Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Патриарх НИКОН
Священномученик Серафим (Чичагов)
Очерки
ВИДЕО
Поэзия
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Проповедь в ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА

Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих. Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

 Евангелие от Матфея  глава XVIII, стихи 10-20.

 Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

           Мы говорим, что в день Святой Пятидесятницы Дух Святой сошел на апостолов. Наверное, это выражение вызывает у кого-то недоразумение: как мог сходить Дух Святой, когда Он и так везде присутствует, все наполняет?  И, действительно, Святые Отцы говорят, что подобное выражение используется в Церкви для того, чтобы показать особые действия Духа Святого. Потому что и до сошествия Святого Духа на апостолов, Он действовал в ветхозаветных патриархах, в ветхозаветных пророках и, вообще, ни одно доброе дело не обходилось без действия Святого Духа. Поэтому, когда мы говорим, что Дух Святой сошел на апостолов, то имеем в виду особое проявление, или особое действие Святого Духа, потому что наша беда состоит в том, что человеческим языком мы не можем точно выразить действие Святого Духа, действие Божества, - в этом наша человеческая немощь

             Святые Отцы говорят также, что Святой Дух сошел через десять дней после Вознесения на небо Господа Иисуса Христа, потому что Он пришел вместо Сына Божия, чтобы закончить то, что начал Иисус Христос.

 Действительно, вся история человечества условно может поделиться на три части:

            -  творение мира и период Ветхого Завета, который был, по преимуществу, проявлением Бога Отца;

                  - время земной жизни Господа Иисуса Христа, когда Второе Лицо Святой Троицы совершило домостроительство нашего спасения;

            - от дня Пятидесятницы по сей день и дальше продолжается, по преимуществу, проявление Третьей Ипостаси Святой Троицы, - время проявления Духа Святого.

             Когда человек крещается, то не просто крестится в воде, но как Господь говорил: «…вы будете крещены водою и Духом  Святым» (Деян.11:16). Если бы мы крестились просто в воде, то это Таинство ничем не отличалось бы от какого-нибудь омовения, но происходит именно так, как мы поем во время Таинства Крещения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», - те, кто крестились, облеклись во Христа.

            Представьте себе, что чувствует нагой человек, когда его одевают в одежды, или он сам одевается в одежды, он это ощущает. Не чувствует только покойник, когда его одевают. Поэтому и мы должны были почувствовать и почувствовали в Таинстве Крещения, что мы облеклись во Христа. Но где наша одежда? Сохранили мы её или нет? Некоторые из нас, а может и многие, потеряли эту одежду, в которую облеклись. В Великий пост мы поем: «И одежды не имам, да вниду во онь».

            В этом смысле очень важна и знаменательна притча Господа Иисуса Христа о сокровище. В ней сказано, что человек нашел на поле сокровище и от радости продал все, что имел, и купил то поле, чтобы иметь это сокровище. Поле – это человек с его телом, сокровище – его сердце. И если каждый из нас нашел в своем сердце Христа, то также должен оставить всё, все свои страстные наклонности, чтобы приобрести это сокровище – Христа, а мы не все это делаем.

            Кроме того, когда человек находит сокровище, то прилагает массу усилий, чтобы его сохранить. Мы тоже этого не делаем, не сохраняем те одежды, те дары Духа Святого, которые получили в Таинстве Крещения.

            Возможно ли нам, братья и сестры, вновь облечься в одежду Христа, даже если мы ее потеряли? Да, возможно. Некоторые думают о том, насколько трудно стяжать дары Духа Святого. Но Святая Церковь говорит, что человеку невозможно уклониться, чтобы не получить Духа Святого. Премудрость Божия создала новую систему или, можно сказать, дом, - это Церковь Христова, в которую положила все, что необходимо для того, чтобы мы стяжали дары Духа Святого. Например, в Церкви есть такая манна, какой даже нет на небе, это Тело и Кровь Христовы - это Причастие. Какая в нас может быть болезнь духовная или какие прегрешения, которые не могли бы быть уврачеваны Таинством исповеди?

            Поэтому, перед нами, братья и сестры, стоит задача, исполнившись даров Духа Святого, сохранять и преумножать их в себе. Тогда мы почувствуем радость о Духе Святом, почувствуем свое спасение.  Аминь.

Наместник Ново-Иерусалимского монастыря игумен Феофилакт (Безукладников)

Произнесено  13 июня 2011 года

Впервые опубликовано 22.06.2011