Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Настоятели и наместники
Священномученик Серафим (Чичагов)
Очерки
ВИДЕО
Поэзия
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Новый Иерусалим: «тамо – зде». Доклад на конференции-выставке «Град Небесный – град земной: монастыри в жизни Церкви и государства Российского»

Уважаемое высокое собрание, тема нашего выступления «Новый Иерусалим: “тамо – зде”» затронет образы Града небесного – Иерусалима Нового в сопоставлении их со святыми местами библейской Палестины, хорошо знакомыми всему христианскому миру, и их отражением в образе-реплике – Подмосковной Палестине – в Живоносного Воскресения Христова монастыре Нового Иерусалима, устроенном Святейшим Патриархом Никоном при царе Алексие Михайловиче неподалеку от первопрестольного, царствующего града Москвы.

«Яко благоволи Господь Бог исперва место сие предуготовати на создание монастыря; понеже прекрасно, подобно Иерусалиму», - написал Государь Алексей Михайлович в 1657 г. Патриарху Никону, осмотрев место на берегах Истры для строительства будущего монастыря. Новый Иерусалим, вся Подмосковная Палестина Патриарха Никона – явление уникальное, не имеющее аналогов и прецедентов в мировой христианской культуре.

Надо сказать, что традиция моделирования иперенесения Святых мест существовала издревле и попытки создания копии храма Господня в Европе и Византии известны.Это и стремления в IX веке короля франков императора Карла Великого, построившего знаменитую Аахенскую капеллу (в которой он был погребен после своей кончины), и Церковь Сан Стефано в Болонье с целым монастырским комплексом XII в. вокруг него есть ни что иное как реплика храма Господня в Палестине с идеей воссоздания Святого града. В силу различных исторических событий не воплотился грандиозный замысел Бориса Годунова, для которого идея превращения Москвы в Иерусалим была чуть ли не главным делом его жизни. Постройкой Нового Иерусалима в Кремле он задумывал включить весь ансамбль кремлевских соборов в проект «Святая святых» - воссоздание Иерусалимского храма. Да и всем известный Покровский собор на Красной площади (храм святого Василия Блаженного) также был зримым образом Небесного Иерусалима. Проживавшие в столице иностранцы так и называли этот собор – «Иерусалим». Если вспомнить торжественное «Шествие на осляти» в Неделю ваий, в котором участвовал практически весь город во главе с Патриархом и Государем, шли из Успенского собора в храм Василия Блаженного, как в Иерусалим. В это время центр Москвы превращался в образ Нового Иерусалима, именно с ним отождествлялось пространство города.

Замысел же Святейшего Никона выходил за рамки только такого – зримо земного – предприятия. Поэтому действительно, как это было сказано в предыдущем выступлении, не сама по себе историческая Святая Земля и храм Гроба Господня в Иерусалиме занимали Патриарха Никона, а то, насколько в них могут присутствовать образы небесных первообразов «новой земли» Царства Небесного, «Иерусалима Нового». При этом Святитель сознательно отказался от простого копирования образов Палестины, но придавал им тот облик, который более соответствовал, по его мнению, небесным первообразам, при этом он опирался на святоотеческое учение о Святой Земле как о благодатном наследии, оставленном Господом человечеству для спасения и принадлежащем всей Церкви Христовой. Вот почему, будучи «живоподобным» образом Святой Земли, Новый Иерусалим с самого зарождения почитался как Русская Палестина, святыни которой привлекали множество паломников и вызывали у них те же чувства, которые естественно возникают в Старом Городе, Древнем Иерусалиме.

Святейший Патриарх Никон хорошо знал северо-запад Подмосковья. По пути из Москвы в основанном им на Свято-езере Иверском монастыре на Валдае он останавливался в селе Воскресенском-Сафатове, принадлежавшем боярину Роману Федоровичу Боборыкину, где находилась построенная в 1636 году церковь Воскресения Христова. – Так, постепенно, начиналось патриаршее иеротопическое устроение земли.

  В десяти километрах к северу от Воскресенского располагалось село Бужарово с церковью Преображения Господня. (Это были древние – с 1512 года – владения Иосифо-Волоцкого монастыря. А в девяти километрах к востоку от села Воскресенского-Сафатова находилось село Алексино, принадлежавшее Вознесенскому девичьему монастырю, что в Московском Кремле. (Церковь Вознесения Христова в Алексино упоминается с 1580-х годов.) На расстоянии четырех километров к югу от Сафатова на погосте стояла приходская церковь святого пророка Илии, известная по документам с XVI века. В восьми километрах к юго-востоку от Воскресенского-Сафатова, находилось село Петровское-Рождествено – вотчина князя Юрия Петровича Буйносова-Ростовского с храмом Рождества Христова. Так, на пересечении Звенигородской, Московской и Волоколамской дорог находилась обширная территория, огражденная престолами Рождества Христова, Преображения и Вознесения Господня, расположенными по отношению к церкви Воскресения Христова в полном соответствии с евангельской топографией – это была богозданная Русская Палестина – духовное основание Нового Иерусалима, созданного в ее центре Патриархом Никоном. Подобно средневековым картам Иерусалима, где обычно изображался в увеличенном масштабе Святой град, а вокруг его стен – храмы, обители и достопамятные места Святой Земли, в пределах Московского царства возник её образ.

3 июня 1656 г. Патриарх купил вотчину Романа Боборыкина, а уже в 1657 г. в Воскресенском монастыре в присутствии царя Алексея Михайловича был освящен первый деревянный храм, после чего государь в сопровождении Первосвятителя дошел до Елеонского холма, осмотрел с него окрестности, признал их подобными Иерусалиму и предуготованными Богом для устроения монастыря. Это событие стало символическим актом обретения под Москвой нерукотворного образа Святой Земли, уготованного Промыслом Божиим, и напоминало обретение христианских святынь в Палестине во времена императора Константина Великого.

Царь Алексей Михайлович, как «второй Константин», назвал новую обитель Воскресенским монастырем Нового Иерусалима, что нашло отражение в нескольких документах.

Святейший Никон, увидев в этой Подмосковной окрестности идентичности, стремится сделать их понятными и доступными для русского христианина, всегда устремлявшего свои мысли и взор на Восток, на знакомые ему из Священного Писания места Палестины и святого града Иерусалима.

Первоначально топография, топонимика и церковные здания Нового Иерусалима воспроизводили основные святыни христианской Палестины и представляли собой местность, простиравшуюся на 10 километров от юга к северу и на 5 – от востока к западу.

В смысловом и композиционном центре этой «живоподобной» иконы находится холм, названный Сионом. В 1656 году здесь был основан Воскресенский мужской монастырь, главный храм которого сооружен по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме. К востоку от подмосковного Сиона расположен холм Елеон, соответствующий Елеонской горе к востоку от древнего Иерусалима, где, как повествует Евангелие, жили в селении Вифания жены-мироносицы Марфа и Мария и брат их Лазарь, воскрешенный Спасителем.

В Гефсиманском саду на Елеоне Господь наш Иисус Христос молился перед взятием под стражу, с Елеона шел в Иерусалим на Крестные страдания, с вершины этой горы вознесся на небо. Согласно пророчеству, на горе Елеонской станут ноги Господа и в день Его Второго Пришествия (Зах. 14:4). В Новом Иерусалиме на холме Елеон при Патриархе Никоне находилось село Вознесенское с одноименной деревянной церковью и каменный Поклонный Крест, над которым в последней четверти XVII века была сооружена Елеонская часовня. В восточной части холма Святейшим Никоном был устроен женский монастырь, «нарицаемый Вифания», с храмом Входа Господня в Иерусалим.

Север Русской Палестины создает образ Галилеи. Здесь находятся холмы Фавор, Ермон и село Никулино (Микулино), переименованное после постройки в нем церкви Преображения Господня в село Преображенское. Здесь же были селения Назарет и Капернаум, напоминавшие о святых местах евангельской Галилеи, где жил и проповедовал Христос.

К югу от Воскресенского монастыря на погосте стояла древняя деревянная церковь святого пророка Илии. Далее, к юго-востоку, находилось село Петровское с деревянной церковью Рождества Христова начала XVII века. Эта местность знаменовала Вифлеем – селение, где родился Спаситель. (Оно расположено к югу от древнего Иерусалима, и путь к нему идет мимо известного с IV столетия монастыря святого пророка Илии.

В селе Александрове (рядом с селом Кострово) находилась церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом пророка Самуила – географически более или менее точно воспроизводящая место рождения пророка Самуила неподалеку от Иерусалима древнего – местечко Раму.

Саввино-Сторожевский монастырь существовал и до рождения Патриарха Никона, а в Святой земле – уже был монастырь святого Саввы Освященного.

По земле Русской Палестины течет река Истра, очень похожая на Иордан, чьи воды освящены Крещением Господним.

История христианского мира знает немало примеров воспроизведения палестинских святынь, но только в Новом Иерусалиме образ Святой Земли воссоздан в иконографической полноте, со всеми местами земной жизни Христа Спасителя: в окрестностях села Воскресенского (Сафатова) находилась обширная территория, воспроизводящая по воле Божией карту Святой земли с престолами Рождества Христова, Преображения Господня, Илии пророка и другими, расположенными по отношению к церкви Воскресения Христова в полном соответствии с евангельской топографией. Это была Русская Палестина, ландшафтный аналог Святой земли, созданный Божественным провидением.

Находясь на гульбище Воскресенского собора, в самом центре Сионского холма, созерцая живую икону Святой Палестины, зрим град Иерусалим с башнями: Гефсиманской (моление Христа о чаше), Сионской (горница, где происходила Тайная вечеря и Христос установил Таинство Евхаристии; где на 50-й день сошел Дух Святый на апостолов и откуда началось распространение Церкви Христовой), Давидовым домом (как и в Иерусалиме находится вблизи Сионской горницы, там погребен царь Давид), Елизаветинской (в Иерусалиме ее нет, здесь – западные врата, ведущие в Гефсиманский сад, где был предан за 30 сребренников Иудой и арестован Христос; где Силоамская купель и Самарянский источник; где и Богоявленская отходная пустынь Патриарха Никона, что на острову, образуемом потоком Кедрон и рекой Иорданом), Иноплеменничьей (через нее в Иерусалим входили иные, не иудейские племена), Варуха и Ефрема (в честь ветхозаветных пророков), Дамасской (в Иерусалиме – ворота на дороге, ведущей в Дамаск).

С востока, с Елеонской горы, в память о событии вхождения на осляти в град Иерусалим Христа Спасителя, на святых монастырских вратах Нового Иерусалима выстроена церковь Входа Господня в Иерусалим. На Елеонской горе произошло и Вознесение Господне – «тамо», в Иерусалиме, стоит часовня, а «зде» же была устроена Елеонская часовня с каменным крестом, на котором высечена надпись в воспоминание того дня, когда собинные друзья Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон по освящении 1 сентября 1657 г. деревянной церкви Воскресения, обходя монастырь, взошли на Елеонскую гору и Царь наименовал место сие Новым Иерусалимом.

На юго-западном направлении определена Патриархом Никоном Египетская сторона, в которой Израиль был в странствовании, где Моисей на горе получил Скрижали Завета. Западнее – горы Ермон и Фавор – место преображения Господня. Река Иордан – в ее водах был крещен пророком и предтечею Иоанном Иисус Христос, откуда Он и начал свою проповедь. От Кедронского потока восточнее – Иосафатова долина, на которой произойдет последняя битва со зверем Воинства Небесного по Втором пришествии Иисуса Христа.

Итак, вспомним библейские места и их ново-иерусалимские топонимы .

Елеон – или Масличная гора находится на востоке. На ней Господь вознесся во славе на небо. К югу – гора Соблазна. К северу – Малая Галилея. На ее вершине было явление Господа и Спаса нашего по Воскресении. На западном склоне Елеонской горы в Иерусалиме – Гефсиманский сад. Зде– холм напротив монастыря, с востока; на Елеоне, поставлена часовня в центре которой покоится белокаменный крест, с надписью на западной плоскости о событиях визита в Воскресенский монастырь Царя и именования сей обители «Новым Иерусалимом» (а на восточной плоскости – распятие Христово).

Фавор – это гора, находящаяся в Галилее, в окрестностях Назарета. На этой горе совершилось Преображение Господне, при котором присутствовали некоторые из Его учеников. Ермон – гора, расположенная к северу от Галилеи, г. Назарета (древняя Финикия). Гора великая снежная; от нее берет свое начало Иордан.

Зде же, в Подмосковной Палестине холмы-горы Ермон и Фавор находится на северо-западе, за рекой Истрой-Иорданом и обозреваются с гульбищ Собора и Скита и предстают поросшие «красным» лесом.

Сион – один из холмов Иерусалима. На сем холме находится Сионская Горница, в которой состоялась Тайная Вечеря (в ее начале Господь Иисус Христос омыл Своим ученикам ноги) и в которой по Вознесении Христовом на Апостолов и Богородицу сошел Святой Дух в виде огненных языков и «повелено бысть» идти с проповедью Евангелия о Воскресении Христовом от гроба. На этом холме находится гробница царя Давида.

Зде на Сионе утвержден монастырь Нового Иерусалима.

Рама зде возвышенность, расположенная к востоку от монастыря, а при ней – Рамская и Новая нижняя Рамская роша. В Палестине отождествляется с древней Аримафеей, откуда родом Иосиф – тайный ученик Христов, похоронивший Его в своей гробнице. Современный г. Рама расположен в 60 км по дороге в Иерусалим (по преданию город в 8 км от Иерусалима Эр-Рам носил это название).

Вифлеем – место рождения Иисуса Христа. Над этим святым местом в IV в. выстроен Вифлеемский храм. Находится в 8 км от Иерусалима.

Здесь же его расположение не установлено, поскольку его строительство осуществлялось в монастырской ограде – за Воскресенским собором в корпусе Трапезных палат и получило именование Вифлеемских церквей.

Галилея – область Северной Палестины к западу от Галилейского моря. В г. Назарете, прошло детство и отрочество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа; здесь Он начал проповедовать, призвал первых Своих учеников, сотворил множество чудес; отсюда пришел на Иордан, чтобы креститься у св. Иоанна Предтечи. Зде же, в Русской Палестине, – территория к северу от монастыря за р. Истрой-Иорданом.

Назарет – город Верхней Галилеи, расположенный среди невысоких гор недалеко от главного торгового пути «Виа Марио». Здесь в доме Иосифа Деве Марии была открыта Архангелом Гавриилом тайна Богоявления – что она родит Спасителя мира, и здесь же по возвращении «из бегства во Египет» Мария поселилась с Предвечным Младенцем и Иосифом – тут прошла жизнь Христа до выхода на проповедь.

Зде, в подмосковной Палестине, Назаретом было названо находившееся в 20 верстах от монастыря с. Чернево (ныне г. Красногорск), купленное Патриархом Никоном в вотчину монастыря.

Вифания расположена в 3 км от Иерусалима на юго-восточном склоне горы Елеон. Тут жили праведный Лазарь и его сестры Мария и Марфа; тут случилось прообразное Воскресение, когда Христос воззвал от мертвых «четверодневнаго» по успении Лазаря; отсюда Он начал и путь в Иерусалим на крестные страдания. Зде же Вифанией именовался устроенный Патриархом Никоном в селе Воскресенском женский монастырь. Который спустя 8 лет по основании был упразднен.

Иордан – река в 35 км от Иерусалима, текущая в Палестине с севера на юг. На Иордане произошло крещение Господне. Зде это название имеет часть реки Истры, огибающей Сионский холм и тем образующей полуостров. На берегу стоит скит – отходная пустынь Святейшего Никона, именуемая также Богоявленской.

Кедрон, Иосафатова долина, Юдоль плачевная – территория, прилегающая с севера и востока к холму Сион.

Кедрон – ручей, протекающий по одноименной долине. На востоке долина с ручьем отделяют Елеонскую гору от города. С IV в. Кедронская долина именуется Иосафатовой по имени погребенного здесь Иудейского Царя Иосафата; также именуется и Юдолью плачевной. Эта долина тянется до Мертвого моря, в которое впадает Кедрон. У Кедрона около горы Офель есть источник Гион (Гихон), именуемый источником Пресвятой Девы Марии, воды которого были направлены в город и собирались в пруд Силоам.

Зде же, в Ново-Иерусалимском монастыре Кедрон – рукотворный приток Истры, образующий остров, на котором устроена Никонова пустынь (в Палестине ему соответствует греческий монастырь св. Иоанна Предтечи, стоящий близ того места, где крестился Иисус Христос).

Гефсимания – территория, расположенная в глубине Кедронской долины, к ней ведет Иерихонская дорога. Здесь обильно произрастали оливковые деревья (несколько из них, периода земной жизни Христа, сохранились и до сего дня); здесь Христос неоднократно бывал со своими учениками и преподал образ молитвы Отцу Небесному и здесь же по Иудином лобызании был арестован

Зде, в монастыре Нового Иерусалима Гефсимания простирается за западном склоне Сионского холма. Здесь устроена экспозиция деревянного зодчества Музейно-выстовочного комплекса Московской области «Музея «Новый Иерусалим».

Урин сад в при монастыре Нового Иерусалима расположен к югу, за Истрой-Иорданом, где сенокосные луга и монастырская роща. Зде же, в Подмосковной Палестине, средь иных холмов, огибаемый Иорданом полуостровом высится Сионский холм, в центре которого устроена во славу Воскресения Господа нашего Иисуса Христа святая обитель Нового Иерусалима, от того и именуемая Новым Иерусалимом. Устроена же она во образ святых мест Палестинских, где плотию пребывал Иисус Христос, искупивший по страдании Своею крестною смертию грех мира и воскресший во славе; и прообразуя Град Горний, в котором воцарился Воскресший и седе одесную Отца, а ныне стяжаемый всем боголюбивым христианством российским.

Закончить этот наш доклад позвольте словами великого радетеля о русской старине – академика Игоря Эммануиловича Грабаря: «Новый Иерусалим» был подлинным чудом национального русского искусства, одной из самых пленительных архитектурных сказок, созданных когда-либо человечеством».

Иерей Алексей Полещук,

клирик Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря