Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Хроника монастырской жизни
Статьи
Праздники
Монашество
Святая гора Афон
Монашеские конференции
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Славянофильское движение в России: вызовы прошлого и перспективы будущего. Доклад на конференции «Славянофильство в России как одно из направлений русской общественной и философской мысли. Теоретические и практические аспекты деятельности»

Приветствие и доклад на конференции «Славянофильство в России как одно из направлений русской общественной и философской мысли. Теоретические и практические аспекты деятельности»,  прошедшей 27 января 2019 г. в Международном славянском институте в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений (направление «Взаимодействие Церкви с государственными и общественными институтами и СМИ»)

     Уважаемое высокое собрание! Сердечно и искренне рад приветствовать всех участников научной конференции «Славянофильство в России как одно из направлений русской общественной и философской мысли. Теоретические и практические аспекты деятельности», собравшихся сегодня в стенах Кирилло-Мефодиевской академии славянского просвещения, чтобы обсудить тему, которая в свете последних событий, как политических, так и церковных, требует объективного анализа и выработки решений по ключевым проблемам новейшей истории русской нации и зарубежных славянских народов. Мы все являемся свидетелями, как современные проблемы славянского мира действительно приобрели драматический характер. К трагедии братоубийственных войн между славянами, стремительно ворвавшейся в нашу жизнь и ставшей страшной реальностью, присоединилась опасность церковного раскола. Неслучайно, что проводимая конференция по данной тематике, в силу своей актуальности решением Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации, Председателя Оргкомитета XXVII Международных Рождественских образовательных чтений митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, включена в программу Чтений по направлению «Взаимодействие Церкви с государственными и общественными институтами и СМИ».

     В своем приветственном слове, наряду с осознанием всей важности укрепления, развития и популяризации системы межславянских научных, культурных и общественных связей, я бы хотел затронуть аспект, который, на мой взгляд, является сегодня явно не последним в обсуждении оценки деятельности славянофильского движения. Думаю, каждый согласится, что в основе любой работы стоит вопрос – для чего или во имя чего зарождается, проходит становление и развивается деятельность организационного актива. Если вспомнить историю зарождения славянофильства в России, то старания его актива в середине XIX века, в лицах Алексея Степановича Хомякова, Константина и Ивана Сергеевичей Аксаковых, Дмитрия Александровича Валуева, Юрия Федоровича Самарина и других были направлены, главным образом, на разработку христианского миропонимания, опирающегося на учения отцов Восточной Церкви и Православие. Именно России, по их мнению, предстоит миссия заложить основы нового общеевропейского просвещения, опирающиеся на подлинно христианские начала, сохранившиеся в лоне Православия. Только Православию, по их мнению, присуща свободная стихия духа, устремленность к творчеству, оно лишено той покорности необходимости, которая свойственна западноевропейскому обществу с его рационализмом и господством материальных интересов над духовными, что привело в конечном итоге к разобщенности и индивидуализму.

Говоря иначе, перед тогдашними славянофилами стояла задача – дать отпор взглядам, которые насаждала либеральная общественность, отрицавшая за Россией какую-либо оригинальность, какой-нибудь положительный вклад в сокровищницу мировой культуры. К примеру, Петр Яковлевич Чаадаев видел Россию не иначе как неким паразитом на теле мировой культуры и утверждал, что беда России в том, что она приняла христианство не от цветущего и динамичного Рима (это в Х веке, когда Рим был развалиной и Западная Европа переживала так называемые Темные века), а от увядающей и пассивной Византии. Позднее, как известно, он пересмотрел свою культурологическую позицию, однако, остался при своей невежественной картине увядающей Византии, но выдвинул тезис, что именно России, не обремененной тяжелым историко-культурным багажом Европы, принадлежит будущее и она сможет брать лучшее у Европы, не повторяя ее ошибок.

Подобные мысли, бросившие вызов России и ее культуре, не только быстро нашли своих последователей, но и взбудоражили русское общество, которое в итоге разделилось на 2 лагеря. Одни приняли схему Чаадаева некритически, и от них пошло так называемое западничество, другие кинулись изучать русские архивы, летописи, древнерусскую литературу, искусство и, наконец, духовное наследие Руси: Православие, Восточных Отцов Церкви. Отсюда пошло увлечение Оптиной пустынью, где как раз и занимались переводом и публикацией работ по святоотеческому богословию. Так небольшой провинциальный монастырь и несколько просвещенных помещиков сделали вклад первостепенной важности в возрождение подлинного православного богословия, лишь к концу века перешедшее в официальное академическое. Тогда же произошло возрождение подлинного иконописания и появилось серьезное изучение всего византийского наследия - научная византология.

Таким образом, тогдашняя деятельность славистов была подчинена конкретной цели и имела свой стимул – обуздать нахлынувшие в Россию западные идеи (а это было как раз время развития социалистических, материалистических и позитивистских настроений на Западе), которые без всякого критического анализа перенимались русской интеллигенцией и от них шедшие в народные массы.

Что же объединяет славянофилов XXI века? Какие цели и задачи присущи их деятельности. Приходилось много раз слышать из уст известных славистов и читать со страниц периодических изданий о том, что главным лейтмотивом славянского движения является стремление сделать жизнь наших народов благополучной и счастливой. Вот здесь и надо задать вопрос – а что вкладывается в понятия благополучие и счастье!? Для православного человека, тем более русского христианина, данные категории настолько отличны, например, от их понимания теми же поляками или хорватами, что ни о каком цивилизационном единстве не приходится и говорить. Вспомним, хотя бы Достоевского с его принципом «Чем хуже - тем лучше»! И сегодня, глядя на пропагандируемые ценности сытой, счастливой и благополучной Европы, невольно согласишься с подобным принципом Федора Михайловича. Кстати, как заметил Павел Владимирович Тулаев, конференции славистов еще в XIX веке показали, что каждый народ имеет свои, особые черты и интересы, которые не может заменить единая, общая идеология. В конце концов, буржуазные революции XIX и XX веков привели к торжеству идеалов националистов, а не панславистов. Современная картина международных политических и экономических отношений лучшим образом свидетельствуют о правдивости этих слов. Выгода и получение прибыли – вот то единственное, что движет сегодня в отношениях между государствами. Результат – получение общества потребления, в котором человека нужно принимать всего, с его страстями, греховными наклонностями. Отсюда в ряде европейских стран на законодательном уровне приняты в качестве варианта нормы гомосексуальные отношения, однополые браки и возможность для гомосексуальных пар усыновлять и воспитывать детей. Происходит уравнивание не только прав и свобод женщины и мужчины, но стирается граница гендерных различий, социальных ролей. Таким образом, безрассудное искание одного лишь счастья и благополучия, не может служить основной идеологией в деятельности славянофилов.

К великому сожалению, сегодня можно констатировать, что в угоду своим политическим амбициям некоторые лидеры славянских государств, к примеру Украины, Македония, Черногории, даже в Беларуси уже наращивают оппозиционные силы, которые пытаются сломать такую мощная скрепу славянского мира как православная вера. Мы видим, как образование новых независимых государств приводит к желанию политиков любыми методами и способами, несмотря даже на их неприятие и сопротивление со стороны верующих, добиться и церковной самостоятельности, что, в свою очередь, приводит к расколу единства Православной Церкви. Неслучайно говорят, что активное меньшинство делает историю.

И происходит это при полной поддержке западных и американских сообществ, которые прекрасно сознают, что в нынешних реалиях православная вера остается чуть ли не единственной идеологией, на базе которой может созидатьсяв том числе, и славянство как геополитический фактор, и которая способна обусловить необходимость и полезность работы славистских общественных институтов. Православие – вот что может объединить вокруг себя славянские народы и вывести их на международную арену как консолидированный субъект. Единственной силой, способной остановить процесс дезинтеграции славянского мира и превратить его в силу на мировой политической сцене, может быть только строгое следование евангельским принципам и христианским нормам, которые свято блюдутся канонами и традициями Православной Церкви. Для того чтобы православный мир проявил на международной арене свое культурно-политическое единство, необходимо чтобы внешняя и внутренняя политика каждого славянского государства была основана на православной идеологии.

Таким образом, ответом на данные вопросы может служить никогда непреходящее и неизменяющееся служение Истине и Правде Святой Христовой Церкви, в понимании ее как обществе верующих, объединяющем и славянофилов и западников. Причем служение жертвенное, в котором Она не ищет своего, не бесчинствует, не приспосабливается под интересы каких-либо политических партий и их лидеров, но проявляет любящую заботу о духовно-нравственном состоянии своего народа, ведя его ко Христу и вечной жизни. В этом смысле усилия и инициативы Русской Православной Церкви, направленные на защиту христианских ценностей от деструктивного влияния секуляризма, ничем не ограниченной проповеди гедонизма, искания удовольствий, разврата, человеческих пороков и извращений , цель которых подменить ложью истину и правду, размыть понятия добра и зла, должны иметь место и голос в Российском обществе.

Спасибо за внимание! Надеюсь, что с Божьей помощью работа сегодняшней конференции будет содержательной, плодотворной и послужит делу построения межславянских отношений на поистине братских принципах Любви, Уважения и Доверия.

 Архимандрит Феофилакт (Безукладников), наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря 

27 января 2019 г.