Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Монашество
Святая гора Афон
Монашеские конференции
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского монастыря Нового Иерусалима
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Антиканоничные действия Вселенской Патриархии на территории Украины. Доклад на конференции «Славянофильство в России как одно из направлений русской общественной и философской мысли. Теоретические и практические аспекты деятельности»

Доклад на конференции  «Славянофильство в России как одно из направлений русской общественной и философской мысли. Теоретические и практические аспекты деятельности»   прошедшей 27 января 2019 г. в Международном славянском институте в  рамках  XXVII Международных Рождественских образовательных чтений (направление «Взаимодействие Церкви с государственными и общественными институтами и СМИ»)

Уважаемые высокое собрание, дамы и господа! Думаю, что не ошибусь, если скажу, что все, кто сегодня пришел на конференцию, пусть не глубоко и детально, но слышали о событии, которое связано с церковной жизнью на Украине – при полной поддержке киевского режима стремлении так называемого «духовенства» 2-х неканонических сообществ – Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата и Украинской Автокефальной Православной Церкви, подогреваемых киевскими властями, к получению статуса каноничности и признания другими Поместными Православными Церквями их независимости от Русской Православной Церкви. Начиная с августа прошлого года предпринимаемые для этого действия горячо обсуждаются на различных медийных страницах, как церковных, так и светских. Многие эксперты прямо говорят, что нынешний период церковной жизни войдет в историю отношений Православных Поместных Церквей как еще одно время испытания прочности канонических принципов устроения единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Ударом по Вселенскому единству Христовой Церкви стали противоправные действия Константинопольской Церкви, которая не только бесцеремонно вторглась на каноническую территорию другой Поместной Церкви, но и заявила о себе как об институте последней инстанции, что иначе как «восточным папизмом» и не назовешь, восстановив в иерархическом или священническом звании, Филарета Денисенко, Макария Малетича и их последователей, оказавшихся в расколе, в общении с Церковью. Автоматически даже была снята анафема с первого, причем без покаяния, без обращения к Русской Церкви, которая приняла такое решение, без какого-либо чинопоследования. Своими решениями Константинопольский Патриарх Варфоломей отверг деяния Архиерейского Собора Русской Церкви, хотя не имел никакого права на это. Древние Правила Вселенских Соборов прямо указывают, что не может ни епископ, ни Патриарх решать канонические вопросы клириков, которые ему не подчиняются. Епископат же и клир Украинской Православной Церкви находятся вне юрисдикции Константинополя. Тогда нужно сделать так, чтобы Украина принадлежала Константинопольскому Патриархату. И патриарх Варфоломей пошел дальше, - чтобы распространить свою юрисдикцию на Украину, он отменяет решения Константинопольского Патриарха Дионисия от 1686 года о передаче Киевской кафедры под управление Московского Патриарха. Этим деянием он нарушил ряд основополагающих канонических принципов Православной Церкви. Не иначе как по политическим соображениям синаксис (собрание епископов) Вселенского Патриархата пошел против устоев церковной жизни. Отмена им деяний Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви свидетельствует о том, что Константинопольский Патриарх не признает действия Духа Святого в жизни Церкви, относится к ее соборным решениям как к обыкновенному человеческому решению. Он считает себя вправе единолично решать эти вопросы со своим Синодом. Ставя себя выше Собора Поместной Церкви, он совершает каноническое преступление.

В ответ, прямо скажем, на враждебные действия Константинопольского Патриархата Священный Синод Русской Православной Церкви, собравшийся 15 октября 2018 года в городе Минске, объявил о невозможности дальнейшего пребывания с ним в евхаристическом общении (Журнал №71). Принятое решение – это свидетельство того, что мы не можем сохранять братские во Христе отношения с Константинополем, потому что категорически с ним не согласны, и прежде разрешения данного вопроса не можем совместно служить. Сложившаяся атмосфера не дает возможности действовать духу любви, который должен присутствовать во время совершения Евхаристии. Сказать во время Литургии «Христос посреди нас» будет лицемерием в настоящее время. Ведь то, что Патриарх Варфоломей снял соборное прещение с Денисенко, признал действительными совершаемые им таинства, дает им возможность служить вместе. Для нашей Церкви то, что совершает Денисенко, не может являться таинством. А если он будет служить совместно с Патриархом Варфоломеем, тогда для нас не будет таинством и то, что будет совершать Патриарх Варфоломей, потому что он сознательно и добровольно вошел в общение с человеком, который делами хулит Духа Святого. В сообществах, где нет Духа Святого, мы не можем принимать таинства. Ведь Таинство - это не магия, не результат тех или иных человеческих слов и действий, а реальная жизнь Церкви, которая осуществляется Духом Святым, и действием Которого совершаются все церковные Таинства.

Сознавая свою ответственность за сохранение богозаповеданного кафолического единомыслия и единодушия, видя всю опасность действий Константинопольской Церкви, могущих нарушить единство Святой Церкви, вслед за Русской Православной Церковью приостановила евхаристическое общение с Вселенским Патриархом Русская Православная Церковь Заграницей. Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнеший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий в интервью каналу «Интер» прямо заявил патриарху Варфоломею: «Ничтожный по своей численности Константинопольский патриархат из мусульманской страны не имеет права влезать в дела других Поместных Церквей». Предстоятель подчеркнул, что Церковь хотят сделать политической партией. «Те люди, которые надели рясы, и активно занимаются политикой, выстраивают геополитические планы, - это просто нечестные люди, которые не смогли стать настоящими политиками, а сделали из себя оборотней, чтобы через свой духовный образ притягивать к себе человеческое внимание», - сказал он, имея в виду раскольничьи организации. Митрополит отметил, что решения Украинской Православной Церкви являются окончательными и никто не имеет права накладывать на них вето, в том числе патриарх Варфоломей, который поверх канонической Церкви собирается давать автокефалию раскольникам. Владыка Онуфрий кратко описал значение современного Константинопольского патриархата. По его словам, когда-то это была мощная Церковь, которая охватывала весь цивилизованный мир - Византийскую империю. «Но сегодня той империи нет. Они живут прошлым. Великая держава Византия стала Турцией, и вера там сейчас не православная. Сегодня православных верующих там можно пересчитать по пальцам. Те, кто свою родную Отчизну довел до того, что она из православной державы превратилась в мусульманское государство, хотят нами командовать и учить нас, как нам нужно жить. Они хотят также довести нашу Украину до такого состояния, до которого довели свою Родину», - сказал Предстоятель Православной Церкви на Украине и призвал верующих хранить чистоту веры.

Свою поддержку канонической Украинской Православной Церкви выразили и другие Предстоятели Православных Поместных Церквей. Так, Предстоятель Александрийской Церкви Патриарх Феодор II посетил Одессу и при соборном служении с Блаженнейшим митрополитом Онуфрием высказался однозначно: «Ваша Церковь - единственная каноническая Церковь в Украине. Хочу вас попросить оставаться ей верными». Кроме того, патриарх выступил с митрополитом Варшавским Саввой с посланием мира, призвав «сделать все для предотвращения угрозы конфликта и утверждения церковного порядка на украинской земле». Позднее митрополит Савва высказал свою позицию в письме к Константинопольскому патриарху Варфоломею. У Филарета и его последователей мы не видели раскаяния, покаяния, смирения, которые обычно предшествуют снятию запретов! Этого не было. Их нельзя признать настоящими пастырями, — говорится в тексте письма. В завершение митрополит Савва напомнил, что автокефалия предоставляется только по представлению Матери-Церкви "после консультаций со всеми Предстоятелями".

Синод Антиохийской Церкви призвал патриарха Варфоломея собрать Всеправославный собор и выразил крайнюю обеспокоенность попытками перекроить географию православных Церквей путем переписывания истории.     Сербский Патриарх Ириней высказался наиболее жестко и однозначно: «Сегодня наша Церковь в большом искушении. Искушении, которое постигло нашего первого иерарха, Вселенского патриарха: принимать решение, которое может оказаться катастрофическим для Церкви - учинять нечто, на что он не имеет права: признавать раскольническую церковь и даже давать ей автокефалию... Верю, что все Церкви укажут, насколько это катастрофическое решение, чтобы избежать самого страшного церковного разделения».

Митрополит Чешских Земель и Словакии Ростислав направил послание патриарху Кириллу и заверил его в неизменности своей позиции: «Любая попытка легализовать украинских раскольников со стороны государственной власти должна быть решительно осуждена всеми Предстоятелями». При этом любые спорные вопросы, угрожающие единству православия, должны быть решены «соборно, в строгом соответствии с церковными традициями и священными канонами».

Православная Церковь в Америке выразила поддержку канонической Украинской Православной Церкви и призвала созвать Всеправославный синаксис. Ее Глава митрополит Тихон отметил, что «со скорбью, но с пониманием» воспринял решения Московского патриархата».

В последний день 2018 года, 31 декабря, в ответ на письмо Патриарха Константинопольского Варфоломея, в котором он извещал о намерении предоставить учрежденному на прошедшем 15 декабря в Киеве в соборе Святой Софии «поместном соборе» и избравшего главой «новой церкви» Украины митрополита Епифания (Думенко), обществу «автокефалию», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил послание, в котором выразил глубокую боль, недоумение и возмущение в связи с антиканоническими действиями первого, призывая не вписывать свое доселе уважаемое имя в один перечень с такими бесславными епископами Константинополя как Несторий, иконоборцы Анастасий, Иоанн VII и Феодот, униаты Иосиф II, Митрофан II и Григорий III. «Отступитесь сейчас от общения с раскольниками, откажитесь от участия в политической авантюре их легализации. И тогда подлинная Православная Церковь Украины во главе с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием благословит Вас, а история сохранит память о Вас в числе тех святителей Константинопольского Престола, кто в труднейших политических условиях сумел не уронить достоинство Церкви и сохранить ее единство. Если же Вы поступите в соответствии с намерениями, изложенными в Вашем письме, то Вы навсегда утратите возможность служить единению святых Божиих Церквей, перестанете быть Первым в православном мире, насчитывающем сотни миллионов верующих, а причиненные Вами страдания православных украинцев последуют за Вами на Страшный суд нелицеприятного Господа нашего и будут свидетельствовать перед Ним против Вас. Всем сердцем молюсь, чтобы этого не случилось. Еще не поздно остановиться».

Несмотря на это, 5 января 2019 года Константинопольский Патриарх Варфоломей в Стамбуле в храме своей резиденции на Фанаре подписал, а 6 января торжественно вручил томос, фактически адресованный Украине как государству. Формально украинский томос адресован главе новой структуры, называющему себя митрополитом Епифанием, а также президенту Украины Петру Порошенко, о чем сказано в конце документа. Само слово «томос» переводится с греческого как «кусок», корень «том» означает «резать», «делить». В нынешнем понимании томос — это официальный церковный документ, выпускаемый предстоятелями Поместных Церквей по важным вопросам. Томос Церкви об автокефалии – это грамота, которая дает право отдельным церковным епархиям или областям (как правило, в пределах одного государства или исторической территории) стать административно независимыми от матери-Церкви, то есть той из Поместных Церквей, в рамках которой эти епархии были изначально основаны и развивались.

Обязательное условие предоставления автокефалии — желание большинства верующих, духовенства и епископата ее получить. Дать автокефалию церковной области может только материнская Церковь, в юрисдикции которой эта область находится.

Такое «деление» Поместных Церквей происходило по мере распространения христианства на новые земли и продолжает происходить до сих пор. Например, в XX веке Русская Православная Церковь предоставила независимость Православной Американской Церкви, которая берет свое начало от русских общин на территории США.

Подписанный и дарованный «новой церкви» Украины томос не признала ни одна Православная Церковь в мире. Для других Церквей единственной легитимной структурой остается Церковь под руководством митрополита Киевского Онуфрия, сохраняющая связь с Московским Патриархатом, который, кстати, еще в 1992 году уже предоставил Украинской Церкви статус самоуправляемой, и которая фактически намного более независима от Московского Патриархата, нежели чем новосозданная структура — от Константинополя. Очень показателен пример Предстоятеля Кипрской Православной  Церкви архиепископа Хризостома II, который не тольконе захотел поминать главу новой церкви Украины митрополита Епифания за богослужением, но и приглашать его в гости. Владыка Хризостом II подчеркнул, что «на данный момент тем не менее я вижу, что украинский народ не пробудился к таким действиям», отметив, что сейчас первостепенное значение имеет не предоставление автокефалии, а «важно, чтобы не произошло разделения Православия».

Очевидно, что томос крайне важен для президента Украины Петра Порошенко, который является одним из его адресатов и делает существенную ставку на «церковную карту» в рамках своей предвыборной кампании.

Что в конечном итоге томос даст Украине как государству и нации, говорить и прогнозировать пока весьма сложно. Его получение обосновывалось руководством страны как попытка преодолеть церковный раскол, однако на данный момент большинство духовенства и мирян Украинской Православной Церкви под руководством митрополита Онуфрия так и не признали новосозданной структуры и ни о каком объединении между ними нет и речи. Более того, угроза захвата храмов со стороны новосозданной структуры создает в данный момент существенное напряжение в украинском обществе.

Многие задаются вопросом - как же христианину вести себя в сложившейся ситуации, как не соблазниться всеми этими нестроениями, ссорами? Следует не забывать, что Сам Господь говорил нам, что будут нестроения, что «по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12), что всем этим распрям надлежит быть. Сегодня как никогда необходимо просить Христа Бога, чтобы Он сберег единство Своей Церкви, оградил других людей от совершения неканонических действий. Тем более для Церкви подобные явления не являются чем-то новым, вся ее история - есть ни что иное как стояние в Истине и Правде. Рано или поздно, пусть даже пройдут столетия, но Церковь отбросит от себя, все чуждое ее чистоте и святости. Вспомним, например, VIII-XIX века - периоды иконоборчества, когда тоже в угоду императорским амбициям писались тогдашними богословами многотомные суждения, утверждаемые затем соборами, о запрете поклоняться святым иконам. Принятые решения аннулировались, а соборы назывались не иначе как «разбойничьи». История Церкви знает такие соборы, которые проходили под внешним давлением или с нарушениями процедуры, хотя первоначально они носили характер как Вселенские соборы.

Будем же внимать себе, а Бог поругаем не бывает, ибо не в силе Бог, а в Правде!

Спасибо за внимание!

Скамьянов Сергей Анатольевич, 

послушник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря, выпускник магистратуры Общецерковной Аспирантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (г. Москва) по направлению «Внешние церковные связи», магистрант Российской христианской гуманитарной академии (г. Санкт-Петербург)

27 января 2019 г.