Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Святоотеческое наследие
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Проповедь наместника Ново-Иерусалимского монастыря игумена Феофилакта в 23-ю неделю по Пятидесятнице. Притча о сеятеле.

Проповедь наместника Ново-Иерусалимского монастыря игумена Феофилакта в 23-ю неделю по Пятидесятнице. Притча о сеятеле.

 

Святой апостол Лука, чью память Церковь торжественно совершает, говорит нам о притче, которую произнес Господь наш Иисус Христос, чтобы образами доступными и понятными, сказать о великих тайнах Царствия Небесного. Поскольку тогда большинство людей были связаны с землей, с сельским хозяйством, то Господь им говорит о разных состояниях души, сердца человека, которое слышит слово Божие, но по-разному это слово воспринимает.

 Господь сказал притчу: вышел сеятель в поле, и одно семя упало при дороге, и птицы прилетели и поклевали его. Другое семя упало на землю каменистую, где немного было земли, и вначале оно проросло и взошло. А затем во время зноя оно увяло и засохло, поскольку не имело влаги и глубокого корня. Третье семя упало в землю вроде бы плодоносную и взошло, но, вместе с тем, в этой земле находилось множество сорняков и, как сказано в Евангелии, терний, которые также выросли и заглушили то доброе семя. Наконец, упало семя в добрую землю, которое принесло плод сторичный. И сказал Господь: «Кто имеет уши, пускай слышит». В этой фразе Господь Иисус Христос понуждает понимать Евангелие не только в своей внешней форме, но говорит, что стоит за этими словами, простыми и доступными, за которыми скрыт внутренний смысл. Мы видим, что апостолы тогда еще не были просвещены Духом Святым, чтобы сразу во всей полноте понять слова Спасителя, поэтому, оставшись наедине, сказали: «Скажи нам, Учитель, какое значение тех слов?». И Господь отвечает им: «Вам действительно дано знать тайны Царствия Божия. А тем, прочим людям лучше усваивается в притчах.

 Представим себя на перекрестке двух дорог - перед нами четыре поля. На одном поле рожь растет очень качественная, она обильно плодоносит. В каждом колосе много зерен на этом плодородном участке земли. Если мы спросим у крестьянина, как он вырастил такое поле, то он ответит: «Всю осень и зиму я возил навоз, ссыпал золу. Потом хорошо вспахивал, посадил добрые семена. Вот тогда будет хороший урожай.» Если это поле сравнить с сердцем человека, то возникнет образ человека, удобряющего сердце свое многими молитвами. То есть, молитвами человек себя приготовляет к слышанию и восприятию слова Божия. Мы видим, что надо убирать из этой земли сорняки, а такими сорняками в сердце человека являются пороки и страсти самого этого человека. Тогда, если уже на удобренную землю падет доброе семя - слово Божие, то оно прорастет. И даст плод. Как вы слышали в сегодняшнем Евангелии: «Кто хранит его в чистом сердце и в терпении приносит плод».

 Другое поле - это образ земли плохо вспаханной. Поэтому семя немножко взошло, но не может пустить свои корни вглубь земли. Оно не может напитаться ни влагой, ни полезными веществами, находящимися там в земле. И семя это худосочное и болезненное. Такое поле можно сравнить с сердцем человека, который на первых порах с радостью принимает Слово Божие, но во время гонений и искушений отказывается от Христа и слово Божие в нем погибает.

Мы видим и знаем вокруг нас таких людей, которые не против Бога, и внешне они со всем соглашаются. Но когда доходит до дела, до самой жизни, то оказывается, что нет у них  фундамента. Нет основания у таких людей.

Следующее поле, которое мы хотим рассмотреть, кажется плодородным. И семя, которое в него упало, вначале начинает бурно и активно приносить плод, но, увы, рядом с этими выросшими злаками активно прорастает сорняк. Причем так случается, что на один добрый колос, рядом прорастает по пять сорных стволов. Если земледелец посмотрит на такое поле, он недоуменно воскликнет: «Да что можно сделать на таком поле во время жатвы?». Как можно отделить во время молотьбы плевелы от пшеницы? И скорее придет к выводу, что из такой пшеницы никакого хлеба не получится, а все это можно пустить на корм скоту,словно обычную траву на лугу. И вот Господь нам говорит, что это те люди, которые принимают слово Божие, заповеди и даже начинают приносить плоды. Но вместе с тем у них в сердце также растут сорняки- пороки и страсти. С течением времени они одолевают доброе сердце. Здесь под образом такого поля подразумеваются люди духовно даровитые, но очень ленивые. От Бога им были даны дары, но ленились они свое поле тщательно пропахивать, пропалывать, и поэтому те сорняки, которые были, тоже пустили свои корни и взяли такую силу, что победили все добрые начинания в человеке. Он, к сожалению, духовно погибает.

Наконец, мы видим, что семя может упасть при дороге, и птицы налетят и склюют его. Такие семена могут из земли выдуваться даже самим ветром. По этой земле проходит скотина, люди топчут непроизвольно эти семена, которые начинают прорастать. И погибают такие семена, не дают никакого плода. Мы здесь имеем такой тип людей, которые родились в семье верующих людей. Вот на исповеди приходится часто слышать от бабушек и мам: «Как же так? Родился ребенок, водила его в церковь. Причащала, говорила и наставляла всякому добру, читала благочестивые книги, а вот пошел ребеночек в школу , и все будто забыто». Особенно это было актуально раньше, где сразу с первого класса детей принимали в октябрята, потом в комсомол, проводили атеистическую пропаганду и в результате все беседы и походы в церковь оказались напрасными. И сокрушались бабушки, что те семена, которые они посеяли в детях в детстве, оказались потоптаны. Видят своего ребенка уже другим. Он становится уже дерзким, непослушным. Начинает курить, выпивать. То есть, здесь мы видим образ человека, который имел вначале все добрые, благие начала. Но когда он подрастает и, особенно, когда он имеет свободу воли, выходит в самостоятельную жизнь, из- под родительской опеки, то показывает, кто он есть на самом деле. Начинает себя окружать людьми порочными, греховными, которые подобно скотине на поле вытаптывают все доброе в душе человека. И оказалось, тот человек, родившийся в добропорядочной семье, становится со временем виноват в том, что окружил себя людьми порочными.

Вот, выслушав сегодня предложенные Господом четыре варианта, подумаем, как можно принять Слово Божие. Мы задаем себе вопрос, а какими семенами являемся мы? К какой категории мы можем себя отнести? Те ли мы, кто принял Слово Божие с благоговением, сотворил плоды добрые? Или же мы те, в ком Слово Божие погибло по одной из причин, перечисленных в евангельской притче? Пусть же Господь охранит нас от потери или погубления доброго Божественного семени, этого Святого Дождя - Слова Божия и даст нам принести в нашей жизни плоды добрые и благие. Аминь.