Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Святоотеческое наследие
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Проповедь в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом

В воскресенье после Рождества Христова нам предлагается Евангелие, повествующее о событиях, происходивших после Рождества. Казалось бы, Бог пришел на землю. Какая великая радость! Ее возвещают Ангелы, о ней свидетельствуют волхвы, и пастыри ликуют…

Но, видимо, эта радость была не для всех. Нашлись такие люди, в частности, царь Ирод был совсем не рад Боговоплощению на землю Бога-Слова… Почему не был рад? Потому что на нем исполнилось ветхозаветное пророчество о том, что ко времени пришествия на землю Мессии иссякнет царский род от пророка Давида. И царь Ирод принял престол правления иудеями не по наследству, т.е. он не был от кореня Давидова, из дома царя Давида. Он принял этот престол не избранием еврейского народа, поэтому он и не почитался этим народом. Он был поставлен ненавистными для иудеев римлянами, захватчиками, которые к тому времени оккупировали Палестину. И Ирод, царь, услышав от волхвов о том, что родился Богомладенец Христос, явилась на небе звезда, за которой они идут, затем выведал от ученых иудеев - книжников, фарисеев - где же должно родиться Христу. Узнав, что это город Вифлеем, - сказано в Евангелии, - что он пришел в смятение, потому что этот человек был очень трусливый, подозрительный, мнительный, но и яростный, жестокий. Он не жалел даже собственных детей.

Однако, смятение пришел не один он, но и весь Иерусалим вместе с Иродом. Почему? Страх напал и на всех жителей Иерусалима, потому что они знали своего царя Ирода - каков он по характеру. И, действительно, недолго пребывал Ирод в смятении, смятение сменилось яростью. Ирод-царь, боясь, что родится тот, кто его лишит престола , из-за чувства властолюбия, жажды земного господства издает приказ пойти в город Вифлеем и убить там всех младенцев, начиная с 2-х лет и ниже… Причем, не только в Вифлееме, но и в его окрестностях, во всех прилегающих деревнях, селениях, для того, чтобы наверняка погиб этот Богомладенец Христос.

Воины исполнили в точности приказ царя Ирода и в Вифлееме и его окрестностях потекли ручейки детской неповинной крови и потекли потоки слез матерей, потому что из их объятий вырывали младенцев и обезглавливали.

Так что, Евангелист говорит нам о том, что сбылось пророчество Иеремии, в котором сказано, что «…Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться… потому что их нет» (Иер.31.15). Мы видим под видом Рахили собирательный образ всех матерей, которые лишились своих чад. Пророк говорит о великом плаче, потому что мы из жизни знаем, что безутешно и так долго плачут только матери, который теряют своих детей, что и случилось в Вифлееме. Потому что это горе, которое нельзя никак оправдать, объяснить. Мы видим, что Господь по просьбе отца - Иаира воскрешает его умершую 12-тилетнюю дочь, т.е. Он скорбь родителей претворяет в радость. А когда Господь встретил Наинскую вдову, которая потеряла единственного сына, то Он даже без просьбы воскрешает ее сына. И, наоборот, утешает мать, говоря ей: «Не плачь». А здесь не было никого, кто бы утешил этих матерей, которые любили своих чад, как любит любая мать, заботились о них, были им кормилицами, няньками и воспитателями.

И в этот день нам, братья и сестры, необходимо поставить такой вопрос : а как мы, дети, относимся к своим собственным родителям, которые нас родили, были нам няньками, кормилицами, проявили к нам столько любви, внимания и добра?.. Когда наши родители стали престарелыми, больными, проявили ли мы к ним столько ласки, добра, заботы и внимания, какое проявили они к нам, когда мы были маленькими, беспомощными, слабыми? Сегодняшнее Евангельское чтение ставит перед нами эти вопросы. Нам действительно стыдно за наше отношение к нашим родителям, за то, что мы мало заботимся о них, проявляем к ним мало внимания, плохо за них молимся… Есть такие строптивые дети, которые, подобно извергам, не только ругаются на своих родителей, оскорбляют их, но и дерзают поднимать на них руку. И страшно становится, как земля их не поглотит, и какой страшный их ждет суд Божий…

В журнале «Воскресное чтение» приводится следующий рассказ. Одна старушка – мать попросила у своего сына молока. Ее сын был грубым, дерзким, жестоким и в ответ на просьбу своей матери он сказал: «Лучше до смерти поить змею, чем тебя молоком». Но сказав эти слова, он все-таки спустился в подвал, где стояли кринки с молоком и, подняв крышку одной из кринок, он вдруг увидел, что оттуда выпрыгивает змея, которая обвилась вокруг его шеи, причем обвилась настолько, что ее невозможно было снять. В ужасе он закричал и упал, словно бы без сознания, а потом увидел, как к нему приблизился некий старец, который сказал, что за его слова Бог попустил ему терпеть до самой смерти эту напасть. После этого молодой человек пришел в чувство и увидел стоящую рядом жену, которая сказала, что, услышав его крик из подвала, мать встала и вышла из дома. Сын стал искать свою мать, но так и не мог ее найти. Куда он делась, осталось неизвестным. Он стал ходить по святым местам, святым мощам, чтимым чудотворным иконам, молиться пред ними, прикладываясь к ним, прося помощи, желая избавиться от этой напасти – змеи, которая была на его шее, и которую он вынужден был до самой смерти поить молоком.

Итак, мы видим, что гнев Божий, кара Божия за непочтение к родителям наступает очень быстро, мгновенно, внезапно и бывает очень строгой. Святая Церковь говорит нам такие страшные слова: «Не будет Матерь Божия Заступницей того человека на Страшном Суде, который не почитал своих родителей». Будет гневен и суров Сам Господь на Страшном Суде ко всем людям, которые были непочтительны к своим родителям, потому что Господь Иисус Христос, даже вися на Кресте, будучи распят, заботился о Своей Матери, вручив ее попечению святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

Вот такой урок преподает нам, братья и сестры, прочитанное только что Евангелие. Аминь .

Наместник Ново-Иерусалимского монастыря игумен Феофилакт (Безукладников)

9 января 2011 года