Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Хроника монастырской жизни
Статьи
Юбилейные и памятные даты в 2020 году
Юбилейные и памятные даты в 2021 году
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Паремия в навечерие Богоявления

Паремия [1], содержащая несколько стихов из книги пророка Исаии (Ис. 12, 3-6), назначена для чтения на 6-м часе последования Великих (царских) часов [2] и в чине водосвятия в праздник Крещения Господня, потому что заключающееся в ней приглашение: почерпните воду с веселием от источников спасения – имеет отношение к празднуемому событию. Вслед за погружением в водах Иордана, когда Иисус вышел из воды, на Него сошел Святой Дух в виде голубине [3] и исполнил Его по человечеству своими дарами, потребными Ему для прохождения предстоящего Ему великого служения пророческого, первосвященнического и царского. С того времени во все продолжение Его земной жизни благодать обильно изливалась на верующих в Него, которые от полноты в Нем благодати получали благодать на благодать (Ин. 1, 16). Когда же Он вознесся на небо, то ниспослал Святого Духа, Источника благодати, которая через многоразличные посредства и непосредственно действует доныне в Христовой Церкви к нашему освящению и спасению. К числу этих посредств относится вода, освящаемая в память Крещения Христова в праздник Богоявления [4], и делающая верующих причастниками, в некоторой степени, тех даров Святого Духа, которые излились на Богочеловека при Крещении в Иордане. Потому в чине освящения воды на Богоявление поется такая стихира: «Глас Госпо́день на вода́х вопиет, глаго́ля: приими́те вси Духа премудрости, Духа ра́зума, Духа страха Божия я́вльшегося Христа».

В этой паремии израильтяне, имеющие собраться воедино, приглашаются пророком пить спасительную воду и славословить Господа 

Гл. 12, ст. 3. Та́ко глаго́лет Господь: почерпни́те во́ду с веселием от источников спасения.

Счастливы будут сыны Израиля, когда соберутся из рассеяния и соединятся с верующими из язычников в Церкви Христовой. Это счастье будет состоять в том, что они будут с веселием почерпать воду из источников спасения. Это значит, что в вере Христовой они найдут удовлетворение духовных потребностей истины, святости и духовного мира. Одна вера Христова может дать человеку эти блага, потому что она одна соединяет его с Источником их – Христом, а Он не только никому не отказывает в них, напротив, всех, чувствующих духовную жажду, призывает к Себе с обещанием утолить ее: Кто жаждет, иди ко Мне и пей(Ин. 7, 37). И какое чудное свойство имеет вода, которую Он предлагает жаждущим! А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 14). Что же это за вода? Это благодать Святого Духа. Как естественная вода утоляет телесную жажду и утоливших жажду освежает и укрепляет, так и благодать Святого Духа, даруемая верующим во Христа, утоляет жажду истины, наставляя их касательно всего, что нужно знать для спасения души (Ин. 14, 26), ибо Дух Святой есть Дух истины; укрепляет их волю на борьбу с искушениями, ибо Дух Святой есть Дух крепости; освящает нас (Рим. 1, 4) и низводит в сердца наши мир и радость (Рим. 14, 17), превосходящие всякое разумение. Средства для привлечения благодати Святого Духа известны: чтение Слова Божия, изглаголанного Духом Святым и вечно в нем глаголющего в наше наставление, освящение и утешение, – принятие таинств и сообщаемых в них многообразных даров благодати Святого Духа, – и молитва, о которой Христос дал обетование, что Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него (Лк. 11, 13). Вот те живые, неизвестные источники спасения, от которых Господь, устами Своего пророка, приглашает сынов Израиля почерпнуть с веселием, и образом которых отчасти служило чудесное изведение Моисеем из камня в пустыне воды, ибо, по слову апостола, пившие эту воду пили из духовного последующего Камня, Камень же был Христос (1 Кор. 1, 4), дарующий всем верующим Духа Святого.

Ст. 4-5. И рече́ши в день о́ный: хвали́те Го́спода, воспо́йте имя Его, возвести́те в язы́цех сла́вная Его, поминайте, я́ко вознесе́ся имя Его. Хвали́те имя Господне, я́ко высокая сотвор́и, возвести́те сия́ по всей земли́.

Милость Господа к сынам Израиля, собранным в Христовой Церкви и в ней вкушающим многоразличные духовные блага, наполнит их сердца такой радостью, что они будут чувствовать непреодолимое желание делиться ею с другими и побуждать всех вместе с ними славословить Господа. Каждый будет говорить (рече́ши) тогда (в день о́ный): Хвали́те Го́спода, воспо́йте Имя Его: давайте славословить Господа в песнопениях; Возвести́те во язы́цех сла́вная Его: давайте вслух народов (во язы́цех) исповедовать славу Его, явленную в делах Его милости к нам; Помина́йте, я́ко вознесе́ся Имя Его: давайте напоминать друг другу, как возвеличил Господь Имя Свое, имя единого истинного Бога, когда путем многих тяжких испытаний во время рассеяния среди народов привел нас ко Христу; Хвали́те имя Госпо́дне, я́ко высо́кая сотвори́: давайте восхвалять Его за то, что Он из глубины уничижения возвел нас на высоту славы, ибо что может быть славнее, как быть и называться сынами Божиими по благодати! Возвестите сие по всей земле, пусть знают все земнородные, все живущие во вселенной, как благ к нам Господь наш.

Ст. 6. Весели́теся и ра́дуйтеся живу́щие в Cио́не, яко вознесе́ся святы́й Изра́илев посреде́ тебе́.

Это – слова пророка, с которыми он обращается к уверовавшим во Христа сынам Израиля, живущим в Сио́не, т.е. в Церкви Христовой, которая во времена новозаветные сделается таким же средоточием истинного Богопочтения, каким был Сион [5]или Иерусалим со своим святилищем в ветхозаветные времена. Церковь Христова будет новым Иерусалимом или Сионом. Живущие в этом новом Иерусалиме или Cионe должны, по слову пророка, радоваться тому, что с ними живет Святый Израилев. Он, как Бог избранного народа, свято чтимый им, благоволил обитать среди него в скинии и храме, являя здесь особенное Свое присутствие. Он же в лице Единородного Своего Сына, Господа Иисуса Христа будет неотлучно пребывать среди нового Израиля, в новозаветной Церкви. Ибо неложно относящееся к сему обетование Христа: И се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20). Недаром потому Христос называется Эммануилом, что значит: с нами Бог. И благо Святой Церкви, с которой Он находится в теснейшем общении. Находясь в таком общении, она пребудет до скончания века неодолимою врагами.

Из книги: Виссарион (Нечаев), еп. Толкование на паримии. Изд-е 2-е. Т.2. – СПб., 1894.

Источник: Вечное/«L'Éternel» // Православный журнал.  № 1(61) январь. – Аньер (Франция), 1953. С. 4-7.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Пареми́я или Парими́я (ст.-слав. парємипаримипарамипарьми; церк.-слав. парємїѧ; греч. παροιμία – притча) – элемент богослужения, отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о воспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия.

[2] Часы́ – краткое богослужение, установленное Церковью для воспоминания некоторых священных событий. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы. На первом часе вспоминается изгнание из рая Адама и Евы и предстояние Христа на суде Каиафы, на третьем сошествие Святого Духа на апостолов, на шестом распятие Спасителя, а на девятом – Его крестная смерть.

В древнем Израиле ночь разделялась на четыре «стражи», а день, в соответствии с солнечным кругом, – на четыре «часа», которые позднее, применительно к общепринятой римской традиции, получили название «первого», «третьего», «шестого» и «девятого».

Обычно часы совершаются в следующем порядке. Первый – по завершении Всенощного бдения, после утрени; третий и шестой – непосредственно перед литургией; девятый по Уставу должен вычитываться в начале Всенощного бдения, перед вечерней, но во многих приходских храмах он не совершается.

Молитвенную основу часов составляют псалмы (на каждом – по три), а также песнопения текущего дня – тропари и кондаки. Чинопоследования часов содержатся в Часослове.

Различают:

  • Великопостные часы – совершаются во время Великого поста;
  • Часы пасхальные – часть богослужения дня Пасхи;
  • Великие (царские) часы – особенные чинопоследования, установлены трижды в год, в богослужебных книгах называются Великими, а в народе – царскими.

Царские часы совершаются накануне праздников Рождества и Крещения, в так называемые сочельники (6 и 18 января), и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу – ради Страстей Господних.

Народное название «царские» произошло от древней традиции Византии: на этих часах в кафедральном соборе был обязан присутствовать сам император, для того оставлявший все государственные дела. Россия восприняла традиции церковных служб от Византии, и наши благоверные государи неукоснительно следовали этому правилу.

Помимо псалмов, на каждом часе (а совершаются они подряд, с первого по девятый) читается парими́я, поются особые тропари.

Если какой-либо из сочельников попадает на субботу или воскресенье, то Царские часы переносятся на предшествующую пятницу, и в этот день не бывает Литургии. После вечерни в сочельник бывает водоосвящение. Сейчас в России нет благоверных государей, но Царские часы не престают быть таковыми, ведь в храмах Своей благодатью присутствует Царь Небесный.

[3]  Голуби́не (славянск.) – голубином, в виде голубя.

[4]  Богоявле́ние (греч. Θεοφάνια – Теофания) – второе название праздника Крещения Господня, дано в память о чуде, которое произошло во время Крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и голос с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Мф. 3, 14-17). Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос – Бог Отец, голубь – Бог Дух Святой, Иисус Христос – Бог Сын. И было засвидетельствованно Самим Господом, что Иисус – не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог

[5] Гора Сио́н (ивр. ‏הר צִיּוֹן‏‎, хар Цион; араб. جبل صهيون‎, джабаль Сахьюн) – юго-западный холм в Иерусалиме, на котором стояла городская крепость Цион (ивр. ‏צִיּוֹן‏‎); цитадель или укрепление на холме. Для евреев Сион стал символом Иерусалима и всей Земли Обетованной, к которой еврейский народ стремился со времени рассеяния после разрушения Иерусалимского храма в 70 году н.э.

STSL.Ru