Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Святоотеческое наследие
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Проповедь наместника Ново-Иерусалимского монастыря игумена Феофилакта в Праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста. 27.09.2010.

 

В настоящий день совершается, братья и сестры, великий двунадесятый праздник. Празднуeтся Обретение Честного Животворящего Креста Господня, которое совершилось в IV веке усердием и стараниями матери святого равноапостольного Царя Константина и также святой равноапостольной царицы Елены.

Мы видим, что этот праздник особый в ряду других. Этот праздник очень строгий. Сказано в Типиконе, что это день строгого поста, воздержания. В этот день и накануне не разрешается совершать Таинство Венчания. Но, с другой стороны, в самом Таинстве брака, в чинопоследовании венчания, когда возносятся молитвы к Господу о брачующихся, о их родителях, всех сродниках, которые собрались на это Таинство брака, вспоминается царица Елена и Церковь просит : "Дай им Господи, брачующимся и всем близким, которые сегодня собрались на это Таинство, ту радость, которую имела святая Елена, когда обрела Честной Животворящий Крест». То есть, это праздник, который несет в себе подлинную, настоящую радость, оттого, что был обретен Честной Крест. Мы вспоминаем сегодня при обретении Честного Креста Господня все эти события, которые архитектурно отображены и в нашем монастыре. У нас есть Подземная церковь святой равноапостольной Царицы Елены, есть место, где был обретен Сам Честной Крест. И после обретения Патриархом Макарием и Царицей Еленой, он был поднят для всеобщего обозрения на гору Голгофу, где Господь был распят. И оттуда Крестом осеняли на все стороны света. Отсюда и название сегодняшнего праздника - Воздвижение, то есть поднятие или Возношение Честного Животворящего Креста Господня. Народ во множестве окружал гору Голгофу. А сегодня при обретении Креста мы вспоминаем о самом событии Распятия и смерти Господа Иисуса Христа на Голгофе, которое совершилось через Крест. Крест, который до этого события был позорным орудием казни для беглых рабов, считался самым жестоким унизительным  способом казни в Римской Империи. Рабы распинались вдоль главных дорог и висели мучительно долго, на жаре, на солнце, а вы знаете, в Палестине летом такая же жара, какая была у нас этим летом. Невыносимая жара. Они гнили заживо, медленно и мучительно умирали порой несколько дней. Все эти страдания испытал и Господь. Иудеи по злобе и ненависти распяли Христа на Голгофе. Страшное это было, братья и сестры, зрелище. Распятый Христос, который был поношаем от воинов, от образованных фарисеев, от народа иудейского. от членов Высшего Судилища - Синедриона. Вся гора оглашалась насмешками, кощунственными речами и злым хохотом. Истинные друзья Христа стояли вдали, смотрели на это ужасающее зрелище, содрогаясь внутри в своем сердце. Нам евангелисты не говорят - какую скорбь они пережили в эти минуты у Голгофы. Да и нужно ли об этом говорить? Это и так понятно.

С шестого часа по девятый наступила тьма по всей земле. И страшная Голгофа стала еще страшней. Солнце испугалось и, словно бы стесняясь того богохульства, которое творилось на Голгофе, скрыло свои лучи. Богоубийцы от охватившего их страха побежали с Голгофы, причем, как сказано в евангелии, бия себя в грудь. Имея наступающее предчувствие гнева Божия. И около Креста стало пусто. И тогда друзья и ученики Христовы смогли подойти ближе ко Христу и получить утешение от уже распятого на Кресте Господа и стать свидетелями дела искупления, которое Господь совершил за весь род человеческий. Они были свидетелями того, как Господь преклонил главу и испустил Дух.

 Братья и сестры, мы сегодня тоже стоим, почти на Голгофе, которая естьи в нашей святой обители. И для нас принципиально важно, чтобы мы стояли у Креста не как те обезумевшие иудеи богохульники, но как истинные друзья Христовы.

 Может, кто-то из нас скажет: «Не услышим ли мы у Креста: «Отойдите от меня все делающие беззаконие».

Да, мы действительно каждодневно и ежечасно совершаем грехи, которыми мы распинаем Христа. Но все-таки мы, в отличие от тех евреев, не являемся богохульниками и богоубийцами. Мы хоть и согрешаем по немощи нашего естества, но об этом сожалеем.

 Около Креста, братья и сестры, место для покаяния, для слез. Здесь у Креста мы должны припасть к Христу, как можно крепче обнять ноги распятого Спасителя, вместе с кающимся мытарем; вместе с апостолом Петром, который вначале отвергся, но затем горько плакал и сожалел о своем грехе; вместе с Марией Магдалиной, которая своими слезами умывала ноги Спасителя и своими волосами отирала их; вместе с благоразумным разбойником мы должны обратиться ко Христу, распятому на Кресте, который, как сказано в текстах богослужебных: «И мал глас испусти со Креста», то есть, произнес небольшую, короткую речь, сказав лишь: «Помяни меня Господи, когда придешь во Царствие Свое.»

Так мы должны сегодня каждый в своем сердце, находясь возле Креста, произнести эти же самые слова. И вы знаете, с Креста нам уже готов ответ. Господь, Сын Божий, Иисус Христос на наше к Нему обращение поднимет очи горе к Своему Отцу Небесному и скажет: «Прости им согрешения их». А затем, обратившись к каждому из нас, скажет: «Сегодня же со Мною будешь в Раю».

Если мы, братья и сестры, также с сокрушенным сердцем, со слезами, с покаянием обратимся ко Христу, то каждый в своем сердце обязательно услышит этот ответ от Божественного Страдальца. Аминь.