось в одной из паремий из Книги Царств о том, как Илия и его ученик Елисей милотью разделили  воды  Иорданские, или о том, как исцелился, окунувшись в них больной проказой Нееман, знаменитый военачальник Сирийского царя.

Нам предлагаются здесь ветхозаветные образы чудного действия благодати Божией, совершаемые через воду, чтобы мы с вами, братья и сестры, подготовились к Великому освящению воды.

В древней Церкви в этот день люди готовились к принятию Святого Крещения, так же, как и накануне Пасхи. И поэтому в этот день  поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся»... Так что все оглашенные, которые в течение, как правило, 40 дней постились, молились, изучали основы христианской веры, крестились в эти дни и уже сам праздник Святой Пасхи или Богоявления (а также праздник Рождества Христова) они встречали, будучи уже в христианском обществе, такими же христианами, как прочие верующие. И в этот день они тоже причащались Святых Христовых Тайн.

 Мы слышали с вами, братья и сестры, во время чтения царских часов очень много пророчеств и у святого пророка Давида, которые говорили о событиях Крещения Господа в Иордане.

И услышали только что Евангелие, в котором говорилось о Крестителе Господнем Иоанне, который придя из пустыни  на Иордан, проповедовал покаяние. И свою проповедь начал с самого главного слова, самого важного и нужного в то время, говоря: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3,2)… Эти слова, братья и сестры,  относятся сегодня и к нам. Мы тоже должны покаяться, очиститься и, прежде всего, душой, чтобы воспринять  благодать Святого праздника.

Мы видим, какие наставления Иоанн  Креститель дает людям. Он действительно является исповедником, потому что и священник, когда исповедует грехи, обязан дать  некоторое наставление, назидание, увещание… Подобно тому, как добрый хозяин, отправляя путника в дорогу, дает ему с собой котомочку, в которой хлеб, пища, вода, так и  священник, поисповедовав кающегося, должен дать ему какое-то увещание, совет.

Подобное назидание мы слышим от Иоанна  Крестителя, которое обращено сразу ко всем слоям населения тогдашней Иудеи. Например, очень интересно его наставление к воинам - он говорит: «никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованием» (Лк. 3,14).

Почему говорит: «не обижайте»?  Потому что, братья и сестры, воины всегда готовы совершить какое-то действие, отразить нападение или сами пойти в бой. К тому же, у них одинаковая форма, погоны,  их очень трудно различить. Воины могут постоянно передвигаться и уже трудно бывает найти воина, который нанес обиду. И, понимая это состояние, настроение воина, Иоанн Креститель им говорит: «никого не обижайте, вы очень легко, проще, чем  другие люди, можете нанести обиду, поэтому  я вас предупреждаю, не обижайте». Затем он говорит им: «не клевещите». Во всех армиях, где, в основном, служение трудное, тяжелое, было это явление, когда доносят друг на друга, как говорят, «стукачат», желая выслужиться перед начальством, получить какое-то более теплое, легкое место. Иоанн  Креститель  тоже это очень четко подмечает и говорит об этом воинам: «не надо клеветать, берегитесь, смотрите за своим языком». Проявление этого порока – обидеть кого-то или оклеветать  - бывает вследствие того, что, воины бывают недовольны жалованием, им кажется мало того, что им платят. А Иоанн  Креститель  поучает их быть довольными своим жалованием.

Затем к Нему обратились мытари, - по сути это сегодняшние сборщики налогов или податей,  – с вопросом о том, как им жить, как спасаться? «Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам» (Лк. 3,13). Иоанн  Креститель  не запрещает - одним собирать налоги, а другим эти налоги платить - но лишь требует, чтобы  при этом не было никакого приражения греха, а каждый строго исполнял свои обязанности.

Иоанн  Креститель говорит о том, что «всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся» (Мф. 3,5), имея в виду людей, которые поставлены высоко в этом мире, а также просто людей горделивых. И, наоборот, «всякий дол» возвысится, то есть, те, кто были унижены, часто несправедливо обижены в жизни, с пришествием в мир Христа, Господь им поможет ободриться, подняться духом и, наоборот, горделивым поможет смириться.

Иоанн Креститель  проповедует всем о том, Кто же идет за ним. Он говорит: «я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3,16). Сам Креститель  говорит, что он недостоин быть даже слугой у Христа. Вот как он о себе говорит – скромно, хотя мы знаем, что Он совершил Крещение Господне, Он возложил свою руку на главу Самого Христа.  При этом, как Он скромно, смиренно думает и говорит о себе. А нам, братья и сестры, этого сильно не хватает. Мы так порой кичимся своим положением, служением, а надо мыслить о себе очень просто и скромно.

Он говорит о том, что «уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Лк. 3,9), дает нам такие грозные предупреждения. Говорит: «лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым» (Лк. 3,17).

Говорит также о том, что Христос, придя на землю, принесет  отделение праведников от грешников. И вот, братья и сестры, в канун праздника  Крещения Господня мы с вами должны это услышать, приложить это к своему сердцу.

Сегодня мы с вами все будем получать крещенскую воду. После Литургии совершится Великое освящение воды, которое бывает только один раз в течение года в эти дни - в Навечерие и в сам праздник  Крещения Господня. Очень важно, чтобы мы подходили,  братья и сестры, к этой воде, как к великой святыне. Она так и называется - «Великая Агиасма».  Чтобы мы приняли  ее с великим благоговением, но при этом, чтобы никто не посмел отлучить себя от  вкушения этой крещенской воды.

Сегодня церковный устав повелевает нам поститься, вообще ничего не вкушать, но не весь день, а именно до того момента, когда мы попьем этой вновь освященной крещенской воды,  и затем мы уже можем вкушать пищу, хотя пища полагается только постной. Сегодня строгий пост.

И этой святой воды каждый из вас должен не только попить, но и, придя домой, должен окропить свое жилище, причем окропить даже те места, которые называются «скраденными», - то есть туалет, - или те помещения, где находится скотина, или даже, может быть, место, где вы работаете. Все помещения в этот день должны быть освящены. Сегодня освящается абсолютно все.

А, главное, братья и сестры, мы с вами должны исполниться тех наставлений, которые нам предлагает Святая Церковь при чтении Священного Писания, как Ветхого, так и Нового Завета, и богослужебных текстов, чтобы этот праздник послужил цели нашего спасения.

Иоанн  Креститель говорит: «я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3,16).  Где же исполнились эти слова? Они исполнились в праздник Схождения Духа Святого на Апостолов, в дни Святой Пятидесятницы, когда Дух Святой  сошел в виде огненных языков.

И мы, братья и сестры, являемся преемниками Святых  Апостолов. Та вера и та Церковь Христова, которая была основана в день Пятидесятницы, живет и действует по сей день. Эта благодать Божия живет в Церкви и по сей день.

Будем достойны этой Божественной благодати, предуготовим себя как сосуды, вместилища, чтобы удостоиться  этой Божественной благодати. Аминь.

Наместник Ново-Иерусалимского монастыря игумен Феофилакт (Безукладников)

  Произнесено  в храме Рождества Христова 18 января 2011 года

Впервык опубликовано 21 января 2011 года