Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Святая гора Афон
Монашеские конференции
Доклады
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
«Для монашеской жизни самое главное — выдержка»


Интервью с настоятелем монастыря Острог (Черногория) протосингелом Павлом (Радусиновичем)

Отец Павел, расскажите немножко о вашем монастыре. Как долго Вы являетесь игуменом этой известной обители? Как Бог вошел в Вашу жизнь и как Вы избрали монашеский путь?

Монастырь святого Василия Острожского — это светило нашего народа. Отец Лазарь, мой духовник и бывший игумен, часто говорил, что это место, где Небо и земля соприкасаются, где они встречаются.

Как я узнал о монастыре святого Василия? Это не было, так сказать, случайно. Я обрел веру через большие искушения. Мне был двадцать один год, когда я крестился. И в нашей церкви находилась икона, на которой был изображен святой Василий с монастырем Острог. Я тогда ничего не знал об этом святителе. Я видел, что люди больше всего молятся перед этим образом. И я тогда попросил рассказать мне о святом Василии. Мне объяснили, где находятся мощи святого Василия, рассказали о его чудесах, о том, что много людей приезжает туда на великие праздники. И со временем, когда я поехал на море, я пожелал посетить несколько монастырей. Сначала заехал в монастырь Пива, затем в Ждребаоник, где теперешний отец Спиридон делал крестики. Он взял меня с собой в монастырь Острог. Тогда я впервые побывал там. Мы оставались там недолго, познакомились с отцом Лазарем (Аджичем). Встреча с этим человеком произвела на меня глубокое впечатление, хотя, по существу, ничего не случилось. Я вернулся домой и продолжил жить, как и раньше. Но отец Спиридон иногда звонил мне и говорил: «Приезжай, будем учиться петь». Я тогда даже не знал, что значит церковное пение, я думал, что это просто пение. В монастырь Острог приезжал пожилой протоиерей из Белграда и обучал нас пению. И мало-помалу я полюбил монастырскую жизнь. О монашестве я не думал много. Все случилось буквально вмиг. Однажды я пошел поговорить с отцом Лазарем, и он спросил: «Что тебе надо?» Я сказал: «Не знаю, я хотел бы остаться здесь, в монастыре, и стать монахом». Это случилось в 1991 году.

После отца Лазаря игуменом Острога был епископ Иоанн (Пурич). После того как он получил кафедру в Нише, нашим игуменом стал митрополит Амфилохий, а настоятелем был избран я. Братия у меня исповедуется.

Что еще можно сказать о монастыре Острог? Конечно же, это многочисленные исцеления. Старец Фаддей, посетив однажды наш монастырь, поклонился святителю, вышел, оперся на ограждение и долго-долго смотрел на народ, час или два. А потом сказал: «Вижу, что народ от святого Василия выходит необремененный». Здесь люди получают духовное возрождение. И исцелений все больше и больше. Но мы допустили оплошность: не записывали все это. Однажды нас отругали в одной из газет Подгорицы. Они сказали, что мы рассказываем про старые чудеса, что на самом деле ничего не происходит. Тогда мы решили дать камеру одному нашему человеку, который по профессии был режиссером и у которого в тот момент не было работы. Он начал записывать истории людей, которые приезжали и получали исцеление от святого Василия. Он записывал около трех лет. У нас скопился огромный материал, и сейчас мы выпустили первый фильм, где рассказывается об одной мусульманке из Башкирии, у которой была травма шеи . Она не могла держать голову прямо, постоянно должна была придерживать ее, иначе голова у нее падала.

Однажды она увидела в газете фотографию монастыря Острог. Прочитала о нем и решила приехать. Она была уверена в том, что Бог может исцелить ее шею. Она рассказывала, что пока летела в самолете, постоянно придерживала голову. Прямо из аэропорта она поехала к святому Василию. Она стала возле раки. Спросила у батюшки, может ли она, как мусульманка, молиться здесь. Он сказал ей: «Нет проблем, стань в сторонку, чтобы не мешать другим». И она стала за клирос и придерживала голову несколько часов, пока не почувствовала, что что-то в шее щелкнуло. С тех пор она, хоть боли еще не совсем прекратились, живет полноценной жизнью. Этот фильм привел нас в Москву, а также сюда, в монастырь святой Елисаветы. Мы много слышали о вашем монастыре. Я рад, что нахожусь здесь. Много раз хотел приехать, но лучше всего, если Бог открывает путь.

Расскажите, пожалуйста, про Вашего духовника отца Лазаря.

Отец Лазарь был очень известным духовником. Я уже говорил, что в первый раз я увидел его, когда в Острог меня привез отец Спиридон. В следующий раз я приехал в монастырь на велосипеде (я любил путешествоать с приключениями). Приехал я к утрени. Как только вошел в храм, то увидел служащего отца Лазаря. Я подумал: «Вот это настоящий человек». После этого я вернулся к прежней жизни.

Со временем он стал моим духовником. У него был дар привязывать людей к Богу. Он оставил глубокий след в моей душе. Даже сейчас мы продолжаем с ним общаться. Многие из его духовных чад говорят, что только сейчас узнают его глубже, после его смерти.

Он очень любил Иисусову молитву, постоянно приучал нас к ней, давал и другие правила, если кто-то хотел — читал акафист, Псалтирь и другое. Но он сам непрестанно занимался Иисусовой молитвой.

А что он говорил об Иисусовой молитве?

Он нам говорил, что Иисусову молитву получил как дар, поэтому он не учил нас каким-либо техникам. Он учил нас иметь покаянный дух. Иисусова молитва — для людей, которые готовы отдаться ей без остатка, несмотря на то, какое они несут послушание. Она требует всего человека.

Как Вы считаете, за какой подвиг он получил дар молитвы или это милость Божия?

Однажды он сказал: «Я спасаюсь терпением болезней». Он был очень многоболезненным. Еще когда он жил в миру, у него на спине была какая-то опухоль, которая потом распространилась по всему телу. Его даже оперировали. Была у него и язва, которая долгое время доставляла ему боль.

Митрополит говорил, что отец Лазарь был образцом послушания, хотя сам себя он таковым не считал. Он был терпеливым человеком, решительным. Он жил в духе древних отцов. Был очень скромным. Некоторые даже говорили, что он был скупым. Но это неправда. Он многим богословам помог закончить школу. Он всегда кому-то помогал, но у него была мера.

Как ему удалось сохранить свою внутреннюю жизнь среди людей?

У него был какой-то свой внутренний ритм. После обеда он отдыхал два часа. При нем мы раньше уходили в кельи, поэтому около шести вечера в монастыре уже никого не было видно. Всю ночь он оставлял для молитвы. Он говорил, что его сердце буквально горело, что его молитва была воплем к Богу. Под конец жизни он очень разболелся, у него были метастазы на мозжечке, но до конца он был в сознании, терпел страшные боли. Ему являлись святитель Нектарий и Пресвятая Богородица.

Я читала, что митрополит благословил его поехать в Эгину для лечения.

Да, однако тогда в столице Сербии были большие волнения. Ему пришлось остаться на лечении в Военно-медицинской академии в Белграде, где он и скончался. Некоторые медсестры говорили, что от кровати, на которой находился отец Лазарь, случилось несколько исцелений, но это надо исследовать.

Святой Василий очень любит свой народ. К нему приезжают люди, чтобы помолиться об исцелении телесном и душевном, чтобы получить утешение. Нет никаких наказаний, укоров. Хотя несколько раз случалось, что люди не могли пройти к святителю, как будто между ними была какая-то невидимая стена. Один батюшка рассказывал мне, что паломники спускались из Верхнего монастыря и включили музыку, и вот одна из девушек села и, свесив ноги, стала ими махать. Когда она вернулась домой, у нее отнялись ноги. Она не могла ходить несколько месяцев, пока не покаялась. Но это редкие случаи.

Еще был один человек из Сербии. Пока он шел из Верхнего монастыря, у него были очень плохие мысли о святителе. Дома во сне святитель ударил его сначала в правый глаз, а затем в левый, и он проснулся с огромными кругами под глазами. Он также потом исцелился. Это был один из ярких случаев.

У людей очень большое благоговение к святому Василию. Бывает что когда они о нем упоминают, то если сидят, встают и говорят: «Слава ему и милость». Даже некрещеные люди, нецерковные имеют большое уважение к святому Василию...

Вы сами видели, когда были у святого Василия, что туда постоянно приезжают потоки людей. Даже когда большой снег, люди, которые запланировали приехать, все равно приезжают, не отказываются. Хотя, конечно, количество не имеет значения. Однажды наш митрополит собирался поехать и служить в небольшой деревне, и ему сказали: «Не стоит ехать туда, там не придет много народу, всего несколько человек». Митрополит ответил: «Я собираюсь на молитву, а не на пикет». Поэтому не следует настаивать на количестве, важно то, что происходит в душах всех этих людей, которые приходят.

Отец Павел, хотелось бы услышать Ваш совет из опыта Вашей монашеской жизни.

После смерти отца Лазаря мне приходилось беседовать с двумя-тремя духовниками из Греции, однако языковой барьер препятствует тому, чтобы хорошо понимать друг друга. Я учусь у простых людей, которым пришлось многое испытать в жизни. В этом году у меня была возможность посетить Америку, и там я познакомился с человеком из Черногории. В Америке у него семья. У него были большие искушения в связи с организацией церковной жизни. И вот он сказал: «Нашему народу нужны люди, которые не обращают внимания на искушения, упорные в своих начинаниях». Это мне очень понравилось, поскольку и в нашей монашеской жизни все время что-то меняется: приходят разные люди, меняется окружение, вещи, но наше дело — быть упорными, чтобы то, что мы обещали Богу, соблюсти до конца.

Может быть, нас больше всего влекут наши желания, потому что в основе все мы хотим добра. Другой вопрос, наступило ли время именно для этого, хочет ли Бог это сделать через нас. Иногда в этих ожиданиях мы теряем терпение, и нам кажется, что время проходит напрасно, но может быть, мы не готовы понести некоторые вещи. Поэтому мы обычно желаем и рады, когда у нас на что-то есть благословение. Недостаточно только, чтобы мы пожелали сделать что-то хорошее, несмотря на то, что нам кажется, что именно так и этак надо сделать, ввести более благолепное богослужение или пение или что-то красивое в монастыре. Я вижу, что это требует терпения, много терпения, и много искушений приходится терпеть, чтобы что-то сделать.

Для монашеской жизни самое главное — выдержка. Молитва всегда колеблется, иногда у нас больше, иногда немного меньше благодати. Благодать есть, а потом уходит, затем снова приходит. Мы не должны жить воспоминаниями, но именно эта выдержка направляет нас к цели, чтобы исполнять волю Божию.

Человек не должен зацикливаться на своей проблеме, но идти до конца?

Наша проблема временная. Сколько раз мы гневаемся или печалимся, но это проходит минут через пять-десять, через полчаса. А если человек постоянно этим занимается, так может продолжаться много дней, даже годами.

Приходят ли к Вам люди, которые желают идти монашеским путем? Много ли их?

В Черногории монастыри сравнительно полные, по нашим меркам. Потому что, знаете, если есть два-три монаха или четыре-пять — это уже настоящий монастырь. В нас вселяет надежду то, что в Черногории много молодых людей в Церкви. А придут ли люди в монастырь, это зависит от нас, монахов. Бог никого не приведет, чтобы он погубил свою душу. Значит, если мы живем правильно, то всегда будут и молодые люди, желающие монашеской жизни.

Что Вы говорите человеку, когда он приходит в монастырь, несмотря на его возраст?

Я не говорю ничего особенного. Спрашиваю, почему он пришел. Если он действительно хочет монашества, я даю ему книгу Иоанна Лествичника для прочтения, даю ему послушание, и спустя два-три месяца выясняется его намерение.

Сколько монахов сейчас живет в Вашем монастыре?

Вместе с митрополитом нас, кажется, 24–25. Еще при монастыре трудятся семь монахинь и две послушницы.

Откуда они?

Из Черногории, Сербии, Герцеговины, из Македонии. У нас сейчас есть один поляк.

В каких еще святых местах Вам нравится бывать?

Я редко бываю в других монастырях. У нас еще скит в честь Иоанна Крестителя. Раньше я там бывал чаще, сейчас не хватает времени, обязанности удерживают меня на одном месте.

Расскажите о монастырских послушаниях.

У нас множество послушаний, но также много людей, которые нам помогают, потому что нас, монахов, сравнительно мало. Наше самое главное занятие — молитва и дежурство у святителя. У нас есть хозяйство: коровы, козы, куры; теплицы, фрукты и овощи. Мы делаем крестики, это очень хорошее занятие. Нашего отца Спиридона благословил бывший хиландарский игумен Никанор. Он делает крестики, на которых написано: «Сим побеждай». Он получил благослование ставить такую надпись. Это попытались сделать и другие люди, поскольку крестики хорошо продаются, все, что произведется, все продается. Другие пытались, но никому не удалось. Один наш послушник придумал около пятнадцати различных изделий. Наш брат Зосима занимается резьбой по дереву. Есть разные послушания.

Как дела у отца Арсения? Он продолжает выполнять свое послушание?

Да, его послушание — на «Радио Светигора», где он ведет несколько передач. Есть у него программы и на английском языке для людей, которые живут за границей, и эти передачи пользуются популярностью. Интернет сейчас доступен всем, нет границ. Поскольку ему приходится выезжать из монастыря, может быть, мы устроим небольшую студию в монастыре.

Какой сейчас духовный момент Вы испытываете? Видно, что Вы беседуете с нами, но думаете о чем-то своем.

Я ожидал такой вопрос. Все постоянно меняется. Сейчас я почему-то чувствую боль и радость вперемежку, уже продолжительное время. Говорят, что Бог иногда попускает людям в монастыре потерять веру в Бога. Со мной такого не бывало. Говорят, что это большое искушение.

Самую большую скорбь вызывают отношения между людьми. Если происходит что-то плохое, я действительно чувствую боль. Но также чувствую радость. Потому что вся наша молитва, весь наш подвиг напрасны, если не установились хорошие личные контакты среди братьев и сестер и среди всех людей. Все напрасно без истинных взаимоотношений, то есть любви в нас и вокруг нас. Если мы ее не излучаем, мы не можем проповедовать, все это становится празднословием. Вот так.

Беседовала инокиня Иоанна (Панкова)

Источник: obitel-minsk.bymonvestnik.ru