«Русская Палестина» и паломничество к ее святыням. Доклад наместника Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря игумена Феофилакта (Безукладникова) на конференции «Развитие культурно-познавательного, религиозного туризма и паломничества в Российской Федерации»


     "Яко благоволи Господь Бог исперва место сие предуготовати на создание монастыря; понеже прекрасно, подобно Иерусалиму", - написал Государь Алексей Михайлович в 1657 году Патриарху Никону, осмотрев место на берегах Истры для строительства будущего монастыря. Новый Иерусалим, вся Подмосковная Палестина Патриарха Никона – явление уникальное, не имеющее аналогов и прецедентов в мировой христианской культуре. Попытки создания копии храма Господня в Европе известны. Но, как мы видим, замысел Святейшего Никона выходил за рамки только такого предприятия, представлял собою создание пространственной иконы Царства Небесного, насколько оно отображается в комплексе святых мест исторической Палестины. Поэтому не сама по себе историческая Святая Земля и храм Гроба Господня в Иерусалиме занимали Патриарха Никона, а то, насколько в них могут присутствовать образы небесных первообразов (архетипов)  новой земли  Царства Небесного,  Иерусалима Нового  (Откр. XXI, 2). При этом Святитель сознательно отказался от простого копирования образов Палестины, но придавал им тот облик, который более соответствовал, по его мнению, небесным первообразам, при этом он опирался на святоотеческое учение о Святой Земле как о благодатном наследии, оставленном Господом человечеству для спасения и принадлежащем всей Церкви Христовой. То, что именно в России, во время Патриарха Никона и его руками каким-то чудным образом оказалось возможным создание такого монастыря – ландшафтной (пространственно-архитектурной) иконы, которая более нигде в мире не воплощена – в этом виден и какой-то особый смысл, связанный с Божии Провидением о мире и его народах. Ведь в середине XVII века, когда происходило становление Нового Иерусалима, доминантой общественно-политической мысли была уже не идея Москвы-Третьего Рима, а более высокая и духовная – сохранение Вселенского Православия и освобождение от иноверческого пленения других православных народов. Духовное осмысление хода истории Руси явилось истоком прозрений Патриарха Никона. Для него устроение Нового Иерусалима – это устроение центра Вселенского Православия, воплощение Града Божия на Руси и образ созидания нового мира, напитанного благодатью Святого Духа и горевшего о Славе Божией. Вот почему, будучи «живоподобным» образом Святой Земли, Новый Иерусалим с самого зарождения почитался как Русская Палестина, святыни которой привлекали множество паломников и вызывали у них те же чувства, которые естественно возникают в Старом Городе, Древнем Иерусалиме. Поклонение и созерцание важнейших новозаветных символов, воплощенных в традициях русской архитектуры, стало насущной потребностью не только простых людей, но царей и императоров. Поэтому-то район размещения православных русских святынь «Русская Палестина» - это святая заповедная земля, ореол святости, что постоянно учитывалось в хозяйствовании, в природоохранной деятельности монастыря.

И сегодня, восстанавливая Воскресенский монастырь, где сосредоточены образы Вифлеема и Иерусалима, где можно поклониться вертепу Рождества Христова, взойти на Святую Голгофу и припасть к Живоносному Гробу Господню, мы должны понимать, что нам предстоит провести большую работу по развитию на прилегающей к монастырю обширной территории, где протекает Истра-Иордан, возвышаются горы Фавор и Елеон, простираются Вифания и Иосафатова долина. Поэтому выработка Концепции по их церковному возрождению послужит основой для развития паломническо-туристского кластера «Русская Палестина».

В моем докладе я хотел бы показать современную картину состояния тех храмов и часовен, которые имеют непосредственное отношение к «Русской Палестине», чтобы на базе этих данных можно было заниматься выработкой паломнических маршрутов. Вначале пойдет речь о тех храмах или часовнях «Русской Палестины», которые сохранились до наших дней или же проходят процесс реставрационно-восстановительных работ, а затем о святынях, не дошедших до нас, но архивные сведения о которых в достаточном объеме свидетельствуют о их прошлом.

Надо сказать, что еще и задолго до XVII века в этих местах уже располагались святыни - аналогичные находящимся в Святой Земле- богоданная карта Святой Земли. Ведь не только ландшафт живописной местности приглянулся Святейшему Патриарху Никону для создания грандиозной иконы Святой Земли, но и находящиеся здесь храмы, которые воспроизводили главные христианские святыни Палестины.

Патриарх Никон по дороге в строящийся Иверский монастырь на Валдае часто останавливался в селе Воскресенском-Сафатове, принадлежавшем боярину Роману Боборыкину, где уже находилась построенная в 1636 году деревянная церковь Воскресения Христова.

В десяти километрах к северу от Воскресенского располагалось село Бужарово с церковью Преображения Господня. Это были древние - с 1512 года - владения Иосифо-Волоцкого монастыря. В 1731 г. «тщанием прихожан» церковь была перестроена. По описанию, она была «зданием деревянная с таковою же колокольнею на каменном фундаменте, крепка. Престол в ней один во имя Преображения Господня; утварью посредственна…».

В 1859 г. возвели каменный Спасо-Преображенский храм с приделами во имя святителя Николая Чудотворца и Успения Пресвятой Богородицы. У архимандрита Леонида (Кавелина) читаем: «Бужарово, на реке Истре, в шести верстах от Воскресенска, близ дороги из Воскресенска в Осипов монастырь, с каменною церковью во имя Преображения Господня, построенной в 1859 году».

В девяти километрах к востоку от Воскресенского (Сафатова) в селе Алексино, принадлежавшем Вознесенскому девичьему монастырю, что в Московском Кремле, находилась древняя церковь Вознесения Христова, которая упоминается с 1580-х годов, однако построена была гораздо раньше.

К югу от Воскресенского монастыря стояла на погосте деревянная церковь святого пророка Илии — древнейшая в Истринском крае. Далее к юго-востоку находилось село Петровское-Рождествено - вотчина князя Юрия Петровича Буйносова-Ростовского, с деревянной церковью Рождества Христова начала XVII века. Эта местность знаменовала Вифлеем — селение, где родился Спаситель. В Палестине Вифлеем расположен к югу от Иерусалима, и путь к нему идет мимо известного с IV столетия монастыря святого пророка Илии. Совсем так же и в наших краях сложилось, возможно, еще в XV веке.

В селе Александрове (рядом с селом Кострово) находилась церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом пророка Самуила, географически более или менее точно воспроизводящая место рождения пророка Самуила неподалеку от Иерусалима древнего - местечко Раму.

Саввино-Сторожевский монастырь существовал и до рождения Патриарха Никона. А в Святой земле - уже был монастырь Саввы Освященного.

Таким образом, в окрестностях села Воскресенского (Сафатова) находилась обширная территория, воспроизводящая по воле Божией карту Святой земли с престолами Рождества Христова, Преображения Господня, Илии пророка и другими, расположенными по отношению к церкви Воскресения Христова в полном соответствии с евангельской топографией.

Это была Русская Палестина, ландшафтный аналог Святой земли, созданный божественным провидением.

Не так много известно о первых храмах Русской Палестины дониконовского периода, но то, что известно, по-настоящему удивляет своими «совпадениями».

      

Храм Вознесения Господня в селе Алексино

Село Алексино было вотчиной Вознесенского монастыря в Москве, созданного супругой Димитрия Донского святой Ефросинией Московской около 1390 г. Видимо, к этому времени относится и строительство храма Вознесения Господня в селе Алексино. В писцовой книге 1584—1586 гг. указано: «Вознесенского монастыря, что на Москве у Фроловских ворот: село Олексино на речке на Доронке, а в нем церковь Вознесенье Христово». В 1627 г. была построена новая церковь, также деревянная.

В 1696 г. игуменья Вознесенского монастыря Варсонофия Бутурлина с сестрами били челом патриарху Адриану о том, что Алексинская церковь обветшала, и  они хотят построить новую церковь Вознесения, но не в Алексино, а в ближайшем сельце Еремееве (также владении монастыря). В 1699 г. деревянная церковь в с. Еремеево была построена. В Алексинской церкви еще некоторое время продолжали  служить, но в 1710 г. причта при ней уже не значилось1.

 Каменная церковь Вознесения Господня с приделом Николая Чудотворца в с. Еремеево была построена в 1820 году. Разрушенная почти до основания, сегодня она восстанавливается.

Храм Вознесения, д. Еремеево
Храм Вознесения, д. Еремеево

 

Храм Преображения Господня в селе Бужарово

В десяти километрах к северу от Ново-Иерусалимского монастыря находится село Бужарово с церковью Преображения Господня. Это были древние, с 1512 года, владения Иосифо-Волоколамского монастыря. Первое упоминание деревянного храма в селе Бужарово относится к 1504 году. В 1512 году владелица села Ирина Товаркова-Пушкина передала Бужарово в Иосифо-Волоцкий монастырь. В 1731 году на средства прихожан была выстроена деревянная церковь с колокольней на каменном фундаменте. Каменный храм был заложен в 1856 году, строительство завершено в 1860-х годах. Храм был закрыт и разграблен в 1930-х годах.

Храм Преображения Господня в с. Бужарово
Храм Преображения Господня в с. Бужарово


 Крестовоздвиженский храм в селе Дарна

Дарна расположено по дороге в Крюково. В 1751 году была построена церковь Святых апостолов Петра и Павла. В первой половине XVII века село является вотчиной Ф. Пушкина. Со второй половины XVII века село является вотчиной Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. И это не случайно. Интерес самого Святейшего Патриарха Никона и затем его учеников к селу объясняется тем, что По своему географическому положению село примерно повторяет месторасположение Крестного монастыря в Святой земле.

Крестовоздвиженский храм с. Дарна
Крестовоздвиженский храм с. Дарна


     Смысловой и композиционный центр Русской Палестины – Воскресенский монастырь с его главным собором, повторяющим храм Гроба Господня в Иерусалиме. Собор включает в себя все основные святыни первообраза: Святую Голгофу, Камень повития, Живоносный Гроб Господень, место обретения Животворящего Креста Господня.

С западного склона Елеонской горы и с Сионского холма открывался в Новом Иерусалиме вид на северные окрестности обители, соответствующие палестинской Галилее, где в Назарете прошли детство и отрочество Спасителя, откуда Он приходил креститься у святого Иоанна Крестителя. Позже Христос избрал для жительства другое поселение Галилеи - Капернаум, расположенный на Генисаретском озере. По преданию, чудо Преображения Господня совершилось также в Галилее, на горе Фавор. Вблизи Назарета и Фавора находится город Кана, где Иисус Христос совершил Свое первое чудо, превратив воду вино на свадебном пиру.

Галилея в Новом Иерусалиме представляет собой живописную долину, по которой течет узкая и быстрая река Истра, действительно очень похожая на Иордан. К северо-западу от Воскресенского монастыря еще не утратил своих очертаний поросшие лесом холмы, названные Фавором и Ермоном. К востоку от него находится село Микулино (Никулино), где находилась древняя деревянная церковь Пресвятой Богородицы. В 1657 году патриарх Никон приобретает это село. Впоследствии здесь был сооружен каменный храм Преображения Господня с приделом святителя Николая Чудотворца, после чего село стало именоваться Преображенским2

Дата уничтожения - 1929 год. Сегодня храм практически восстановлен.

Храм Святителя Николая Чудотворца в с. Никулино
Храм Святителя Николая Чудотворца в с. Никулино


Городу Назарету, если принять, что подобием Галилейского озера является Истринское водохранилище, построенное в 30-х годах XX века, может соответствовать храм Рождества Христова в д. Рождествено.

Храм Рождества Христова в д. Рождествено
Храм Рождества Христова в д. Рождествено
 

Городу Кане Галилейской ориентировачно соответствует в Русской Палестине окрестности

Храм святых благоверных князей Бориса и Глеба в д. Куртниково
Храм святых благоверных князей Бориса и Глеба в д. Куртниково

Если наложить карту древней Палестины на карту Истринского района, то можно найти и другие соответствия палестинским святыням. В частности, Магдала ориентировочно расположена в д. Ламишино, где находится храм Казанской иконы Божией Матери. Этот храм хорошо сегодня отреставрирован, но, к сожалению, в нем нет престола святой Марии Магдалины, который там был раньше.


Русская Палестина включала в себя и Капернаум. Так именовалась "деревня Зиновьева на ручью". Территориально она, вероятно, была близка к Преображенскому-Микулино. К сожалению, сведений о том, каким мыслилось будущее Ново-Иерусалимского Капернаума Патриарху Никону, не сохранилось.

К северу от монастыря пойма реки Истры-Иордана называлась Иосафатовой долиной. У подножия монастырского холма был устроен Самарянский колодезь.

Мистическим образом некоторые объекты Русской Палестины, которые, возможно, и были задуманы Патриархом Никоном, по прошествии многих лет возникли именно там, где по аналогии они расположены в Палестине древней. Так, кроме уже упомянутого Галилейского озера (Истринское водохранилище), на расстоянии около 20 километров к востоку от монастыря в Палестине находится монастырь Георгия Хозевита, а на подмосковной земле в городе Дедовске построен храм святого Георгия Победоносца.


Изо всех мест истринской Русской Палестины самое загадочное место – это «Иудина страна». Название происходит от колен израилевых. При первом перечислении колен Библия называет их именами 12 сыновей Иакова (Быт. 49:28). В Земле Обетованной каждое колено получило свой удел. После смерти в 928 г. до н. э. царя Соломона единое Израильское царство распалось на два царства: Иудею на юге (земли колен Иуды и Вениамина) и Израиль на севере (территория проживания остальных десяти колен). Иудина страна- это удел колена Иуды. Сейчас на этом месте расположен русский женский Горненский монастырь. Сюда, в Нагорную страну, вскоре после Благовещения пришла из Назарета Пресвятая Дева Мария, поделиться радостью со своей родственницей, праведной Елисаветой, матерью св. Иоанна Предтечи о будущем рождении от Нее Спасителя (Лк. 1: 39-45). В центре селения Эйн Карем Пресвятая Богородица  брала воду из источника, который источает воду и по сей день. Истринский храм Покрова Пресвятой Богородицы территориально действительно расположен так же, как и Эйн Карем в Земле Обетованной. Удивительно, что на карте наших истринских святынь 1784 года написано «Иудина страна» как раз на месте храма Покрова Пресвятой Богородицы в поселке Пионерском!

 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в поселке Пионерском
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в поселке Пионерском

 

Древний храм Живоначальной Троицы

В Палестине есть Хеврон, а в нем - первообраз нашего Троицкого храма. Это - подворье Русской Духовной миссии, храм называется «Святых Праотец Авраама и Сарры у дуба Мамврийского». Как известно, под этим дубом, которому уже тогда было более тысячи лет, Аврааму явились три ангела (Ветхозаветная Троица). Поэтому наш русский храм в Хевроне называют и Троицким.

Поселок Троицкий с двумя действующими храмами - деревянным во имя преподобного Сергия Радонежского и каменным во имя Пресвятой Троицы, находится в 8 км юго-восточнее г. Истры, в 1,5 км от левого берега р. Истры, у железнодорожной платформы Троицкая. В летописи XVII века сохранилось сказание о том, что царь Федор Иоаннович купил у боярина Боборыкова деревянную церковь Св.Троицы, которую царь Алексей Михайлович подарил Патриарху Никону, строителю Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Из глубины веков родной истории сохранилось еще одно предание, что в этих местах останавливался преподобный Сергий Радонежский на пути из своей обители к ученику прп. Савве Сторожевскому, и именно он указал место для церкви. И действительно, если провести прямую линию от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры к Савво-Сторожевскому монастырю в Звенигороде, то Троицкий храм в селе Троицком окажется где-то посередине.

Видимо, не случайно в 1682 г. (после кончины Святейшего Патриарха Никона) село по Государеву указу было куплено к дворцовым вотчинам, в Хлебный приказ, и в том же году пожаловано Ново-Иерусалимскому монастырю. В отказной книге, утвердившей село за монастырем, приводится описание храма: «Церковь во имя Живоначальныя Троицы с пределы древянная, крыта тесом, о трех главах; а в церкви местных образов: образ Живоначальныя Троицы, Сергиево видение, образ Покрова Пресвятой Богородицы, образ Успения Пресвятой Богородицы, образ Николая чудотворца, образ чудотворца Сергия и преподобного чудотворца Саввы на одной доске, писаны все на красках».3

Храм в поселке Троицком
Храм в поселке Троицком

 Что касается деревянного храма, то в 50-х гг. ХIХ века к нему на средства местного фабриканта П.Г. Цурикова была пристроена и обшита тесом колокольня. Деревянная церковь - летняя, богослужения в ней проходят только в теплое время года и в течение многих десятилетий в один и тот же день - День сошествия Святого Духа (Духов день). В настоящее время в деревянном храме находятся трехъярусный иконостас и утварь конца XIX в. Чудесный случай произошел в храме, когда весной 2000 г., после зимнего перерыва храм был вновь открыт, священник и прихожане пришли в изумление: обновилась, сверкала новыми красками икона Пресвятой Богородицы. В иконостасе иконы Святой Троицы, Архистратига Михаила и некоторые другие мироточили, образ Архангела был в сплошных застывших потоках мира!



     Далее я перейду к тем храмам и часовням, которые по разным причинам не сохранились до наших дней, но которые для полноты кластера «Русской Палестины» необходимо восстановить или соответствующим образом обозначить.


Ильинский погост на Городище

Ильинский погост, что на Городище, находился в 2 км к югу от платформы Истра и в 0,5 км севернее д. Котерево, на крутом правом берегу р. Истры. Здесь стоял храм во имя Святого пророка Илии. Место расположения храма Святого Илии Пророка на городище очень точно указал И.Ф. Токмаков, как будто знал, что пройдет время, и это точное описание, возможно, когда-нибудь понадобится. «Против платформы Истра - на горе, в 3-х верстном расстоянии расположен погост св. Илии Пророка что на Городище, против южного фаса Воскресенского Ново - Иерусалимского монастыря, на правом берегу р. Истры»4.  В 1584 г. на погосте стояла деревянная церковь пророка Илии, построенная неизвестно когда, в ней «образы и свечи и на колокольнице колокола все было мирское строенье». В 1811 г. деревянная церковь сгорела. Новая, каменная церковь св. пророка Илии была построена в 1813 г. В 1859 г. главная часть храма была перестроена на средства П.Г. Цурикова, а в 1863 г. им же пристроена теплая трапезная с каменной колокольней и оградой с деревянными решетками. По сведениям краеведа Луизы Григорьевны Васильевой, церковь была взорвана в 1938 г. На этом месте в 1939 - 1941 гг. стали строить дом отдыха газеты «Правда». Перед Великой Отечественной войной было построено три двухэтажных корпуса, проложена дорога5.

 

Рождества Христова церковь в селе Рождественском-Пeтровском

Церковь Рождества Христова с приделами Петра и Павла

В Палестине к югу от Иерусалима находится величайшая христианская святыня – город Вифлеем, где от Девы Марии родился Спаситель. Первоначальное местоположение Вифлеема в Новом Иерусалиме неизвестно. Неизвестно также, что имелось в виду под этим названием: только место или одно из монастырских сел с церковью в честь Рождества Христова. Однако практически неоспоримо намерение Патриарха Никона создать архитектурный образ Вифлеема. У него имелась деревянная кипарисовая модель Вифлеемской византийской базилики.

Вблизи г. Истры, на юг, примерно на таком же расстоянии, как Вифлеем по отношению к храму Гроба Господня, находится село Петровское – Рождествено.

Церковь Рождества Христова с приделами Петра и Павла деревянная, построенная изстари, в селе Петровском, в начале XVII ст. «стояла пуста» и село Петровское, на суходоле, было пустошью, находившеюся по писцовым книгам Московского уезда Сурожского стана, к вотчине «за Алексеем Микитиным Годуновым, что было прежде за Василием Головленковым, да за Федором Львовым»6.

В 1646 г. село Петровское с деревнями находилось во владении жены Алексея Годунова вдовы Аксиньи. В это время в селе Петровском была церковь деревянная во имя Рождества Христова с приделами.

Село Петровское-Рождествено с деревнями по Соборному уложению в 1668 г. утверждено за Воскресенским монастырем. В показаниях стряпчего Воскресенского монастыря Ивана Аристова говорится: «въ селъ Петровскому стоить церковь Рождества Христова съ приделами пуста и церковною землею, по продаже боярина князя Юрiя Петровича Буйносова-Ростовскаго съ 7166 (1658) г. владъютъ къ Воскресенскому монастырю, пашню пашутъ и съно косятъ на монастырь».

30 июля 1696 года (после кончины Святейшего Патриарха Никона) по указу Патриарха велено братии Воскресенского монастыря по ее прошению селе «Рождественском на пустовой церковной Рождественской земли» построить вновь церковь во имя Рождества Христова деревянную.

Святейший Патриарх Никон купил село понятно, что не случайно. Из истории села следует, что Патриарх, видимо, посвятил в свои планы братию монастыря, трогательно исполняющую и спустя много лет после кончины Патриарха его волю, что следует из челобитной братии монастыря о строительстве в селе новой церкви Рождества Христова. В древности село Петровское называлось «Соколово», так как поблизости находилась Соколовская пустынь, вотчина Воскресенского монастыря, место пустынножительства монахов7.

Идем далее Вифания!

В селе Воскресенском (б. Сафатово), вотчине боярина Боборыкина  находилась построенная в 1636 году церковь Воскресения Христова с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и Святителя Николая Чудотворца. Когда Патриарх Никон купил село у боярина Боборыкина, то предполагалось, что в селе будет построен женский монастырь. Такое желание имел Роман Бобарыкин- построить женский монастырь в память о своих родителях.

В системе топографии святых мест он имел наименование Вифании, места воскрешения Лазаря четырехдневного, сестрами которого были Марфа и Мария. Святейший Патриарх Никон монастырь построил именно на въезде в село, на берегу реки Песчанки.

Главная церковь девичьего монастыря была освящена в честь Входа Господня в Иерусалим. Считается, что монастырь, в котором подвизались 15 сестриц во главе с игуменией, существовал на средства Воскресенского монастыря до 1666 года. Исторически правильным и целесообразным решением сегодня будет, если на земельном участке (предположительно площадью 20 га), расположенном в г. Истра, справа от Волоколамского шоссе напротив предприятия «Нутриция», возродить Марфо-Мариинский женский монастыря с домом престарелых на месте ранее существовавшего женского монастыря Вифания, устроенного Святейшим Патриархом Никоном.


Храм Вознесения Господня

 Палестинская гора Елеон находится к востоку от Иерусалима. У ее подножия, в Гефсиманском саду, молился Христос, с вершины Елеона Он вознесся на небеса через 40 дней после Своего Славного Воскресения. В соответствии с первообразом в Новом Иерусалиме к югу от Елеонского Креста, в деревне Котельниково была построена церковь в честь Вознесения Господня, и Котельниково стало именоваться селом Вознесенским. Ныне это центральная часть города Истры.

Каменный храм в честь Вознесения Господня с колокольней был построен прихожанами в 1805 г.

В храме три престола: в настоящей в честь Вознесения Господня,  в трапезной - по правую сторону - в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а по левую - во имя Святого пророка Илии. Весь храм теплый, нагревается посредством духовой печи, устроенной в 1875 году, на иждивение Потомственного Дворянина, Статского Советника Павла Григорьевича Цурикова, владельца известной Ивановской суконной фабрики, в 8 верстах от Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря8.

«К вышеупомянутой церкви принадлежат нижеследующие здания, а именно: 1) Каменный Молитвенный дом на кладбище, построенный въ 1851 г.; 2) Каменная часовня на Городской площади, устроенная въ память совершившагося чуда 17 октября. 1888 г. надъ Авгусгейшим Монархом нашим в сохранении драгоценнейшей жизни Их Императорских Величеств и всей царственной семьи»9.

В 30-х годах XX века во времена богоборческой политики Советской власти Вознесенский храм был разрушен.

 В Палестине гора Елеон всегда была местом панорамного обзора Иерусалима. В Новом Иерусалиме также открывается панорама Воскресенского монастыря. Кроме того, каменный Крест с резной надписью, воздвигнутый в 1657 году, на вершине Елеонского холма не только напоминал о Вознесении Господнем и отмечал место, где царь Алексей Михайлович "нарече имя монастырю Новый Иерусалим". Он имел значение Поклонного Креста, устанавливаясь обычно в Древней Руси на высокой точке при подъезде к городу. В конце XVII века на этом месте была возведена над каменным крестом часовня, снесенная в 30-х годах прошлого столетия. В плане она повторяла палестинский первообраз - Елеонскую часовню VI века, отмечающую место Вознесения Господня.

 15 декабря 2005 года на пересечении улиц Первомайской и Советской в г. Истре белокаменный крест был возобновлен.


Особого внимания заслуживает вопрос о новом строительстве в окрестностях монастыря.

Во-первых, необходимо восстановить утраченные часовни над источниками «Силоамская купель», построенная крестьянином из Владимирской губернии Никитой Алексеевым в 1845 году

           и «Кладезь cамарянки».  

 

Во-вторых, уже сейчас чувствуется необходимость в создании на реке Истре обустроенного места для Святого Крещения, принять которое в водах Русского Иордана стремятся многие люди, а также погружения паломников в освященных водах.

Таким образом, важнейшими шагами в развитии современного туристского кластера «Русская Палестина» является идея динамики, т.е. Русская Палестина, отталкиваясь от своего центра - Воскресенского собора монастыря, не ограничена пространством, она должна развиваться и в нынешнее время, образуя, своего рода, цикличность развития. Русская Палестина - это комплекс святынь не только на территории святой обители, но и на землях как города Истры, так и Истринского района, вплоть до Истринского водохранилища включительно. В связи с этим обустройство Святых мест необходимо вести с пониманием сакральности пространства и запечатления элементов Священной топографии, причем отдельные элементы комплекса «Русская Палестина», историко-культурная топография, структурно-пространственный аспект имеют определяющее значение в организации и выявлении его границ, режимов регламентирования, функционирования, хозяйственного использования, реконструкции и благоустройства.

Благодарю за внимание!



[1] РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 685. Л. 213.

[2] Леонид (Кавелин), архим. Историческое описание Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря. С. 618.

 [3] Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI—XVIII ст. М., 1886. Вып. 3. Загородская десятина. С. 294

[4] Токмаков И.Ф. Историко-статистическое и археологическое описание заштатного города Воскресенска и его окрестностей. М. Товарищество «Печатня С.П. Яковлева», Петровка, Салтыкоский пер., д. Т-ва, №9. 1905.

[5] Истринская земля. Серия «Энциклопедия сел и деревень Подмосковья». Москва. Энциклопедия сел и деревень.2004.

[6] Холмогоровы В.И. и Г.И. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIIIст. Вып.3и. Загородская десятина. М.1886

[7] Леонид Кавелин. Исследование народного предания, по которому село Соколово именуется в простонародье «Тихон-Никон». Из. №27 Московских Епархиальных ведомостей. М. 1878.

[8] И. Г. Цуриков родился, как значится в Метрических Книгах Церкви села Покровского - Рубцово, Звенигородского уезда Московской губернии  3 января 1812 г.: сын  дворового человека Григория Михайлова, а умер 5 января 1878 г. на собственной суконной фабрике и погребен  при церкви села Ивановского Звенигородского уезда Московской губернии.

[9] И.Ф. Токмаков Историко-статистическое и археологическое описание заштатного города Воскресенска и его окрестностей. М. Товарищество «Печатня С.П. Яковлева», Петровка, Салтыкоский пер., д. Т-ва, №9. 1905.

15 апреля 2015 года