Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Святоотеческое наследие
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Слово в день Рождества Христова


«Воплощение Бога Слова –

краеугольный камень Церкви»


 Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 Христос раждается, славите! Христос с Небес, срящите!

Всех нас, братие и сестры, призывает Боголюбивая Мать наша Церковь, к встрече воплотившегося нашего ради спасения «Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век». В последние же времена[1], как учит о том апостол Петр, облекшегося в подобострастную нам плоть, чтобы свободить нас от насильства мучащего нас врага – диавола, во власть которого предали себя в раю наши прародители. По их грехопадении Бог обещал дать им Избавителя[2]. И вот по прошествии многих веков случилось событие, которого чаяли наши праотцы, которого ожидали ветхозаветные праведники, о котором пророчествовали пророки, участниками которого вместе с пастухами, пришедшими в эту ночь поклониться новорожденному Младенцу, стали мы с вами – те, которые пришли в храм Божий и вместе с небесным воинством возглашали: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!»[3]

 Сокрытое от века и неведомое Ангелам таинство открывается днесь, и два прежде разделенных мира, ангельский и человеческий, соединяются и приносят Богу совместное славословие. «Да ликовствует убо вся тварь и да играет, обновити бо ю прииде Христос»[4]. «Преславное таинство устрояется днесь, обновляется естество и Бог делается человеком»[5]. Некогда Адам, послушав змиинного совета, восхотел стать богом, но будучи обманут диаволом, подпал под власть смерти и тления. Адам призванный к жизни с Богом и в Боге, отпал от жизни вечной; тройная преграда, непреодолимая никакими человеческими усилиями, встала на пути человека к соединению с Божеством. Трояко отстояли люди от Бога – природою, грехом и смертью. И вот, чтобы разрушить это средостение является в мир  Бог Слово, Единый от Лиц Святой Троицы, который принимает всю человеческую природу в Свою Божественную Ипостась, становится началом и концом всех путей, ведущих к Богу. В Воплощении Бога Слова соединились  Божеское и человеческое естество; две природы «неразлучно и нераздельно» соединил в Своей Ипостаси Единородный Сын Божий. Смертью на Кресте Он освободил нас от греха, а Своим Воскресением совершенно изгнал из природы владычество смерти.

Говоря о спасении рода человеческого, святые отцы, прежде всего, вспоминают Боговоплощение. Недостаточно было для спасения одного учения. Человечество надо было не только научить, но и дать ему силы для нравственного совершенства. И потому, когда на Христа начинают смотреть лишь как на учителя, то лишают все христианство всякой жизненной силы и жизненного значения. Без воплощения Сына Божия невозможна новая жизнь человечества. Любовь Божия к миру в том и открылась, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него[6]. Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Вот почему имеющий Сына Божия имеет жизнь; а не имеющий Сына Божия не имеет жизни[7]. Христиане – новая тварь[8], и дело Христа – создание именно этой новой твари.

Чем же создана эта «новая тварь» из ветхого человека? Она создана воплощением на земле Единородного Сына Божия и его вочеловечением, как исповедуем это мы и в Символе веры. Древнецерковные писатели даже утверждают, что учение Христа ничего существенно нового, сравнительно с Ветхим Заветом, в себе не заключало. Новое в Новом Завете есть именно само воплощение Сына Божия. «Знайте, – говорит святой Ириней Лионский, – что Христос принес все новое тем, что принес Себя Самого… Он принес Себя Самого и даровал людям возвещенные прежде блага, в которые Ангелы желали приникнуть»[9]. «Сын Всевышнего стал Сыном Человеческим для того, чтоб человек сделался сыном Божиим»[10]. «Слово Божие Иисус Христос, Господь наш, по неизмеримой благости Своей сделался тем, что и мы, дабы нас сделать тем, что есть Он»[11]. «Иисус Христос, Сын Божий по превосходной любви к Своему созданию снизошел до рождения от Девы, через Себя Самого соединяя человека с Богом»[12].

Спасение есть именно пересоздание, обновление природы человеческой посредством воплощения Сына Божия, благодаря которому человеческое естество получило новые силы, сделавшись причастным к жизни Божественной. Святые отцы выражают непреклонное убеждение, что никаким иным путем, кроме воплощения Сына Божия, спасение не могло быть совершено. «Мы никак не могли бы получить нетление и бессмертие, если бы не были соединены с нетлением и бессмертием. Но как мы могли бы соединиться с нетлением и бессмертием, если бы наперед нетление и бессмертие не сделалось тем, что и мы, чтобы тленное поглощено было бы нетлением и смертное бессмертием, дабы мы получили усыновление»[13], – так веровала и исповедовала Церковь, так учили ее выдающиеся богословы.

 Братье и сестры, догмат воплощения Бога Слова – это не абстрактная истина, в которую можно верить или не верить. Кто не исповедует пришествие Бога во плоти, тот лишен Божества[14], а значит чужд спасения.

Когда Христос спросил Своих учеников: «За кого люди почитают… Сына Человеческого?»[15]; тогда Петр, «уста апостолов»[16], сказал: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго»[17].  Сыном Божиим ученики называли Иисуса и раньше: так назвал Его Нафанаил при первом своем призвании[18] и все бывшие в лодке после укрощения бури[19]. Однако исповедание Христа устами апостола Петра имеет исключительное значение. Петр исповедал Иисуса Христа Единородным Сыном Божиим. В этом исповедании прозвучала великая благочестия тайна: Бог явился во плоти (1 Тим. 3: 16). Видеть именно эту тайну в словах Петра побуждают нас святые отцы. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Христос, предлагая вопрос ученикам, сильно желал, чтобы исповедовали Его воплощение[20]. Но особенно ясно выражается преподобный Исидор Пелусиот. «Слова сии: Ты еси Христос, Сын Божий, – говорит он, – означают соединение двух естеств, которое для нашего спасения боголепно совершил в Себе Сын Божий»[21].

Указав в ответ на исповедание Петра источник и происхождение исповеданной истины, что не плоть и кровь открыли ее ему, но Отец Сущий на небесах, Господь говорит дальше о значении этой истины и указывает на следствия самого факта воплощения: И я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16: 18). На чем же создана Церковь? На Петре, как утверждают католики? Но это не имеет никакого смысла. На исповедании Петра? Но ведь и бесы веруют[22], и они исповедали Христа подобно Петру[23], но, конечно, они не в Церкви. Основанием Церкви можно признать самое воплощение Единородного Сына Божия, которое исповедал апостол Петр по откровению Божию. Не идея, не учение о Боговоплощении, но сам факт воплощения Сына Божия есть тот камень, на котором зиждется Церковь.

К сожалению, «некоторые, по словам Иринея Лионского, не придают никакого значения снисшествию Сына Божия и домостроительству Его воплощения, которое апостолы возвестили и пророки предсказали, что через это должно осуществиться совершенство нашего человечества. И таковые должны быть причислены к маловерам»[24]. Эти слова великого богослова II столетия вновь актуальны уже в нашем XXI веке и содержат в себе укор и обличение для современного религиозного сознания. Ведь какое множество людей должно теперь причислить к маловерам за то, что они умаляют значение «домостроительства воплощения» и даже готовы не придавать этому воплощению никакого значения! Ведь для современного религиозного сознания особенно характерно то, что оно желает быть христианским без Христа, Сына Божия. Насквозь пропитанное интеллектуализмом, современное сознание губительно для живой веры в воплотившегося Сына Божия, именно оно заставляет подменять Христа – Сына Божьего – человеком  Иисусом из Назарета, который дал людям новое возвышенное учение.

Не так учит о спасении Церковь, которая по свидетельству апостола Павла есть «столп и утверждение истины»[25]. Говоря о спасении, святые отцы – глашатаи церковные, прежде всего, вместе с сыном Громовым возглашают, что Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Иоан.1:14). Святой Афанасий Великий, всю жизнь боровшийся с арианством, которое отвергало единосущие Сына Отцу, говорит: «Слово облеклось в тварное тело, чтобы мы могли в Нем обновиться и обожиться»[26].

Другой светильник Церкви, святитель Василий Великий, указывает еще одно значение воплощения Сына Божия. Он пишет о монахах: «Они-то ясно показали жизни человеческой, сколько благ доставило нам Спасителево вочеловечение, потому что расторгнутое и на тысячи частей рассеченное естество человеческое по мере сил своих снова приводят в единение и с самим собой, и с Богом. Ибо это главное в Спасителевом домостроении во плоти – привести человеческое естество в единение с самим собой и со Спасителем и, истребив лукавое сечение, восстановить первобытное единство: подобно тому, как наилучший врач целительными врачевствами вновь связывает тело, расторгнутое на многие части»[27]. По мысли святителя Василия, главный плод воплощения – восстановление первобытного единства человеческого естества. Об этом единении людей говорил и Христос, указывая его идеал в единстве Лиц Пресвятой Троицы: Да будут едино, якоже и Мы (Ин. 17: 11). Эти слова Господь сказал в той молитве, которую вознес Он Небесному Отцу пред Своими страданиями, не только за Своих учеников и апостолов, но и за всех тех, кто уверует в Него по слову их. Следовательно, Христос молился о Церкви. Церковь именно есть то единство человечества, о котором молился Христос и о котором говорит святой Василий Великий как о едином естестве. Вот почему и можно сказать, что «главное в Спасителевом домостроении во плоти», о котором говорит святитель Василий, есть не что иное, как создание Церкви.

 Оглядывая вкратце сказанное нами о воплощении Бога Слова, еще раз скажем, что Он соединил разделенное, собрал расточенное, вернул заблудившееся, пробудил лежащих долу, а вышних сочетал с нижними, и таким образом все стали единой Церковью, единым гражданством, единым стадом с одним Пастырем во главе, по имени и по существу Иисусом. Ведь имя «Иисус» переводится как Спаситель: Той бо спасет люди Своя от грех их (Мф. 1: 21). Поистине, блажен, кто сохранит сия, и уразумеет милости Господни![28]

Аминь.



[1] 1 Петр. 1: 20.

[2]  Быт. 3: 15.

[3] Лк. 2: 14.

[4] Служба на Рождество Христово. Стихира на стиховне.

[5] 26 декабря. На стиховне стихира Иоанна монаха.

[6] 1Иоан. 4: 9.

[7] 1Иоан. 5: 11–12.

[8] 2 Кор. 5: 17; Гал. 6: 15.

[9] Ириней Лионский, свт. Против ересей. IV, 34: 1.

[10] Там же. III, 10: 2.

[11] Там же. V. Предисловие

[12] Там же. III, 4: 2.

[13] Там же. III, 19: 1.

[14] Ср. 1-е письмо к Кледонию свт. Григория Богослова: "Кто не признает святую Марию Богородицей, тот лишен Божества"

[15] Мф. 16: 13.

[16] Так его называет свт. Иоанн Златоуст. См. Беседы на Евангелие от Матфея. 54, 1. // Творения. – Т. 7. –     С. 553.

[17] Мф. 16: 16.

[18] См. Ин. 1: 49.

[19] См. Мф. 14: 33.

[20] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея. 54, 1. // Творения. – Т. 7. – С. 553.

[21] Исидор Пелусиот, прп. Письмо к Серину.

[22] Иак. 2: 19.

[23] См. Мф. 8: 29; Мк. 1: 24; Лк. 8: 28.

[24] Сагарда Н.И. Новооткрытое произведение св. Иринея Лионского «Доказательства апостольской проповеди». – СПб., 1907. – С. 66.

[25] 1Тим.3: 15.

[26] Афанасий Великий, свт. Против ариан. II, 47. // Творения. – Ч. 2. – Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1902. – С. 324.

[27] Василий Великий, свт. Подвижнические уставы. 18. // Творения. – Ч. 5. – Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1901. – С. 360.

[28] Ср. Пс. 106: 43.

Впервые опубликовано 7 января 2011 года