Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Святая гора Афон
Монашеские конференции
Доклады
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского монастыря Нового Иерусалима
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Ответы на актуальные вопросы организации монастырской жизни

Юридическая служба Московской Патриархии


ВОПРОС: В адрес монастырей епархии от налоговых органов поступают уведомления о явке по вопросу уплаты НДФЛ, представления трудовых договоров и штатных расписаний местных монастырей. Причиной уведомлений послужили положения Регионального соглашения о минимальной заработной плате. Правомерны ли требования налоговых органов?

ОТВЕТ: В соответствии со статьями 47, 48 и 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы.

Согласно ч. 11 ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем (в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с ч. 3 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном ч.ч. 6–8 ст. 133.1), не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Нормальная продолжительность рабочего времени установлена ч. 2 ст. 91 Трудового кодекса Российской Федерации и не может превышать 40 часов в неделю.

В соответствии со ст. 345 Трудового кодекса РФ режим рабочего времени лиц, работающих в религиозных организациях, определяется исходя из режима осуществления обрядов или иной деятельности религиозной организации, определенной ее внутренними установлениями, при этом установленная законом норма рабочего времени существенно превышает реальную продолжительность рабочего времени в религиозных организациях.

Таким образом, при установлении в субъекте Российской Федерации размера минимальной заработной платы указанная заработная плата в полном объеме может быть выплачена только работнику религиозной организации, отработавшему норму рабочего времени (40 часов в неделю, или 8 часов в день при пятидневной рабочей неделе) и полностью выполнившему нормы труда (трудовые обязанности).

В ином случае оплата должна быть произведена пропорционально отработанному времени (ч. 2 ст. 93 Трудового кодекса Российской Федерации).

Для подтверждения реального режима рабочего времени в религиозной организации необходимо представить в налоговый орган расписание богослужений с общим объемом времени совершения богослужений (рабочего времени).

Необходимо также иметь в виду, что региональный размер минимальной заработной платы не распространяется на содержание, выплачиваемое священнослужителям, которые в соответствии с п. 4 ст. 24 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» не являются работниками религиозных организаций.

Кроме того, согласно ст. 342 Трудового кодекса Российской Федерации работником религиозной организации является лицо, заключившее с религиозной организацией-работодателем письменный трудовой договор.

На лиц, не имеющих трудового договора с религиозной организацией, не распространяются трудовые отношения, в том числе положения ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

Выполнение требований трехстороннего соглашения для религиозных организаций невозможно также по следующим причинам:

1) религиозные организации Русской Православной Церкви существуют исключительно на пожертвования прихожан, не имеют постоянных источников для повышения размера заработной платы до установленного минимального размера;

2) религиозные организации осуществляют деятельность, не являющуюся производственной деятельностью (не производят продукцию, товары, работы, услуги), осуществляют значительные затраты на содержание недвижимости религиозного назначения и на деятельность по сохранению объектов культурного наследия, а также на благотворительную деятельность.

Также необходимо иметь в виду, что в религиозных организациях, в соответствии со спецификой их основной уставной деятельности, невозможны образование и деятельность первичных профсоюзных организаций или иных представительных органов.

Это обстоятельство затрудняет участие религиозных организаций в региональном соглашении об установлении размера минимальной заработной платы на условиях, предусмотренных ст.ст. 48 и 133.1 ТК РФ.

Также необходимо иметь в виду, что любой работодатель, в том числе религиозные организации, вправе отказаться от участия в трехстороннем региональном соглашении в порядке, предусмотренном ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

ВОПРОС: Возможна ли передача в безвозмездное пользование монастыря домового храма – молитвенной комнаты, расположенной в помещении медицинского учреждения?

ОТВЕТ: В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» к имуществу религиозного назначения относится: недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей).

Передача помещений молитвенной комнаты в безвозмездное пользование религиозной организации проводится на основании ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ, т. е. без проведения торгов. 

ВОПРОС: Возможно ли при создании монастырского подворья на месте прихода пойти путем изменения наименования организации, устава и настоятеля и подать документы не в Минюст России, а в региональное управление с целью избежать ликвидации прихода и сохранить имеющееся недвижимое имущество?

ОТВЕТ: На сегодняшний день существует возможность осуществления перерегистрации местных религиозных организаций: приходов (далее – МРО) –  в исключительных случаях – в Епархиальные монастыри, Подворья епархиальных монастырей и в Архиерейские подворья.

Данная процедура прежде всего обеспечивает сохранение имущества за юридическим лицом и исключает необходимость осуществления дополнительных процедур по созданию и ликвидации юридических лиц, а также переоформлению имущества.

В связи с тем, что учредителями МРО выступают граждане, т. е. физические лица (п. 3 ст. 8 «Закона о свободе совести»), ее перерегистрация подразумевает, что типовые уставы Епархиального монастыря, Подворья епархиального монастыря или Архиерейского подворья, утвержденные Священным Синодом Русской Православной Церкви 25 декабря 2014 г. (далее – типовой устав), применяются в специальных редакциях, которые направляются Юридической службой Московской Патриархии в епархии по их запросам.

Данные редакции согласованы с Минюстом России и направлены им в территориальные управления Минюста России.

Учредителями данных религиозных организаций остаются граждане, при этом такие органы прихода, как Приходское собрание, Приходской совет и др., упраздняются.

Кроме того, поскольку перерегистрация подразумевает ее проведение в том органе юстиции, в котором МРО была зарегистрирована первоначально в качестве прихода, то конкретные требования к оформлению документов для перерегистрации следует уточнять в соответствующих территориальных управлениях Минюста России в субъектах Российской Федерации.

Вместе с тем, можно привести общие перечни документов, необходимых для перерегистрации прихода в монастырь или подворье.

I. Для перерегистрации прихода в монастырь представлению в территориальные управления Минюста России подлежат следующие документы:

1) Копия выписки из Журнала Священного Синода Русской Православной Церкви (далее – Священный Синод) о перерегистрации прихода в монастырь и о назначении игумена (игумении, наместника) (в 2-х экз.). Выписка запрашивается в Юридической службе Московской Патриархии.

2) Протокол Приходского собрания прихода, на котором принято решение о перерегистрации прихода в монастырь (в 2-х экз.). В протоколе должны быть отражены вопросы:

а) о принятии и утверждении Устава прихода в новой редакции;

б) о принятии и утверждении нового полного наименования прихода, включающего в т. ч. словосочетание «религиозная организация».

3) Копия Резолюции епархиального архиерея об утверждении протокола Приходского собрания прихода (в 2-х экз.).

4) Копия Указа Епархиального архиерея о перерегистрации прихода в монастырь (в 2-х экз.). Указ, издаваемый во исполнение конкретного определения Священного Синода, должен оформлять внесение изменений в полное наименование и иные положения устава прихода. В Указе должны быть отражены полные наименования прихода и монастыря.

5) Копия Указа Епархиального архиерея о назначении игумена (игумении, наместника) (в 2-х экз.), в котором должны быть отражены его фамилия, имя и отчество согласно паспорту, а также полное наименование монастыря, включающее в т. ч. словосочетание «религиозная организация». Если руководителем монастыря продолжает оставаться настоятель прихода, Указ оформляет не назначение, а подтверждение нахождения соответствующего лица на должности игумена (игумении, наместника).

6) Устав монастыря (в 3-х экз.).

7) Оригинал действующего Устава прихода.

8) Заявление по форме № Р13001 от имени прихода (в 2-х экз.). Один из экземпляров подлежит нотариальному заверению.

9) Заявление по форме № Р14001 от имени прихода (в 2-х экз.), в котором указывается новое наименование должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени прихода (игумен, игумения, наместник). Один из экземпляров подлежит нотариальному заверению.

10) Оригинал платежного поручения от имени прихода на оплату госпошлины за регистрацию Устава прихода в новой редакции.

II. Для перерегистрации прихода в Архиерейское подворье или Подворье епархиального монастыря представлению в территориальные управления Минюста России подлежат следующие документы:

1) Протокол Приходского собрания прихода, на котором принято решение о перерегистрации прихода в подворье (в 2-х экз.). В Протоколе должны быть отражены вопросы:

а) о принятии и утверждении Устава прихода в новой редакции;

б) о принятии и утверждении нового полного наименования прихода, включающего в т.ч. словосочетание «религиозная организация».

2) Копия Резолюции Епархиального архиерея об утверждении Протокола Приходского собрания прихода (в 2-х экз.).

3) Новый Устав подворья (в 3-х экз.).

4) Оригинал действующего Устава прихода.

5) Заявление по форме № Р13001 от имени прихода (в 2-х экз.). Один из экземпляров подлежит нотариальному заверению.

6) Оригинал платежного поручения от имени прихода на оплату госпошлины за регистрацию Устава прихода в новой редакции.

Источник: журнал «Монастырский вестник» № 12 [36], декабрь 2016 г.

Мonasterium.ru