Послания
Проповеди
Доклады
Слова, приветствия, обращения, интервью
Патриарший календарь
Троицкие листки
Книги
Встреча с Православием
Слово пастыря
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Слово Предстоятеля Русской Церкви после Великой вечерни в день Светлого Христова Воскресения

24 апреля 2011 года, в день праздника Светлого Христова Воскресения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Пасхальную великую вечерню в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Ювеналий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братия и сестры! Христос Воскресе!

В первый день Святой Пасхи на вечернем богослужении, том самом, которое только что завершилось под сводами кафедрального Храма Христа Спасителя, читается Евангелие об уверении Фомы — Евангелие о том, как апостол Фома сперва не поверил в Воскресение Спасителя.

Удивительным образом это неверие Фомы продолжается на протяжении всей человеческой истории. Если апостол, который был так близок Спасителю, видел Его чудеса, слышал Его пророчество о тридневном Воскресении, — если и он не поверил; если не поверили другие апостолы, о чем свидетельствует последняя глава Евангелия от Матфея, где рассказывается о том, как они по призыву Воскресшего пришли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились, а иные усомнились. Не один Фома — и иные усомнились…

Почему же одни принимают веру так радостно и сохраняют ее на протяжении всей жизни; более того, почему одни готовы отдать за веру свою жизнь — ведь среди прославленных святых больше всего мучеников и исповедников, то есть тех, для кого вера была так дорога, что даже страх смерти не мог ее изгнать, — а другие не верят? Наверное, ответ в словах, которые несколько позже скажет апостол Фома: «Пока не вложу пальцы свои в язвы от гвоздей, пока не осяжу ребра Спасителя, — не поверю» (см. Ин. 20, 25).

Человек постоянно проверяет все, что приходит к нему извне, фактами и собственным опытом. Однако доказательства веры лежат вне опыта земной, физической жизни, потому что Сам Бог — вне этой физической жизни. У нас нет опыта физического лицезрения Бога, нет опыта физического лицезрения потустороннего мира. Мы не можем пощупать, и на основании простой человеческой логики доказательств веры не существует.

Многие люди не верят в Воскресение Спасителя, да и в само Божественное начало жизни. Но почему же другие верят? Разве их убеждает некая логика Евангельского повествования? Или их убеждают положения православного богословия, православной философии? Убеждают ли эти богословские выводы всех нас — тех, кто сегодня стоит в Храме Христа Спасителя? Или тех, кто наполнял храмы в Пасхальную ночь? Да многие даже не знают этого богословия! Почему же мы верим? Да потому, что мы имеем опыт — опыт не физический, а духовный, опыт прикосновения к Божественному миру. Мы знаем, что в ответ на молитву Бог нам отвечает. А если бы Он перестал отвечать, то люди перестали бы молиться.

Я каким-то особым образом почувствовал это сегодня, когда был в Институте детской онкологии. Я видел удивительные лица страдающих детей. Я видел веру в их глазах. Надо один раз увидеть, как ребенок смотрит на икону, как он берет благословение! С какой сильной верой он слушает то, что ты ему говоришь! Здесь всякая логика физического мира отступает: ее нет, она поглощается логикой духовного бытия. Сила духовного опыта куда сильнее и убедительнее силы опыта физического, и именно на этом опыте соприкосновения с Божественным и основывается наша вера. Как важно сегодня, когда многие люди неспособны мыслить вне физических категорий, как важно сегодня, когда знания о мире ограничиваются только физическими параметрами бытия, помогать людям открывать духовную перспективу жизни!

Я благодарю Вас, владыка, что Вы напомнили о великом призыве Спасителя, обращенном к апостолам, — идти и учить (см. Мф. 28:19). Наступило время, когда этот наказ нашего Господа мы должны выполнять с особой целеустремленностью и с особой силой.

Кто-то может спросить: а почему? И ответ будет такой. Мы в нашей стране, да и на всем пространстве исторической Руси еще относительно недавно жили в условиях безбожия, и очень многие люди на собственном опыте поняли, насколько страшно жить без Бога. Даже наши поражения косвенно свидетельствовали о том, что без Бога человек не может достигать тех целей, которые он перед собой ставит. И вот на волне этого отказа от безбожия начался массовый разворот людей к вере. Когда нас спрашивали удивленные иностранцы, что у нас происходит, почему так много людей приходит в Церковь, наш ответ был таким: люди приходят в храм, потому что знают, насколько страшна жизнь без Бога.

Но прошло уже 20 лет с тех пор, и подрастает новое поколение, которое не знает той жизни. Они не знают, что такое жизнь в обществе, из которого изгнана вера. Они не знают, что такое посещать храм, рискуя карьерой, пенсией, зарплатой, очередью на квартиру. Они ничего этого уже не знают, они привыкли к современной жизни, и никакие ссылки на то, что жить без Бога было плохо, для них уже неубедительны.

Но ведь именно это поколение заступит на наши места. От них будет зависеть будущее Церкви, страны, а, может быть, и рода человеческого, ибо велика роль и России, и других стран, на которые простирается попечительство Русской Церкви. Именно поэтому сегодня с особой силой и с особой целеустремленностью мы должны идти к людям молодым — хотя, конечно, не только к молодым. Мы должны помочь им увидеть и понять духовную перспективу жизни, мы должны помочь им почувствовать красоту и силу веры, способной изменить человеческую жизнь. Подрастающее поколение должно знать, что Церковь — это не только красивые обряды, это не только сверкающие ризы. Церковь — это община спасаемых Богом людей, это место, где человек вступает в прямое общение с Богом и от Бога обретает великую силу жить по Божией правде.

Вот почему призывы Архиерейского Собора усилить наше служение миру через проповедь, через евангелизацию, через миссию, через научение не являются чем-то новомодным, но проистекают из слов Спасителя, которые мы сегодня вспоминаем, и имеют особую актуальность именно в контексте нашей современной жизни.

Приветствуя московское духовенство, я бы хотел сказать вам, дорогие братья: во многом от вас, от вашей веры, от вашей ревности, от вашей способности искренне, дерзновенно совершать великое священническое служение, крестить и проповедовать, нести слово Божие молодым и старым зависит, насколько вся наша Церковь исполнит тот призыв, что был обращен Господом к Его ученикам.

Пасха дает нам великие духовные переживания, которые являются несомненным основанием нашей веры. Я желаю всем нам обновить свое призвание, обновить свои убеждения, укрепиться на пути духовного возрастания, чтобы обладать тем опытом веры, который не был бы сокрушен никакими соблазнами мира сего и который стал бы прочным основанием того миробытия, которое Бог заповедал нам.

Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!

Источник: Официальный сайт Московского Патриархата

http://www.patriarchia.ru/db/text/1461416.html