Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Святоотеческое наследие
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Проповедь в Неделю 24-ю по Пятидесятнице. О гадаринском бесноватом
В этот воскресный день, братья и сестры, мы слышали евангельское повествование, в котором говорилось, что лодка вместе с Господом и его двенадцатью учениками, будущими апостолами, легко скользила по глади Галилейского моря. Ученики были очевидцами и свидетелями великого чуда, когда их застал шторм, но, по слову Спасителя, ветер утих, и буря улеглась. Ученики от этого могущественного проявления власти Божией над природной стихией, были в изумлении и большом смущении. Но вот лодка коснулась берега, и выйдя на твердую землю, они тут же становятся очевидцами еще одного чуда. Первым человеком, подошедшим ко Господу, был бесноватый, житель города Гадары. Это был совершенно одичавший, абсолютно нагой, безумный человек. Он уже не мог жить среди людей, так как в нем поселился бес. Причем не один, как впоследствии оказалось, а великое множество бесов. Они настолько сильно владели этим человеком, что, когда люди из чувства жалости пытались его обуздать, связывали веревками и даже цепями, он разрывал путы и убегал в пустыню. Его жизни постоянно угрожала опасность, потому что бес есть человекоубийца изначально по своей природе. И человек, в которого вселяется бес, несчастен не только в связи с физическим уничтожением своего тела, но и гибелью души с последующими адскими мучениями в жизни загробной.

Этот несчастный подбежал к Спасителю, пал на колени и вскричал: " Что Тебе до меня, Сыне Бога Вышнего? Прошу Тебя, оставь меня!"

Господь повелевает Своей Божественной властью выйти бесам из этого несчастного и те, видя стадо свиней, просят Господа не отправлять их обратно в преисподнюю, но позволить им войти в пасущихся невдалеке животных. Бесы освобождают человека, входят в свиней, и все стадо устремляется к обрыву и бросается в море.

Очень много назидательного мы здесь можем для себя увидеть. Например, что бесы исповедуют Господа Иисуса Христа, Владыку Неба и даже преисподней, в которую Он может этих бесов отправить. Что Бог сильнее дьявола. Это для нас очень важный урок. Многие люди, христиане, в борьбе с дьяволом порой изнемогают, боятся. Начинают ему сдаваться. Это неправильно. Надо помнить, что Бог сильнее дьявола. Есть даже сейчас такие люди, которые считают, что в этой жизни земной надо угождать дьяволу, чтобы там, в загробной жизни, бесы дали им место получше. Сегодняшнее евангельское чтение говорит, что мы должны не пресмыкаться перед дьяволом, а быть смелыми и мужественными в борьбе с ним с помощью Божией.

Дальше в евангелии говорится, что пришли жители города Гадары и, увидя все происшедшее, и человека, из которого вышли бесы, и погибшее стадо, просят Господа уйти из их города. Никакой благодарности к Христу у них не было за чудесное избавление одержимого, который многие годы не давал им покоя. Но погибшие свиньи для них важнее, и они просят Господа покинуть их пределы. Такой же бывает реакция у современных людей. Они отказываются идти в церковь, на них нападает страх. Они отказываются от Причастия и на исповеди   видишь, что у них нет основания ничего бояться, но в их сердце поселился ужас. И они в панике бегут от Господа и пытаются от него отказаться. Какова природа этого панического страха? Потому что сердце человека окаменело, а ведь надо ему как можно теснее прилепляться ко Господу.

Давайте посмотрим на современного человека. Благодаря крестным страданиям Господа Иисуса Христа, дьявол лишен той власти, которой он обладал до Крестных страданий Спасителя. Это проявляется конкретно в том, что мы видим - нет на земле таких бесноватых, о которых повествует нам сегодняшнее евангелие. Кончилась держава дьявольская, попраны врата ада.

Теперь мы имеем возможность с помощью Силы Божией победить силу дьявольскую и войти в открытые Врата Рая, наследовать Жизнь Вечную.

 Но и сегодня есть печальные явления в нашей жизни. Люди православные, христиане, порой сами отдаются во власть дьявола, от которой их освободил Господь. Нам Спаситель дал великую силу, против которой не могут противостоять нечистые духи. Вот, например, Святые отцы учат, что монах обладает такой силой и благодатью, что он не может впасть в какой-либо  грех. Потому что его окружают, словно огненный шар, ангелы небесные, представляя защитную оболочку от  попадания стрел дьявольских. И другие в изумлении спрашивают: «Так как же все-таки монахи падают ?» А падают они потому, что сами сознательно и добровольно выходят из этого огненного шара. Они отказываются от той помощи, которую им дает Господь. И это касается не только монахов, но и всех христиан.

Мы говорим сегодня о бесновании. Есть в церкви чин отчитки людей бесноватых. Существуют люди, для которых этот чин необходим, у которых действительно есть признаки беснования. Этот чин можно сравнить с хирургической операцией. На всякий случай поехать на отчитку абсолютно нельзя. Опираясь на учения церкви, на жития святых, мы можем конкретно говорить о видах беснования, например: человек, который лает по-собачьи, или человек, говорящий на иностранных языках, которых он не изучал. Или тот человек, который цитирует Ветхий Завет, хотя он эту книгу в руках никогда не держал и не читал. Всем им необходимо отчитываться.

 Но есть и другие признаки беснования. Это, например, пьянство. Это такое состояние человека, когда он настолько отдал себя бесу пьянства, что уже и не рад тому, что пьет, но не может остановиться. Бес пьянства в нем полностью господствует и владычествует. Такому человеку надо отчитываться. Если  человек поглощен полностью какой-либо страстью, он тоже должен идти на отчитку. Почему так? Василий Великий в своей книге говорит, что это добровольное сознательное беснование - когда человек впадает в пьянство. Пьяница также крутится, падает, у него идет изо рта слюна , пена, лежит у ворот, кидается на всех, кричит, со всеми ссорится. Василий Великий говорит, что этот человек становится хуже, чем скоты. Господь ему дал разум, чтобы отличить его от Своего прочего творения. Почему человек и считается венцом Божьего творения. Вот этот разум человек теряет в пьянстве.

Если человек в Таинстве Крещения отрекался от сатаны и сочетался с Христом, то при добровольном пьянстве с человеком происходит обратное. Тот человек, который помазан был Святым Миром в Таинстве Миропомазания, чтобы получить благодать Духа Святого и приносить добро, теперь все тело свое, каждый его член ставит на служение греху и страху. В Таинстве Причащения мы принимаем в себя Господа, а в пьянстве впускаем в себя дьявола. Становимся его послушным орудием. Поэтому Святая Церковь говорит, что пьяницы Царство Божие не наследуют. И сегодняшнее евангельское чтение является для нас всех, братья и сестры серьезнейшим предупреждением в нашей повседневной жизни, чтобы мы даже случайно, ненароком, незаметно для самих себя не стали обладателями какой-либо страсти, какой-либо степени беснования. Аминь. 

14 ноября 2010 года