Послания
Проповеди
Доклады
Слова, приветствия, обращения, интервью
Патриарший календарь
Троицкие листки
Книги
Встреча с Православием
Слово пастыря
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после великого повечерия в понедельник первой седмицы Великого поста. 7.03.2001

7 марта 2011 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в кафедральном соборном  Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В молитве святого Ефрема Сирина, которую мы многократно повторяем за великопостными богослужениями, содержатся такие слова: «Господи и Владыко живота моего, дух … уныния не даждь ми». Чувство уныния — очень опасное чувство, которое нередко сопровождают печаль, скорбь, а иногда и отчаяние. Особенно хорошо это чувство известно людям одиноким, престарелым, больным, проходящим через трудные жизненные обстоятельства.

С человеческой точки зрения уныние может быть вызвано разными причинами. Нередко это не вполне удавшаяся жизнь, кончина близких или недобрые отношения с родственниками, когда они становятся хуже чужих. Нередко это обстоятельства, связанные с потерей здоровья. Нередко уныние посещает нас, когда происходит срыв в карьере, случаются конфликты на работе, когда в жизни складываются тяжелые обстоятельства. Но уныние является грехом, а значит, вне зависимости от человеческих причин у него есть некая духовная причина. И если мы эту духовную причину поймем, то все житейские обстоятельства окажутся лишь поводами к унынию.

Что происходит с человеком, когда он становится одиноким, когда уныние постигает его именно в силу одиночества? Это значит, что другие люди как бы подвели его, оставили его. Он не может возлагать на них надежду, вокруг него нет тех, кто мог бы стать ему опорой. Ну, а что происходит, когда человек теряет здоровье, когда причиной уныния является заболевание? Это значит, что человек сам себя «подвел»: он оказался недостаточно сильным, закаленным, здоровым. Возлагал надежду на самого себя, но надежда оказалась посрамленной. Ну, а что происходит, когда причина уныния — во внешних обстоятельствах, когда вдруг оказывается, что образование, служебные навыки, деньги, власть не могут помочь человеку преодолеть жизненные трудности? Уповал на деньги, на власть, на друзей, на коллег, на образование, на карьеру — и не оправдало надежд это упование.

Размышляя на тему уныния, святитель Тихон Задонский сказал замечательные слова: «Как можно верить в Бога, а надеяться на тварь?» В самом деле, уныние посещает людей верующих, но таких, кто, веря в Бога, надежду свою не на Бога возлагает, а либо на других людей, либо на самих себя, либо на жизненные обстоятельства. Может ли быть сильной вера, которая не связана с надеждой? Можно ли верить в Бога и не надеяться на Него? Подобно тому, как апостол Иаков свидетельствует, что вера без дел мертва (Иак. 2, 20), так же можно сказать, что вера без надежды мертва, потому что вера осуществляется в надежде. Надежда — это реальная сила, которая оплодотворяется верой и которая помогает человеку никогда и ни при каких обстоятельствах не впадать в уныние.

В основе уныния — маловерие, бесплодная вера, вера, которая не имеет плода, ибо самый яркий плод веры — это надежда. «Не надейтесь на князей, на сына человеческого», — учит нас слово Божие (Пс. 145, 3). Надейтесь на Бога. Но надежда на Бога не должна освобождать человека от осознания ответственности за свою жизнь и за свои поступки, потому что в таком случае на надежду будут списываться личные ошибки и даже преступления. Человек, живущий с верой в Бога, исполненный надежды на Творца, обладает внутренней силой делать все, чтобы решать возникающие перед ним задачи. В отличие от того, кто лишен веры и надежды на Бога, такой человек не подвержен чувству уныния. Как и человек неверующий, он может проходить через скорбные обстоятельства, но уныния испытывать не будет — ибо какое уныние, если Бог рядом? И даже если Бог попускает нам быть одинокими, не вполне здоровыми, попускает трудные обстоятельства, то, преломляя все это через призму своей веры, мы видим над нами руку Божию и тем самым способны обретать мирный, спокойный и уверенный взгляд на окружающую нас жизнь.

Упование на Бога, надежда на Бога есть великая сила, помогающая человеку сохранять свободу вопреки внешним обстоятельствам, сохранять мирный дух, сохранять целостным свое внутреннее душевное бытие. Никакие внешние обстоятельства не способны избавить человека от чувства уныния, если он уповает только на князей, на сына человеческого, на самого себя или на внешние обстоятельства. Дух уныния — это дух безбожия. Дух уныния — это негативная сила, разрушающая целостность человеческой жизни. Уныние и сила несовместимы. Когда же уныние охватывает общества и народы, такие народы перестают быть жизнеспособными.

Вот почему так важно сохранять веру в жизни людей. Вот почему так важно, чтобы вера сопровождалась непоколебимой надеждой. Тогда эта надежда отобразится во внутренней силе и каждого человека, и всех вместе.

Мы молимся Господу словами великой молитвы святого Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух уныния не даждь ми». Слыша эти дивные слова, будем возносить Господу горячую молитву, чтобы Он дал нам веру, оплодотворенную надеждой, и тогда дух уныния отойдет от наших сердец, делая нас сильными, мудрыми, спокойными и свободными. Храни вас Господь.