Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Хроника монастырской жизни
Статьи
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Синаксарь в Неделю ваий. Вход Господень в Иерусалим

Эпистилий темплона. Монастырь cв. Екатерины, Синай, 12 в.
Эпистилий темплона. Монастырь cв. Екатерины, Синай, 12 в.

Стихи:
На бессловесное животное воссел Создавший словом небо,

людей освобождая от уподобления животным.

Вход Господень в Иерусалим. X в. Слоновая кость. Музей византийского искусства, Берлин
Вход Господень в Иерусалим. X в. Слоновая кость. Музей византийского искусства, Берлин

В этот день мы празднуем славный и пресветлый праздник Ваий вот почему. После воскрешения Лазаря из мертвых многие, видя происшедшее, уверовали во Христа; поэтому иудейское собрание утвердило приговор: убить Христа и самого Лазаря. Иисус скрылся, избегая их злобы, а они решили непременно убить Его в праздник Пасхи, но долгое время дано Ему было избежать этого. За шесть дней до Пасхи, говорит (евангелист Иоанн), пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший. Там приготовили Ему вечерю, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним, а сестра его Мария помазала миром ноги Христа (ср.: Ин. 12, 1—3).

На другой день Господь послал учеников Своих, чтобы они привели ослицу и молодого осла. И Тот, Кому престолом служит небо, сев на осленка, вошел в Иерусалим. И одни постилали Ему свои одежды (по дороге), а другие срезали ветви с финиковых деревьев (и постилали по дороге). Дети же еврейские, и предшествовавшие и сопровождавшие, держа ветви в руках, восклицали:  осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев!  (ср. Мк. 11, 8—9; Мф. 21, 9; Ин. 12, 13). Так было потому, что Дух Святой двигал их языками к прославлению и восхвалению Христа. Ваиями, то есть ветвями, они знаменовали победу Христа над смертью, так как «в а иа» у евреев называется распускающаяся (оживающая) ветвь. Был же обычай — оказывать почести победителям в борьбе или в каких-нибудь войнах, сопровождая их в торжественной процессии с ветвями вечнозеленых деревьев. А молодой (необъезженный) осел, на которого воссел Христос, таинственно означал нас, языческие народы, ибо покорив их (Своей власти), Он стал именоваться Победоносцем и Победителем, Царем всего мира.

Вход Господень в Иерусалим. Бронзовая колонна св. Бернварда из церкви св. Михаила. XI в. Хильдесхайм, Германия
Вход Господень в Иерусалим. Бронзовая колонна св. Бернварда из церкви св. Михаила. XI в. Хильдесхайм, Германия

Об этом празднике возвещал пророк Захария:  ликуй от радости, дщерь Сиона, се Царь твой грядет к тебе, сидящий на ослице и на молодом осле — сыне подъяремной  (Зах. 9, 9); а также Давид о детях:  из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу  (Пс. 8, 3).

И когда вошел  Христос  в Иерусалим, говорит (Евангелие),  весь город пришел в движение  (Мф. 21, 10), люди же, подстрекаемые первосвященниками из зависти, искали убить Его. Но Он таился, скрываясь, а появляясь, говорил к ним притчами.

Христе Боже наш, по неизреченному милосердию Твоему сделай нас победителями безрассудных страстей, сподоби увидеть Твою славную победу над смертью, светлое и дающее жизнь Воскресение и помилуй нас, ныне и присно и во веки веков. Аминь.