Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Патриарх НИКОН
Настоятели и наместники
Очерки
ВИДЕО
Поэзия
Наместник
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Архимандрит Серафим — настоятель Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Окончание


Начало здесь

В течение 1904 года архимандрит Серафим занимается переоборудованием монастырской ризницы и Музея. Из ризницы изымаются предметы, пришедшие в ветхость (в 1905 году архимандрит Серафим все ветхие и старые священнические и диаконские облачения, а также пелены и покровы отослал в г. Сухум для раздачи на беднейшие храмы Кавказа), составляются новые описные книги ризницы и Музея. Составление Описей было закончено, вероятно, уже при новом настоятеле, архиепископе Иустине (1905-1907), который 27 марта 1906 года сообщал в Синодальную Контору, что «главная опись ризничаго имущества монастыря уже составлена и набело переписана». Описи были представлены в Синодальную Контору 12 июня 1906 года.

Как отмечал сам о. Серафим, он не только переустроил Музей, но и дополнил его коллекцию. Большая часть предметов была пожертвована им в 1904 г. Музей был расположен в 6-ти комнатах, которые имели свои названия: Патриаршая, Первая царская, Вторая царская, комната Святейшего Патриарха Никона, комната старинных церковных предметов и комната старинных вещей.

В Первой царской комнате были размещены следующие пожертвования архимандрита Серафима (далее описания предметов приводятся по Описи музея42, пояснения обозначены курсивом):

Архимандрит Леонид (Кавелин)
Архимандрит Леонид (Кавелин)
  1) фотографический портрет настоятеля сего монастыря архимандрита Леонида, снят сидящим на стуле, в рясе и клобуке, с крестом на груди, руки покоятся на коленях — в левой четки.

Архимандрит Леонид (Кавелин) был настоятелем Воскресенского монастыря в 1869-1877 гг., основатель монастырского музея .

2) фотографический поясной портрет настоятеля сего монастыря архимандрита Серафима Чичагова, хиротонисанного 10 апреля 1905 г. во епископа Сухумского; снят в рясе, клобуке, с крестом и панагией на груди; внизу на паспарту собственноручная надпись: «Настоятель Воскресенского, Нового Иерусалима монастыря архимандрит Серафим Чичагов, возобновивший Собор и всю обитель в 1904 г. Настоятельствовал с 14 февраля 1904 г. по 1-е апреля 1905 г.».

Владыка Серафим, как мы видим, оценивал свой труд именно как возобновление всей обители.

3) портрет императора Петра I, живописный на полотне, поясной в латах, с голубою лентою через правое плечо и красной порфире.

4) портрет императора Петра II, живописный, на полотне, поясной, в темно-зеленом камзоле, голубою лентою и белом парике.

5) портрет императрицы Елисаветы Петровны, живописный, на полотне, поясной, в порфире, короною на голове, голубою лентою; с левого боку звезда.

6) портрет императрицы Екатерины II, живописный, на полотне, поясной, в порфире, с короною на голове. (Пожертвован в 1905 г.)

7) большая бронзовая медаль с бюстом графа Александра Алексеевича Баранцева на одной стороне, а с надписью на обратной в венке с видами пушек: «В память пятидесятилетних трудов на пользу артиллерии 1827-1877».

Пожертвован бывшим его адъютантом, ныне епископом Серафимом Чичаговым.

Баранцев A.A. (1810-1882) во время русско-турецкой войны 1877- 78 гг. в чине товарища генерал- фельдцейхмейстера был начальником Главного Артиллерийского Управления. С1856 по 1909 год должность генерал-фельдцейхмейстера занимал младший сын Николая I великий князь Михаил Николаевич. Леонид Михайлович Чичагов был назначен к Баранцеву адъютантом 25 сентября 1880 г.

Во Второй царской комнате архимандрит Серафим разместил 18 пожертвованных им фотографических портретов, в основном кабинетного размера:

1.    портрет свиты Его Величества генерала Магнуса Ивановича Бреверна во время Турецкой компании 1877-78 гг., поясной, в белом кителе с орденом в петлице.

М.И. Бреверн (скон. в 1878 г.) был командиром гвардейской конно-артиллерийской бригады; награжден орденом св. Георгия 4 степени. На Первую Его Величества батарею этой бригады 4 августа 1875 года был направлен для прохождения службы выпускник Пажеского корпуса подпоручик Леонид Чичагов.

2.    портрет генерала Сергея Ивановича Дохтурова, поясной в мундире с орденами на груди.

Жена архимандрита Серафима, Наталья Николаевна Дохтурова, была внучатой племянницей Дмитрия Сергеевича Дохтурова, героя Отечественной войны 1812 года. Возможно, Сергей Иванович Дохтуров — ее прадед.

3.    портрет фрейлины Ея Величества Екатерины Александровны Салтыковой, снята в комнате, стоящею в бальном платье.

4.    портрет княгини Екатерины Солнцевой, снята сидящею, положивши руки на круглый столик.

5.   портрет действительного статского советника Никифора Петровича Чичагова, сотрудника графа Сперанского, в сюртуке с орденами на шее и груди.

Никифор Петрович Чичагов (род. в 1766 г.), дед архимандрита Серафима. М.М. Сперанский известный государственный деятель, в частности, по его предложению императором Александром I был образован Государственный Совет, в котором пред­полагалось рассматривать все законопроекты перед утверждением их императором; Сперанский был первым Государственным секретарем Государствен­ной канцелярии при Госсовете.

6.    портрет генерала-фельдмаршала И.В. Гурко, поясной; снят после Турецкой компании, в мундире, с орденом на шее43.

Иосиф Владимирович Гурко (1828-1901) начало русско-турецкой войны 1877-78 гг. встретил в звании генерал-лейтенанта командующего 2-й гвардейской дивизией в составе Дунайской армии под командованием великого князя Николая Николаевича. После переправы через Дунай из русских войск был выделен Передовой отряд под командованием Гурко, который должен был овладеть перевалами и проложить дорогу к Константинополю. В составе этого отряда воевал Леонид Михайлович Чичагов. В 1879 году генерал-адъютант и генерал от кавалерии И.В. Гурко за свои боевые заслуги и двукратный переход Балканских гор был удостоен ордена Св. Георгия 2-й степени. В историю русского военного искусства ге­нерал-фельдмаршал Гурко вошел как последователь суворовских традиций, правилом которого было идти вперед, невзирая на численное превосходство врага, и, сблизившись с ним, сокрушить его. Он внес свой вклад и в развитие военной науки, заложив основы стрелковых цепей и детально разработав основы современной артиллерийской подготовки.

7.    портрет генерала адъютанта барона Богдана Мейендорфа, снят во время компании 1877-78 гг., в полушубке с белым барашковым воротником, фуражке и башлыке на плечах.

8.    портрет свиты Его Величества генерала Михаила Павловича Тучкова, сына Московского гене­рал-губернатора П.Х. Тучкова.

9.    портрет супруги его Елены Феодоровны Тучковой, урожденной гр. Орловой-Денисовой.

10.  портрет князя Мещерского, издателя газеты «Гражданин», с двумя героями компании 1877- 78 гг. Рубасовым и Ниловым, ныне оба адмирала русского флота; сняты сидящими за столиком.

Мещерский Владимир Петрович (1839-1914), русский публицист, с 1872 г. издавал патриотическую газету-журнал «Гражданин».

Нилов Константин Дмитриевич. Во время рус­ско-турецкой войны мичман гвардейского экипажа, награжден орденом св. Георгия 4-й степени.

11.  портрет свиты Его Величества генерала Николая Александровича Безак, бывшего Нижегородского губернатора и впоследствии начальника почт и телеграфов; снят во время компании 1877-78 гг. в Филиппополе, вместе с поручиком Леонидом Михайловичем Чичаговым, бывшим настоятелем сего монастыря и ныне епископ Сухумский, и еще одним из офицеров.

12.  портрет Преосвященного Иеремии епископа Нижегородского и Арзамасского, снят в келье, стоящим пред столом в мантии и епитрахили.

Епископ Иеремия (Соловьев) (1799-1884), ревностный архипастырь строгого аскетического устроения, «сокровенный от мира подвижник и теплый молитвенник»44, на Нижегородскую кафедру перемещен в 1851 году из Полтавы. В своей « Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» владыка Серафим отозвался о нем, как «замечательном человеке во многих отношениях»45. 17 июня 1857 года епископ Иеремия по прошению был уволен на покой с пребыванием в Печерском монастыре, в котором в 1860 г. тайно принял схиму с именем Иоанн. Преставился ко Господу 6 декабря 1884 г. «Жизнь его на покое была ознаменована постоянною молитвою и богомыслием. К его молитвам прибегали многие и пользовались от него душеспасительными советами и даром прозрения»46. Епископ Иеремия разрешил похоронить блаженного слепого схимонаха Антония Муромского, в соответствии с его желанием, в Ардатовском Покровском монастыре, для захоронения в котором требовалось особое разрешение Св. Синода.

13. портрет известного сибирского подвижника Феодора Кузьмича, снят в келье стоящим в белой длинной рубашке, правая рука у груди, а левою держится за пояс

Известный портрет старца, который появился в Сибири в 1837 г., никому не открыл своего настоящего имени даже на смертном одре, жил по деревням, переходя с места на место, некоторое время жил в Томске, почитался прозорливцем и исцелителем недугов, многие пользовались его советами. Скончался Феодор Кузьмич в Томске 20 января 1864 года и был похоронен в ограде Алексеевского мужского монастыря. По преданию, этот старец не кто иной, как император Александр Благословенный47 .

14.  портрет известного Ардатовского блаженного слепого Антония, похороненного в женском монастыре г. Ардатова, поясной, визитного размера.

Блаженный Антоний (мирское имя его неизвестно), ныне прославленный в сонме преподобных, в раннем возрасте ушел в Саровскую обитель, где подвизался одновременно с преп. Серафимом, пребывая иногда в его пустыньке. Преп. Серафим, провидя путь Антония, послал его к Воронежскому архиепископу Антонию (Смирницкому), которого почитал как замечательного архипастыря и подвижника. Преосвященный оставил Антония у себя в послушании. Ослеп Антоний, дважды совершив, по благословению святителя Антония, пешее паломничество в Киев в железной “шапочке” весом 17 фунтов. Потеряв телесное зрение, он прозрел духовно: получил дар прозорливости и достиг большого совершенства в духовной жизни48. Иеромонах Антоний, тайно постриженный курским Преосвященным в схиму с именем Арсений, преставился ко Господу 15 августа 1851 года и был погребен у алтарной стены храма в Ардатовском Покровском монастыре, который возник всецело по молитвенному руководству преп. Серафима и в котором о. Антоний жил некоторое время, подвизаясь в подвигах и духовно окормляя сестер обители и всех, притекавших к нему во множестве страждущих.

15.  портрет известной юродивой Серафимо-Дивеевского монастыря Пелагии, снята сидящею на полу, левую руку держит у рта, а правая с цветком лежит на полу; визитного размера.

Надо полагать, это портрет Пелагии Ивановны Серебренниковой, великой старицы, которой посвящено много страниц «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря>>. Пелагея Ивановна «спала и сидела всегда на полу»49, кроме того, «любила она очень цветы. В последнее время живые цветы почти всегда имелись у нея в руках, потому что их приносили ей те, кто желал сделать ей удовольствие; и эти цветы видимо утешали ее»50. Скончалась блаженная старица 30 января 1884 г.

16.  большая фотографическая группа Общества Хоругвеносцев собора Двунадесяти Апостолов в Московском Кремле, бывшего патриаршего собора, построенного Патриархом Никоном, во главе со священником Леонидом Михайловичем Чичаговым, ныне епископом Сухумским... Сверху с левой стороны помещены: вид Кремля и Собора Двенадцати Апостолов; каждое лицо группы снято в пояс в овалах и четырехугольниках.

17.  фотографический портрет генерала адъютанта графа Александра Алексеевича Баранцева, снятый на второй день по смерти; портрет этот был подарен его адъютанту Л.М. Чичагову, ныне епископ Сухумский... Портрет большого размера, под овальным стеклом.

18.  фотографический портрет императора Александра II, снят в 1-й день кончины... Пожертвован епископом Серафимом Чичаговым, составителем дневника покойного императора, за войну 1877- 78 гг.

В комнате Святейшего Патриарха Никона архимандрит Серафим поместил пожертвованные им:

Музей Патриарха Никона (начало ХХ века). На столе под стеклом - модель храма Гроба Господня в Иерусалиме
Музей Патриарха Никона (начало ХХ века). На столе под стеклом - модель храма Гроба Господня в Иерусалиме
  1.    два больших царских медных литых подсвечника XVI столетия в 4 свечи каждый; шандалы расположены прямолинейно, с возвышающимися между них в средине гербом, двуглавым орлом, и прикреплены к резным фигуркам, в средине которых изображены два льва, фигурки соединены со стержнем, утвержденном на круглом поддоне; подсвечники помещаются на деревянном полированном 26-гранном цилиндре более аршина высотою, из коих 13 граней углублены внутрь и обложены медью. Цилиндр стоит на восьмигранной подставке, высотою в четверть и на месте соединения - медное кольцо.

Модель храма Гроба Господня в Иерусалиме (первая половина XVII века), подаренная архимандриту Никону, будущему Патриарху, Иерусалимским Патриархом Паисием, посетившим Москву в в 1649 г.
Модель храма Гроба Господня в Иерусалиме (первая половина XVII века), подаренная архимандриту Никону, будущему Патриарху, Иерусалимским Патриархом Паисием, посетившим Москву в в 1649 г.
2.    икона Святой Троицы в виде странников, посетивших праведного Авраама; писана на доске из Маврийского Дуба небольшого размера, в крашеной под орех раме, за стеклом.    

В Комнате старинных церковных предметов находились вложенные архимандритом Серафимом в монастырь:

1.    древние святцы печатные, на бумаге, “за ноябрь” месяц, в деревянной раме за стеклом.

2.    фотографический снимок с перстня Римского папы, на котором вырезано изображение Иисуса Христа и по преданию будто бы в последний год земной жизни Его. Спаситель изображен в пояс, в профиль.

3.    фотографический снимок на мраморе с иконы, явленной в доме госпожи Рихтер в Пензенском имении в морозный день на стекле окна из инея; изображение напоминает икону Божией Матери “Казанския”.

4.    фотографический снимок с иконы «Приидите ко Мне вси труждающиеся», писаной на полотне архимандритом Серафимом.

По всей видимости, это снимок с иконы, которую ныне называют «Спаситель в белом хитоне». Поскольку подписи к экспонатам Музея, вошедшие в опись Музея, составлены, скорее всего, самим архимандритом Серафимом, и уж во всяком случае, с его благословения, предполагаем, что название иконы «Приидите ко Мне вси труждающиеся», - это авторское именование иконы, известной как «Спаситель в белом хитоне».

5.    настольное католическое распятие XVII в; крест из черного дерева, внизу круглый, утвержден на металлической украшенной камнями подставке.

6.    фарфоровый нерукотворенный образ Спасителя, небольшого размера (помещался в витрине за стеклом вместе с другими старинными иконами).

7.   икона в серебряно вызолоченной ризе святого благоверного князя Александра Невского и святой пророчицы Анны, держащих образ «Знамения Божией Матери», и под ними коленопреклоненная святая мученица Наталия. Эта икона была поднесена... Натальей Петровной Киреевской жене русского литератора, Обер-Прокурора Св. Синода, графа Александра Толстого, графине Анне, по случаю знаменательного события в их жизни. После гр. Толстых икона перешла настоятелю Воскресенского монастыря, ныне Преосвященному Серафиму, епископу Сухумскому.

            — Граф Александр Петрович Толстой (1801-1873). Военный, дипломат; генерал майор с 1837г. Назначен Обер-Прокурором Св. Синода 20 сентября 1856 г. с зачислением по армейской кавалерии. С1856 г. генерал-лейтенант. В 1862 г. уволен по прошению от должности Обер-Прокурора и назначен членом Госсовета, а в 1865 г. уволен в бессрочный отпуск «до излечения болезни». В1873 г. совершил паломничество в Иерусалим, на обратном пути скончался в Женеве, похоронен в Донском монастыре. «Представитель оптинского православия». Был другом Гоголя, который и умер в его московском доме51.

 

В сентябре 1906 года в Воскресенском монастыре была проведена поверка Описей с наличностью, в донесении о которой дана высокая оценка обустройства архимандритом Серафимом ризницы и Музея: «Монастырская ризница помещается на хорах главного Воскресенского храма, в юго-восточном углу его, в палате светлой и сухой. Все ризничные вещи расположены в высоких и просторных со стеклами шкафах и витринах, в полном порядке... Музей Новоиерусалимского монастыря находится рядом с теплым Рождественским монастырским храмом и расположен в шести комнатах. Вещи сего музея частью развешены по стенам и расставлены на столах, частью же помещены в шкафах и витринах»52.

Правда, при этой проверке не оказалось на месте двух портретов Патриарха Никона: одного, где он изображен вместе со служащим духовенством, а другого — в мантии, кисти Иоанна Дитерса. Эти портреты 15 февраля 1905 годы были переданы по расписке архимандритом Серафимом, в соответствии с Указом Конторы Св. Синода от 9 февраля 1905 года, организаторам Историко-художественной выставки в С.-Петербурге53. Выставка состояла под покровительством Государя императора, и для нее великим князем Николаем Михайловичем были испрошены из Москвы несколько портретов патриархов, митрополитов, царствующих особ, в том числе и портреты Патриарха Никона из Нового Иерусалима. 31 октября 1905 года эти портреты были отправлены обратно в Воскресенский монастырь, но в монастыре получены не были, вероятно, вследствие революционных беспорядков, охвативших Россию в конце 1905 года и нарушивших работу железных дорог. По ходатайству Московской Св. Синода Конторы Управлением железных дорог было проведено расследование, принесшее неутешительный результат: ящик, в котором находились портреты, прибыл в Москву 6 декабря 1905 года и, «по-видимому, был похищен или заслан на какую-либо другую дорогу без надлежащих отметок в документах, но если был заслан, то куда именно, выяснить не представилось возможным... Факт утраты сказанного ящика представляется несомненным»54. О результатах проведенного расследования Канцелярия Обер-Прокурора Св. Синода сообщила в Московскую Синодальную Контору 18 июня 1910 года. Почти пять лет эти портреты числились потерянными! Но неведомыми судьбами портреты Святейшего Патриарха Никона вернулись в его любимую Воскресенскую Ново-Иерусалимскую обитель 16 декабря 1906 года. На следующий же день управляющий монастырем архиепископ Иустин доложил об этом в Синодальную Контору, но там, видимо не доложили об этом по начальству.

 

По окончании ремонтных работ 21 ноября архимандрит Серафим составил Акт о приеме работ, произведенных в течение лета 1904 года. Кратко и красноречиво свидетельствует этот Акт об огромности исполненных работ, поистине обновивших Воскресенскую обитель. Приведем этот документ с некоторыми сокращениями:

«Ввиду того, что все здания, в которых пришлось произвести капитальный ремонт, имеют не менее 200 лет и при составлении сметы, нельзя было предвидеть многие повреждения, которые обозначились только во время ремонта, — в общем против сметы, сделано значительно больше ремонта и было обращено строгое внимание, чтобы из остатка по смете на каменные работы, — покрылись эти затраты и не перетратилась разрешенная сумма 82 820 руб. 89 коп.

Подразделяя ремонт, принятый нами, по зданиям, выяснилось:

1.    что монастырская ограда вся капитально исправлена, местами в прелых местах, — была выломлена, вновь заделана кирпичом, облицована и потребовалось особенно много работ в башнях, из которых — наибольшая Елисаветинская, выходящая на запад и ближайшие к ней, — оказались до того ветхими, что кроме облицовки, пришлось вновь делать и своды в них. Весь низ ограды — из белого камня, — частями сделан заново и положен на цемент. Восточная башня, — в которой Святые ворота, выездные ворота и во втором этаже — церковь потребовала переборки всех колонн, каменных пьедесталов, и настилки новых решетников и железных крыш в четырех ярусах. На храме позолочена глава. Во въездных воротах сделан асфальт двойной толщины. Вся ограда с башнями и храмом, за три раза вновь побелена. Железные крыши на ограде —  частями исправлены, частью — вновь положены и все за три раза окрашены медянкою. По всей ограде сделаны железные водосточные трубы.

2.    что Воскресенский собор, имеющий до 29 приделов, капитально ремонтирован, и причем сделаны вновь три каменные лестницы, — на Голгофу, во второй этаж и в подземный храм, паркетный пол на асфальте — в нижнем этаже и асфальтовый пол — в верхнем; в храмах, помещающихся в колокольне, — внизу — сделан вновь пол из каменных Тарусских лещадок, а вверху — из цемента. В коридорах положен асфальтовый пол, а каменные площадки все исправлены и покрашены. Внутренние стены соскоблены, в сырых местах пропитаны — противосыростным составом, и вновь покрашены за два раза. Лепные работы исправлены. Орнаменты в арках и на колоннах восстановлены. Все 29 алтарей отделаны внутри, и на престолы и жертвенники надеты новые облачения. Также сделаны вновь все завесы к Царским вратам. Вновь сооружены, обиты медью и некоторые окрашены постаменты под алтарями, на солеях и у многочисленных киотах.

Воскресенский собор. Фото 1920-х годов
Воскресенский собор. Фото 1920-х годов
Весь громадный этот собор возобновлен, за исключением иконостасов. Главный алтарь — Воскресения Христова — с солеею — обит красным сукном и снабжен новыми коврами. Исправлены большие подсвечники перед местными и другими, отдельными, иконами. По всему собору положено до 800 аршин дорожек линолеума разной ширины. Снаружи окрашена крыша за два раза, — над Кувуклией и вновь позолочены 5 крестов.

Исправлены — желоба, пояски и часовни, прилегающие к собору.

3.    что зимний Рождественский храм весь капитально ремонтирован. Снаружи — сделаны новые крыши, желоба, водосточные трубы и окрашены медянкой. Позолочены две главки. Подъезд, — состоявший из каменной арки, пришедшей в разрушение, был сломан и вновь построен по тому же рисунку. Все окна, в трех этажах — заменены железными двойными рамами, с новыми стеклами. Стены соскоблены, перетерты и окраше­ны за два раза. Внутри, начиная с многочисленных каменных площадок в придельных храмах и в коридоре, пришедших в ветхость, все лещадки заменены новыми Тарусскими и сделана вновь каменная лестница, вместо старой деревянной, во второй этаж. Стены соскоблены, пропитаны противосыростным составом и окрашены за два раза. Сделаны вновь две камерные печи, для отопления собора. Все подоконники — положены из цемента, вместо бывших ранее деревянных. Рождественский собор, вместе с приделами, весь вновь окрашен масляной краской, с возобновлением орнаментов. Пол в главном храме исправлен и сплошь покрыт линолеумом, также и в алтаре. Окрашены и все места для монашествующих, свечные ящики и проч.

4.    что в Елисаветинской зале, где помещается расхожая ризница и древняя библиотека, произведен также капитальный ремонт. Все рамы — заменены двойными железными, подоконники сделаны цементные; пол перебран и проведен душник из камерной печи, отапливающей Рождественский храм. Стены вновь окрашены.

Для ризницы — сделано 10 липовых новых шкапов, под красное дерево, в которых и хранятся приобретенные 5 сортов облачений, для полного собора, а также подризники, покровы на аналои и престолы и одежды на престолы и жертвенники. Для библиотеки сделаны вновь 8 библиотечных шкапов, под красное дерево, витрины и проч. принадлежности.

5.    что главная монастырская ризница, находящаяся в Воскресенском соборе — вся переустроена. Старые шкапы исправлены; сделаны новые дверцы с большими стеклами. Вновь было заказано — три шкапа, под красное дерево и две больших витрины. Стены вновь покрашены. В нее помещены — те драгоценные древние вещи, пожалованные царями, царицами и разными жертвователями, которые совсем более не употребляются, — как облачения, или употребляются весьма редко, как церковная утварь. Размещены эти вещи — по царствованиям и снабжены билетами с надписями.

6.    что монастырский музей, помещающийся в так называемой Амвросиевской келлии, также совершенно заново отделан и переустроен. Окна — заменены двойными, железными рамами, комнаты окрашены и вновь оклеены. Для вещей — потребовались новые витрины; для портретов — множество рам. Все предметы распределены теперь по отделам и снабжены — объяснительными подписями.

7.    что в царском помещении — вновь отделан храм во имя Трех святителей. Деревянные рамы — заменены двойными железными, потолок, пол, стены — окрашены; иконостас вычищен, на престол и жертвенник надеты новые облачения и в царских вратах — новая завеса. В комнатах — исправлены печи, сделана ванна и водяной клозет.

8.    что в настоятельских келлиях оклеены стены, покрашены потолки и парадная лестница; исправ­лен клозет.

9.    что в братских келлиях, находящихся в одном корпусе с царскими и настоятельскими покоями, сделаны новые деревянные рамы, исправлены полы, печи и чуланы; покрашены подоконники, полы и стены. На всем корпусе — исправлена крыша, вновь покрашена медянкой и устроены — новые водосточные трубы.

10. что в братском корпусе исправлена и покрашена железная крыша, сделаны — новые водосточные трубы и крыши над подъездами. Вновь сложены каменные ступени на подъездах и выстланы полы в коридорах. Многие келлии ремонтированы, с исправлением печей. Старые рамы и двери — частью заменены новыми. Ремонтирована братская трапеза, кухня и хлебопекарня. В кухне и пекарне сделаны асфальтовые полы

11.  что в монастырской лавочке — поставлена новая печь, исправлено крыльцо и сделаны новые витрины.

12.  что в просфорне — заново исправлено крыльцо, со ступенями и крышею, а также исправлена печь.

13.  что по монастырю, от Св. ворот до Рождественского храма, сделана новая, бетонная, насыпная дорога с балясниками по бокам, в необходимых местах.

14.  что по монастырю — по всем направлениям положены тротуары из железных и чугунных плит, вынутых из Воскресенского собора, при замене в нем пола паркетом.

15.  что по монастырю проведен новый водопровод — в братский корпус, в царские и настоятельские покои, в квасную, в школу и в гостиницы, с устройством водостоков, люков и прочих принадлежностей.

16.  что в монастырской школе — исправлена камерная печь, и положена труба для стока грязной воды. Вся школа вновь ремонтирована, с классами, помещениями для учителей и общежитием малолетних певчих. Классная мебель, парты — вновь отделаны.

17.  что в новой, каменной, гостинице — построен погреб, сарай для дров и палисадник обнесен — железною решеткою.

18.  что весь Странноприимный дом — заново отделан, с вырытием канавы перед домом и устройством водопровода и водостоков. Камерная печь, — отапливающая весь дом, — вновь сложена.

19.  что от монастырских ворот до подъезда всех гостиниц и Странноприимного дома, — положен тротуар из чугунных плит, оставшихся от Воскресенского собора.

20.  что весь сад, — расположенный против гостиниц, обнесен новым балясником и покрашен масляной краской.

21.  что для простого народа устроено новое отхожее место, вне монастырской ограды, на склоне горы.

22.  что водокачка — фундаментально ремонтирована, с наложением четырех рядов кирпича на стенах, с постройкою нового решетника на крыше и покрытием новым железом. Рамы, полы, подоконники исправлены. Починен развалившийся дровяной сарай.

23.  что совершенно заново ремонтированы и отделаны Самарянская — каменная и Силоамская — деревянная часовни.

24.  что все лестницы, как каменная, так и три деревянных с мостами в Гефсиманский сад — сделаны вновь.

25.  что в Гефсиманском саду — исправлены главные дорожки и спуск к реке Истре.

26.  что скит Святейшего Патриарха Никона, — весь отделан вновь, с заменой старой крыши — цементной, всех водосточных труб и с исправлением лестниц»55.

Отчет о произведенном ремонте архимандрит Серафим представил в Синодальную Контору 17 декабря 1904 г.

 

2 ноября 1904 года архимандрит Серафим направил в Синодальную Контору сметы ожидаемых в 1905 году приходов и расходов56, как это ежегодно делалось настоятелями монастырей. Из этого документа видно, как изменилась жизнь обители за прошедший неполный год настоятельства архимандрита Серафима. В 1905 году предполагалось увеличение расходов на содержание церквей, монастырских зданий, хора певчих («эта сумма увеличивается ввиду необходимости иметь в Соборном храме Воскресения — хороший хор, который бы соответствовал торжественным Иерусалимским службам, а также множества народа и иностранцев, посещающих летом замечательнейший Новоиерусалимский храм»), «на выписку газет и журналов для библиотеки, так как... необходима библиотека». Увеличен расход на содержание столом, содержание Странноприимного дома, школы и пр.

К этому времени в монастыре 75 человек братии, из них 53 послушника, в том числе 12 рясофорных. По вольному найму в монастыре и на подворьях работают 40 человек, есть специальный садовник, который трудится и в монастырской оранжерее.

В конце 1904 года отцом настоятелем были составлены сметы на следующий, 1905 год, которые были утверждены Указом от 18 декабря 1904 года

В 1904 году был выполнен большой объем ремонтных работ, но «для приведения в исправный вид многочисленных храмов монастыря и других хозяйственных построек» требовалось еще затратить значительный капитал, и архимандрит Серафим, как рачительный хозяин, не желая уменьшать запасный капитал обители, «содержание которой требует больших средств», 1 марта 1905 года просит у Синодальной Конторы разрешения произвести необходимые работы в течение двух лет, на текущие средства обители57. Докладывая о предполагаемом распределении затрат на ремонт по годам, он пишет: «Ввиду предстоящих затрат по содержанию лазарета для раненных, по устройству — рощи, именуемой «Урииным садом» — под отдачу участков на постройку дач, по начатому делу — о проверке официальным землемером — межевых планов и наконец, ввиду значительного уменьшения доходов по тарелочному, кружечному и свечному сбору — в настоящем тяжелом году для нашей родины, мы признаем необходимым оставить про запас, из остатка на 1905 год не менее 10 000 рублей»58.

Архимандрит Серафим намечал в предстоящие два года провести большой объем ремонтных, восстановительных и реставрационных работ, предполагая затратить на это в 1905 году 34 824 руб. 82 коп., а в 1906 году — 37 937 руб. 88 коп.

Синодальная Контора обсуждала этот Рапорт, и разрешение на испрашиваемые затраты было получено.

 

Энергичная и плодотворная деятельность архимандрита Серафима по управлению Воскресенским монастырем была лишь частью настоятельского служения. Совершение уставных богослужений — суть монастырской жизни. В Новом Иерусалиме богослужения имели свои особенности.

Каждое воскресенье, за исключением Четыредесятницы, после литургии, в часовне Гроба Господня торжественно пели Пасхальный канон. По желанию богомольцев, канон совершали и в другие дни недели. По пятницам, после литургии, на Голгофе у Креста совершался соборне акафист Страстям Христовым. В день кончины Святейшего Патриарха Никона — 17/30 августа, в день его тезоименитства — 24 мая/6 июня и 23 марта/5 апреля, в Димитриевскую родительскую субботу, а также каждый вторник в Воскресенском монастыре совершалась торжественная панихида при его гробе.

С 1848 г., по просьбе Московского мещанского общества, ежегодно в Фомин Понедельник совершались в память Святейшего Патриарха Никона Божественная литургия и панихида на гробе его «в благодарение ему за построение в самом центре России по образцу Иерусалимскому вечного и славного храма Воскресения Христова».

Могила Анны Сергеевны Цуриковой
Могила Анны Сергеевны Цуриковой
  Со времен Патриарха Никона существовал благочестивый обычай: в праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня после Божественной литургии всем молящимся раздавали металлические или кипарисовые крестики, освященные на Голгофе, и цветки от подножия Голгофского Распятия. На протяжении многих лет крестики для раздачи жертвовались благотворителем обители Павлом Григорьевичем Цуриковым, а после его кончины — его вдовой Анной Сергеевной. В 1904 году ею было пожертвовано 6000 металлических крестиков.

В Неделю сыропустную, по древнему обычаю, в монастыре после вечерни пели Пасхальный канон.

В Страстную Пятницу в обители совершался обряд спуска святой Плащаницы с Голгофы вниз, к «камню помазания», на котором ее умащали ароматами, после чего клали на приготовленный одр, обносили вокруг главного алтаря и ставили на середине храма, где она оставалась до утрени Субботы.

На утрене Великой Субботы совершался ход с Плащаницей внутри храма около «камня помазания», затем вокруг великого алтаря и по галерее храма и, наконец, трижды вокруг самой часовни Гроба Господня. После этого Плащаницу вносили внутрь пещеры и полагали на святой Гроб. После чтения Евангелия церковнослужители затворяли двери часовни Святого Гроба и запечатывали их. На литургии, во время Малого входа, Плащаницу выносили из часовни в алтарь, где и полагали на престол.

В праздник Пасхи Крестный ход совершался внутри собора по чину Иерусалимскому, то есть вокруг главного алтаря, потом трижды вокруг часовни Гроба Господня и затем через Царскую арку в церковь Воскресения Христова. Так же Крестный ход совершался в понедельник и среду Светлой седмицы. В день Отдания Пасхи, после совершения Крестного хода, Плащаницу относили на Голгофу.

Во вторник перед отданием Пасхи, после вечерни, в открытых святых вратах монастыря совершалось освящение воды, после которого в течение двух дней во вратах находился иеромонах для окропления ею приходящих богомольцев.

В обители совершалось множество Крестных ходов: в праздник Богоявления к скиту Патриарха Никона, стоящему на берегу Иордана (р. Истры); в Сретение Господне вокруг монастыря по крытой галерее монастырской ограды; в Вербное воскресенье из теплой Рождественской церкви в Воскресенский собор с ваиями — обходили вокруг главного алтаря и троекратно вокруг часовни Гроба Господня при пении тропаря: «Общее воскресение»; в праздник Благовещения вокруг монастыря по монастырской ограде; в пятницу Светлой седмицы в церковь святых Константина и Елены к месту обретения Честнаго Креста Господня, где в кладезе «Живоносный источник» происходило освящение воды; в преполовение Пятидесятницы к источнику, именуемому «Силоамская купель», для освящения воды; в праздник Вознесения Господня к Елеонской часовне, где совершалось освящение воды; в Неделю Всех святых к Елеонской часовне, на его совершение ежегодно жертвовались суммы от Московского мещанского общества; в праздник апостолов Петра и Павла в скит Святейшего Патриарха Никона; в день празднования Всемилостивому Спасу на Иордан (реку Истру) для освящения воды; в праздник Успения Пресвятой Богородицы из Успенской церкви в Гефсиманскую часовню, что на северной стороне подземной церкви; в день Рождества Христова, по окончании всенощного бдения, из верхнего Рождественского храма в Святой Вертеп.

В Новом Иерусалиме особо почитался образ Божией матери «Троеручицы», присланный Патриарху Никону в 1663 году из Хиландарского монастыря на Афоне. По субботам в течение всего года (кроме первой недели Великого поста, Страстной и Светлой седмиц, двунадесятых праздников и их отдания) после Божественной литургии перед иконой «Троеручицы» соборне пелся акафист Пресвятой Богородице.

24 августа (6 сентября) совершалось поминовение благоверной царевны и великой княжны Татианы Михайловны «в память благодеяний и щедрот, обильно излиянных ею на сию обитель». Было установлено в сей день «по вся годы» совершать за упокой души ее Божественную литургию и после нее соборную панихиду.

Кроме того, богослужения совершались на разных престолах в соответствующие им праздники и дни памятных святых.

Надвратная Входоиерусалимская церковь. Акварель г. Донцова
Надвратная Входоиерусалимская церковь. Акварель г. Донцова
Архимандрит Серафим был настоятелем Ново-Иерусалимского монастыря чуть больше года. 30 марта 1905 года состоялось решение Святейшего Правительствующего Синода и издан соответствующий Указ «о бытии настоятелю ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря архимандриту Серафиму (Чичагову) епископом Сухумским, с тем, чтобы наречение и посвящение его в сан епископа было произведено в г. Москве»59. Управление Воскресенским монастырем было поручено бывшему архиепископу Херсонскому Иустину. Указ о его назначении был дан Воскресенскому монастырю из Московской Синодальной Конторы 9 апреля 1905 года.

Наречение архимандрита Серафима в епископа было произведено в церкви Двунадесяти Апостолов, в Мироварной палате, 8 апреля 1905 года, в 11 часов дня. К наречению архимандрита Серафима, по его желанию, сопровождали настоятель Заиконоспасского монастыря архимандрит Феофилакт и синодальный ризничий архимандрит Борис, к наречению был также приглашен протопресвитер B.C. Марков. О назначении наречения архимандрит Серафим сообщил телеграммой прокурору Св. Синода Конторы A.A. Завьялову60.

Господь Вседержитель с припадающими Святителем Филиппом и Святейшим Патриархом Никоном. Икона из иконостаса Голгофской церкви. 1657 год
Господь Вседержитель с припадающими Святителем Филиппом и Святейшим Патриархом Никоном. Икона из иконостаса Голгофской церкви. 1657 год
  Хиротония состоялась 10 апреля в Московском Успенском соборе при участии епископов Григория и Иоанна, а также викария Московской епархии епископа Дмитровского Трифона61.

12 апреля 1905 года епископ Серафим обратился в Синодальную Контору с Рапортом: «При назначении моем настоятелем Воскресенского ставропигиального монастыря, я привез с собой из Суздаля иеродиакона Филарета, моего постриженника, который и был переведен в Новый Иерусалим. Ныне он неотступно просит разрешения следовать за мною в Сухум, как отдавшийся, со дня пострига в монашество, в мое духовное руководство. Ввиду этого, имею честь покорнейше просить об увольнении его из Воскресенского монастыря в мое распоряжение»62. Ходатайство было удовлетворено, о чем 30 апреля 1905 года преосвященному Серафиму был направлен соответствующий Указ. Позднее владыка Серафим взял к себе еще одного своего постриженника, иеромонаха Иону. 14 марта 1906 года, уже пребывая на Орловской кафедре, он обратился в Московскую Синодальную Контору с ходатайством об уво­льнении иеромонаха Ионы из состава братии Воскресенского монастыря для перемещения в Орловскую епархию63. Препятствий к его перемещению не было, и 4 мая 1906 года последовал соответствующий Указ, а 24 мая 1906 года епископ Серафим сообщил в Синодальную Контору, что «иеромонах Иона принят мною на службу в Орловскую епархию, с зачислением в число братии Архиерейскаго дома»64.

5 мая 1905 года епископом Серафимом и архиепископом Иустином был составлен Акт о передаче монастырского имущества, и преосвященный Серафим покинул Новый Иерусалим, «призванный по всеблагой воле Божией на высокое служение в Церкви Христовой в сане епископа, — как сказал архимандрит Серафим в слове при наречении его во епископа. — Так совершилось дело, видимое в своих знамениях, но невидимое в существе своем, дело, имеющее вид человеческого по своим орудиям, но воистину Божественное по силе, в нем действующей, не столько понятное для разума, сколько ощутительное верою (митр. Филарет)»65.

5 февраля - 26 марта 2004 года

Источник: "Ныне и присно", Русский журнал для чтения, 2004, № 2, стр. 43-65

--------------------------------------

42.  Ф. 1183. Оп.1. Ч. 47. Ед. хр. 209. 1906 г. Опись музея Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

43.  В Описи музея инициалы Гурко И.И., но это, по всей видимости, ошибка переписчика.

44.   Отечественные подвижники благочестия. Декабрь. 4.1. Изд. Введенской Оптиной Пустыни. 1994. С.153 .

45.  «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Реп­ринт изд. СПб. 1903. С. 599.

46.  Отечественные подвижники благочестия. Декабрь. 4.1. Изд. Введенской Оптиной Пустыни. 1994. С. 157-158.

47.  Отечественные подвижники благочестия. Январь. Изд. Введенской Оптиной Пустыни. 1999. С.79-90.

48.  «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Реп­ринт изд. СПб. 1903. С.601 610.

49.  Там же, С.781.

50.  Там же, С.782.

51.  Сведениями о гр. Толстых любезно поделился Г.П. Ка­люжный. — Авт.

52.  52Ф. 1183. Оп.1.Ч.46. Ед. хр. 77. 1904 г.

53.  53Ф. 1183. Оп.1.Ч.46. Ед. хр. 34.1905  г.

54.  54 Там же.

55.  55Ф. 1183. Оп.1.Ч. 46. Ед. хр. 81.1904 г.

56.  56Ф. 1183. Оп.1.     Ч.     46.   Ед. хр.    211. 1904 г.

57.  Ф. 1183. Оп.1. Ч. 46. Ед. хр.41. 1904 г.

58.  Там же.

59.  Ф. 1183. Оп.1.Ч. 46. Ед. хр.  58, 59. 1905 г.

60.  Ф. 1183. Оп.1. Ч. 46. Ед. хр.58. 1905 г.

61.  Там же. В Житии священномученика Серафима совер­шение хиротонии отнесено к 28 апреля (Да будет воля Твоя. М., 2003. С.16).

62.  Ф. 1183. Оп.1. Ч. 46. Ед. хр.65. 1905 г.

63.  Ф. 1183. Оп.1.Ч. 47. Ед. хр.65.  1906 г.

64.  Там же.

65.  Серафим, арх. Слово в мироварной палате Московского Кремля при наречении во епископа Сухумского // Да будет воля Твоя. М.: Изд. Сретенского мон., 2003. С.354