Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Хроника монастырской жизни
Великое освящение Воскресенского собора
Службы в монастыре
Проект реставрации Воскресенского собора
Визуализация генерального плана реставрации
Дендрологический план
Справка по дендрологическим работам
Фотохроника
Статьи
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Проповедь в день Великого освящения Воскресенского собора 8 мая 2016 года

Днесь благодать Духа Святого нас собрала на месте сем, чтобы участвовать в Великом освящении Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря!

Днесь Христос Воскресший обновляет не только храм сей рукотворенный, но и освящает храмы нерукотворенные – сердца людей, собравшихся здесь, чтобы воздать благодарственные молитвы Господу Богу нашему!

Днесь Отец наш Небесный, от Него же ниспосылается всякий дар свыше и исходит всякое даяние благое, благословляя сие доброе начинание, закалает ни тельца упитанного, чтобы насытить наши тела, но дает нам в снедь пречистое Тело и Кровь Сына Своего Единородного, дабы всякий ядущий сие Тело и пиющий сию Кровь, имел в себе Жизнь вечную, которая проявляется здесь на земле в пасхальной радости, ощущаемой нами через наитие Божественной благодати.

Сей день именуется в церковно-славянском языке «Неделей Антипасхи», что в переводе на русский означает «Воскресение подобное Пасхе» . В этот день обновляется память о Воскресении Христа, поэтому Антипасху так же называют «Неделей обновления». Примечательно, что и освящение собора в церковных книгах именуют обновлением храма, поэтому можно сказать, что в Неделю обновления мы совершаем Обновление сего Воскресенского собора.

Этот праздник еще называется - Фомино воскресенье, поскольку в это время вспоминают об апостоле Фоме, том самом, которого в народе прозвали Фома-неверный. На самом деле «неверный» – не значит «предатель». Просто Фома любил доискиваться до истины сам, не привык верить на слово, поэтому его и прозвали «неверующим».

По евангельскому преданию Фома, который не застал первого появления воскресшего Христа перед апостолами, отказывался верить в чудо Его воскресения. Смерть Христа произвела на Фому столь удручающее впечатление, что он решил, что утрата невозвратна. На уверения других учеников Христа, что Спаситель воскрес, Фома отвечал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю».

История нашей обители напоминает нам историю апостола Фомы. Когда святейший Патриарх Никон замыслил построить на русской земле Новый Иерусалим, воспроизвести не только точную по масштабам копию Храма Гроба Господня, но и постараться создать топографическую икону Святой Земли; многие говорили ему и на словах, а наипаче, в своих сердцах: «Не поверим, что возможно осуществление сего грандиозного замысла, пока не увидим собственными глазами». И мы помним, что одним из обвинений в адрес Патриарха при его низложении было то, что он начал строительство Ново-Иерусалимского монастыря.  Сама идея Русской Палестины была осуждена, будто противоречащая канонам Церкви. Название «Новый Иерусалим» было запрещено, а монастырь отныне стал именоваться Воскресенским.

Только спустя десять лет, уже по смерти царя Алексия Михайловича, возобновилось строительство Воскресенского собора, и в 1685 году состоялось освящение главного престола, а еще через пять лет  – подземной церкви и южных приделов. Воскресенский собор был самым большим по размеру храмом России, уникальным как по художественному исполнению, так  и по техническим решениям.

Однако с начала ХVIII века начался период упадка монастыря. В 1723 году рухнул каменный шатер над ротондой собора, а еще спустя три года случился пожар, который ухудшил состояние главного храма, была повреждена и часовня Гроба Господня. Храм долгое время находился в запустении. В те смутные для нашей страны времена не было средств на восстановление собора. И многие, взирая на порушенную святыню, говорили: «Не поверим, что найдутся средства на реставрацию»

И только один монах, который стоял у Кувуклии, оплакивая погибшее благолепие храма, не терял надежду на то, что «невозможное человеком, возможно суть Богу».  Вразумленный Божественной благодатью, он написал письмо на имя благочестивейшей императрицы Елизаветы, дочери Петра. И промыслом Божиим это послание попало в руки государыни. Елизавета взяла монастырь под свое покровительство. После посещения монастыря ею были заложены три новые церкви. По поводу восстановления ротонды и шатра было решено привлечь к реконструкции обер-архитектора Бартоломео Растрелли, который принял решение разобрать ротонду и строить заново, причем купол ротонды сделали не каменным, а деревянным.

Окончательно ансамбль Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря сложился к началу XIX века. Военные действия Отечественной войны 1812 года не затронули Воскресенский монастырь. Однако уже тогда возникла необходимость ремонта обветшалых зданий и помещений.

В начале ХХ века был разработан план реконструкции, но в связи с началом первой мировой войны эти мероприятия были отложены. А в 1918 году новые власти закрыли монастырь.

Некоторое время судьба монастыря оставалась неопределенной. По всей вероятности, сложившаяся роль монастыря как музея и историко-культурного центра в дореволюционные времена имела значение для принятия решения, и на территории монастыря был  организован историко-художественный музей.

До Великой Отечественной войны в соборе ничего не менялось, о чем свидетельствует сохранившийся конспект экскурсии этого времени.

Великая Отечественная война подвела резкую черту под  трехсотлетней историей Нового Иерусалима. Оккупация Истры немецко-фашистскими войсками длилась всего две недели, с 27 ноября по 11 декабря 1941 года, однако ансамбль монастыря был целенаправленно разрушен. При отступлении немецкие саперы заминировали Воскресенский собор. Была полностью уничтожена колокольня, западные столпы и своды центральной части. Взрывной волной снесен шатер над ротондой. Взорвали Надвратную церковь, башни монастырской стены, перекрытия Трапезных палат. Разрушение ансамбля Ново-Иерусалимского монастыря вошло в список преступлений Третьего Рейха, предъявленный на Нюрнбергском процессе.

После войны замечательным архитектором-реставратором П.Д. Барановским был составлен проект сохранения и реставрации памятников архитектуры Ново-Иерусалимского монастыря, но спустя некоторое время совет при Президиуме Академии наук СССР признал невозможность восстановления в связи с «невозвратимыми утратами».

И вот, казалось бы, мы снова слышим слова: «Не поверю, что храм сей будет восстановлен, будет воздвигнут из руин, пока не увижу собственными глазами».

Тем не менее воссоздание ансамбля началось. К концу 1970-х годов были восстановлены башни ограды и Надвратная церковь над Святыми вратами; позднее  восстановили центральную часть собора, затем большую главу, изразцовое убранство. Однако, храм, призванный быть местом молитвы, оставался музеем, и только в 1994 году в Новом Иерусалиме была возрождена монашеская жизнь.

 В 2008 году Новый Иерусалим посетили Святейший Патриарх Алексий II и Президент России Д.А. Медведев. Они осмотрели здания обители и, убедившись в том, как много еще предстоит сделать для возрождения прежнего благолепия монастыря, приняли решение о создании Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и согласились стать сопредседателями его Попечительского Совета.

Сегодняшнее освящение Воскресенского собора в преддверии праздника Великой Победы напоминает нам о том, что победа есть не только прогнание врага, но и восстановление поруганных святынь. И вот спустя три четверти века мы видим собор воскресший из руин и воздаем благодарение Показавшему ребра Свои Фоме, и слышим Его слова: «Не буди неверен, но верен! ибо невозможное человеку, возможно суть Богу». Взирая на восстановленный храм и прославляя Воскресшего Христа, вместе с апостолом Фомой, мы говорим Ему: «Господь мой и Бог мой! Слава Тебе!» Аминь.

Иеромонах Гавриил (Баглай), насельник Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря

8 мая 2016, Воскресенский собор