Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Хроника монастырской жизни
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (часть 4). История праздника
Это единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен. Первое Воздвижение отпраздновано при самом обретении Креста в Иерусалимской Церкви, т. е. в IV в.874 А то обстоятельство, что с этим праздником было вскоре (в 335 г.) соединено освящение великолепного, построенного Константином Великим на месте самого обретения Креста, храма Воскресения875, сделало с самого начала здесь этот праздник одним из самых торжественных в году. Западная паломница в Иерусалим конца IV в. (авитанка Сильвия, или Етерия) так описывает эти два неразрывных праздника в св. граде. «Днем обновлений зовется то время, когда святая церковь, что на Голгофе, которую зовут Мартириумом, посвящена Богу; и святая церковь, что в Воскресении, т. е. на том месте, где Господь воскрес после страданий, и она посвящена в этот день Богу. Обновление этих святых церквей празднуется с величайшей честью потому, что в этот день обретен Крест Господень. Поэтому и было так устроено, что день первого освящения вышеназванных церквей был тот день, когда обретен Крест Господень, чтобы все вместе праздновалось в один и тот же день со всей радостью. А в священном писании находим, что день обновления есть тот день, когда святой Соломон, по завершении дома Божия, который сооружал, стал перед алтарем Бога и молился, как написано в книгах Паралипоменон. Итак, когда наступают эти дни обновлений, они чествуются восемь дней; за много дней начинают собираться отовсюду, не только из отшельников, или апотактитов, из различных провинций, т. е. из Месопотамии, и Сирии, и Египта, и Фиваиды, где много отшельников, но и изо всех различных мест и провинций; ибо нет никого, кто бы в этот день не стремился в Иерусалим к толикой радости и к столь честным дням: и миряне, как мужи, так и жены, верным духом подобным же образом собираются в эти дни из всех провинций в Иерусалим, ради святого дня. В эти же дни собирается в Иерусалиме епископов — когда их немного — более сорока или пятидесяти, и с ними приходит много их клириков. И что говорить много? Тот, КТО не будет участвовать в столь великом торжестве в эти дни, полагает, что он впал в величайший грех, если только не будет какой-нибудь препятствующей необходимости, которая удерживает человека от благого намерения. В эти дни обновлений украшение всех церквей бывает то же, какое бывает в Пасху и в Богоявление, и каждый день правится служба в различных святых местах так же, как в Пасху и в Богоявление. Ибо в первый и второй день правится служба в большой церкви, которая зовется Мартириум. На третий день — на Елеоне, т. е. в церкви, что на горе, откуда вознесся Господь на небо после страданий, в каковой церкви есть пещера, в которой учил Господь апостолов на горе Масличной. В четвертый же день... [лакуна]»876. Также, по свидетельству церковного историка Созомена (V в.), со времени освящения Мартириума при Константине Великом «Иерусалимская Церковь совершает этот праздник ежегодно и весьма торжественно, так что тогда преподается даже таинство крещения и церковные собрания продолжаются 8 дней; по случаю этого торжества туда стекаются, для посещения св. мест, многие почти со всей подсолнечной»877.
   О праздновании Воздвижения 14 сентября в IV в. на Востоке есть свидетельство в жизни св. Иоанна Златоуста, Евтихия патр. Константинопольского († 582 г.), Симеона юродивого († ок. 590 г.). О большом стечении паломников в Иерусалим на этот праздник и о торжественном совершении его здесь свидетельствует и житие преп. Марии Египетской (VI в.), записанное с ее слов; она именно в этот праздник чудесно обратилась к покаянию. Но замечательно, что в IV в. поклонение честному древу Креста было приурочено в Иерусалимской Церкви еще не к этому празднику, а к великой пятнице, как и ныне в Римской Церкви (см. ниже), иногда более неподвижной в богослужебном ритуале, чем наша Церковь.
    Конечно, на первых порах это был чисто местный праздник Иерусалимской Церкви. Но очень скоро он должен был распространиться и по другим Церквам Востока, особенно в тех местах, которые владели частью животворящего древа, как напр., в Константинополе (а таких мест было немало). Особенно широкое распространение и вместе усиление в торжественности праздник должен был получить по возвращении Иерусалимского древа Креста из персидского пленения при имп. Ираклии в 628 г. Замечательно, что день торжественного внесения св. древа Ираклием в Иерусалим, если он источниками указывается верно, 3 мая стал праздноваться лишь в Западной Церкви под именем «дня обретения Креста». Это могло произойти от того, что Восток и до этого имел уже праздник в честь св. Креста 14 сентября и в новом не нуждался.
    И далее — насколько медленно и, так сказать, неуверенно праздник в честь св. Креста распространяется на западе, настолько быстро на востоке. Самое раннее упоминание о празднике св. Креста западных памятников — в Силосском (испанском) лекционарии (сборнике чтений), возникшем около 650 г., под именем «дня св. Креста» 3 мая; то же под именем «обретения св. Креста» в весьма древней галликанской литургии. Праздника 14 сентября ни тот, ни другой памятники не обозначают. Сакраментарий (Требник) Геласианский (приписываемый папе Геласию V в., но восходящий к VII — VIII вв.) имеет только в некоторых списках оба праздника, а обычно один, но праздник 14 сентября здесь явно позднейшая вставка. Сакраментарий Григорианский (приписываемый папе Григорию Великому VI в., составленный еще позднее того) имеет оба праздника. Еще большее колебание относительно этих праздников обнаруживают списки месяцеслова, приписываемого бл. Иерониму, но восходящего в древнейших списках к половине VII в. В древнейшем списке он не имеет ни того, ни другого праздника в честь св. Креста; в редакции ок. 750 г. оба; но в более поздней редакции один 3 мая. Один праздник 3 мая имеет и месяцеслов Беды (VIII в.), как и Падуаский Сакраментарий половины IX в. Таким образом, тогда как праздник возвращения св. Креста при Ираклии на западе 3 мая почти повсеместно распространен уже в VII в., 14 сентября становится впервые известно под именем «воздвижения Креста» (exaltatio crucis) лишь в VIII в., и то лишь по местам (но есть известие о введении его в Риме папой Гонорием I в VII в.)878. В некоторых же церквах, напр., в Миланской, последний праздник вводится лишь в XI в. Какая противоположность с востоком, где ни один из древнейших календарей (за исключением сирийского IV в., имеющего из двунадесятых праздников только Рождество Христово), не обходится без Воздвижения, а иные месяцесловы, напр., Константинопольский VIII в., дают ему четырехдневное предпраздство с 10 сент. (коптский календарь — трехдневное)879.
    О начале нашей праздничной службы на Воздвижение памятники не позволяют сказать что-либо. Несомненно, что некоторые из нынешних песнопений праздника, напр., тропари «Кресту Твоему» и «Спаси, Господи», упоминаемые в памятниках VII в. (см. ниже), восходят к VI или даже V в., веку первых творцов тропарей (преп. Авксентия и др., см. Толковый Типикон, I, 365). Но характерно, что от первого творца кондаков — преп. Романа VI в. не осталось кондака на Воздвижение (из двунадесятых праздников есть, не считая Пасхи, на Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Неделю Ваий, Вознесение, 50-цу и Благовещение).
    Возможно, уже с VII в. мы имеем краткий чин богослужения на Воздвижение. Это в Иерусалимском Канонаре (уставе) грузинской версии с практикой VII в. (по ркоп. X в.). Как и в других древнейших из сохранившихся памятников богослужебного устава, здесь для настоящего праздника дается только чин воздвижения креста и литургия (как и для других праздников только чин литургии, исключая Рождество Христово и Богоявление). О воздвижении здесь сказано: «В третий час (9 часов утра) звонят к службе, входят в диаконник, служащий литургию иерей облачается, украшают три креста, или же только один и полагают на престоле880. Перед престолом произносят ектению и молитву (должно быть, ту и другую специально приноровленную к случаю) и говорят «Отче наш», стихиру 2 гл. «Покланяемся, Христе, копию, прободшему»881, стих «Дал еси знамение»; ипакои Креста; диакон говорит ектению «Помилуй нас, Боже»; священник поднимает крест и при пении 50 раз Κύριε ἐλέησονобращает его (к народу), говорит молитву «О свышнем» и поют стихиру гл. 6 «Просвети на крест Твое восшествие», стих «Возвестиша небеса славу Твою». Ипакои гл. 6: «Приидите вернии, познаим»; говорят ектению «Помилуй нас, Боже» и выполняют весь вышеописанный чин (с крестом). После этого омывают крест, умащают его благовониями882 и говорят ипакои Креста; народ прикладывается ко кресту, и кресты полагают на престоле. Затем начинают канон литургии.
   После причащения раздают народу воду от креста (в качестве благословения, εὐλογία) и так все совершают». Таким образом, в этом памятнике указано двукратное воздвижение креста («священник поднимает крест и обращает его») и каждому из них предшествует стихира со стихом, ипакои и ектения с 50-кратным (зерно позднейшего 100 и 500-кратного) «Господи помилуй», а второму и другая еще стихира со стихом перед ектенией; замечателен по этому уставу и обряд омовения и умащения креста после его лобызания, впоследствии вышедший из употребления. «На литургии, — продолжает этот памятник,— тропарь гл. 2 (!): «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое», стих «Держава Господь людей Своих»; далее указывается пять чтений (паремий): I. Притч. 3:18—23; II. Ис. 65:22—24; III. Прем. 14:1—7); IV. Иез. 9:2—6; V.883 1 Кор. 1:18—25 (наш нынешний Апостол), аллилуиа (стих): «Обратитеся и разумим"(?); Евангелие Ин. 19:16—37 (нынешнее, но короче; Апостол и Евангелие те, что в великую пятницу по этому уставу). Затем на литургии указываются: „На умовение рук (очевидно, тропарь, заменяющий нашу херувимскую): «Глас пророка Твоего» (может быть, нынешняя стихира с таким началом на поклонение кресту). Святых даров (т. е. тропарь на принесение или перенесение их) гл. 8: «Ангельские лики Тебе славу»... На вечерне прокимен: «Видеша вси концы...», стих: «Сказа Господь спасение Свое»884 (ср. И ныне на вечерне прокимен великий «Бог наш на небеси»).
    Рассмотренный грузинский памятник показывает, что в VII в. существовали уже по местам в честь Воздвижения церковные песни, но их было очень мало и это были не нынешние. Другой грузинский памятник дает нам уже целую службу на праздник — со всеми песнями не нынешними и древнейшими последних, VII-VIII вв. Это грузинская рукопись Императорской Публичной библиотеки из собрания еп. Порфирия № 11 IX в., содержащая службы на все праздники (подвижные и неподвижные) и важнейшие дни года. Для Воздвижения здесь даны стихиры на Господи воззвах, канон, тропарь и песнопения на умовение рук (должно быть, в начале литургии верных, взамен теперешней херувимской) и на перенос св. даров. Песни отличаются от нынешних простотой и краткостью. На Господи воззвах стихиры гл. 4: «Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи, и вси концы вселенныя в песнех взывают: слава Кресту Твоему». «На месте лобнем распялся еси, Христе, державу смерти сокрушил еси и род человеческий свободил еси; слава Тебе, Боже». «Вознеслся еси на крест, Победителю, и ад пленил еси, Сильне, сего ради вси взывают: Благодетелю, слава Тебе». Канон, песнь 1. «Изведшему нас из уз смерти Христу воспоим, славно бо прославися». «Низложившему гордыню врага и Крест посреди неверующих воздвигшему воспоим...» то же самое (т. е. «славно бо прославися»). Тропарь гл. 1: «Лики ангелов победную песнь воспевают Светоноснаго и Животворящаго Креста Твоего празднику, Христе, и собор верных с радостью покланяется светозарному видению его: неба бо жители непрестанно взывают: слава всесильному Кресту Твоему, Спасе». На умовение рук: «Глас пророка Твоего Исаии исполнися глаголющий: узрите спасения вашего древо, пред очами утвержденное; ибо днесь Крест воздвигается и мир от соблазнов свобождается». Песнь на перенос св. Даров не имеет отношения к празднику, а только к этому обряду, и о ней замечено, что она говорится во все великие праздники885.
    В Иерусалимском грузинском Канонаре не указано никаких песнопений для вечерни и утрени Воздвижения. Для более великих праздников (Рождества Христова, листы о Богоявлении повреждены) такие песнопения указаны и вообще дается чин вечерни и утрени.
    Следовательно, в настоящий праздник эти службы не везде отличались от обычных. Так дело обстоит с этим праздником и в другом древнейшем, уже греческом, литургическом памятнике, Уставе великой Константинопольской церкви (св. Софии), хотя сохранившемся в рукописи X в. (Патмосской библ. № 266), но дающем практику не позднее IX в., практику церкви, принявшей чин Иерусалимской Церкви (данный в только что рассмотренном памятнике) и бывшей законодательницей всех соборных и приходских церквей на Востоке. Поклонение кресту, по этому уставу, начиналось с 10 сентября, но на каких службах и по какому чину совершалось оно, памятники не говорят, замечая только под 10 сент. «поклонение честному древу»; но на это замечание проливают полный свет позднейшие редакции этого устава (см. ниже). Что касается самого дня Воздвижения, то, подобно предыдущему памятнику, совершенно умалчивая об особенностях вечерни и утрени на Воздвижение (тогда как для Преображения, Вознесения, Успения, не говоря о больших праздниках, дается устав этих служб), этот памятник дает уже более близкий к нынешнему обряд воздвижения креста. «На утрени к „Слава в вышних Богу“, когда говорится Трисвятое, бывает вход патриарха и впереди его входят (совершают вход) честные древа, несомые скевофилаксом, в сопровождении (ὀφικευόντων) диаконов со свечами, и полагаются на трапезе, и восходят певцы на амвон, поя положенные тропари по трижды, подхватываемые народом (δεχομένου τοΰ λαοΰ) до надлежащего часа, до восхода солнца (или при восходе солнца), и восходит патриарх на амвон, причем перед ним несут честные древа с хранительницами (θήκοις— ящики, футляры) их, и снимает архидиакон омофор (с патриарха) и кладет патриарх поклон и, поднявшись, берет крест и воздвигает, причем с ним находится синкелл сзади для оправления хитона его, а народ восклицает (κράζοντος) „Господи помилуй»; Говорится тропарь гл. 1 «Спаси, Господи, люди Твоя», 2-й — гл. 2 „Животворящий Крест Твоея благости», 3-й — гл. 6 „Токмо водрузися древо Креста Твоего»; 4-й — глас тойже „Днесь пророческое иполнися», 5-й — гл. 4 „Вознесыйся на крест». И бывает вход и вместо Трисвятого говорится „Кресту твоему"". Далее указываются (для литургии) прокимен, Апостол, Евангелие и причастный нынешние, а также для вечерни нынешний великий прокимен с одним стихом886.
    Дальнейшую ступень в формировании службы Воздвижения и особенно в развитии самого обряда воздвижения креста представляет собой «Канонарь» (устав) при Евангелии в библиотеке Синайского монастыря, в греч. рукописях ΙΧ-ΧΙвв. с практикой по большей части той же Константинопольской св. Софии, но несколько позднейшей, чем в рассмотренном выше памятнике. Здесь уже вводится в вечерню и утреню праздничный элемент, но очень небольшой — в виде прокимна, чтений и тропаря. Указывается «на вечерне прокимен гл. 3 „Сказа Господь спасение Свое, пред языки...» стих: „Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна...» (Пс. 91). Другой: „Дал еси боящимся Тебе знамение», стих: „Боже, отринул ны еси» (Пс. 59) [Паремии нынешние]887. На отпусте вечерни тропарь гл. 1 «Спаси, Господи»; тот же и на „Бог Господь». Последование св. воздвижения Честного и Животворящего Креста. По „Слава в вышних» восходят иереи (а в предыдущем памятнике певцы) на амвон и начинают петь все по чину тропари св. воздвижения (указаны 1, 2 и 4-й из предыдущего памятника). И народ равным образом каждый из них, и на конце (εἰς τελευταΐον— какой то литургический термин) тропарь „Токмо водрузися» (в предыдущем памятнике 3-й, и все эти тропари поются после воздвижения, а до него — неизвестные). Восходит на (амвон) иерей [архиепископ] и крест и кадилыцик (θυμιατός) и творит три коленопреклонения, в какой бы день ни было Воздвижение, и став на восток знаменает трижды крестом молча и творя первое воздвижение. И начинает диакон „Господи помилуй» дивно (θαυμαστικώς— неизвестный музыкальный термин) с народом трижды, а остальные (22) „Господи помилуй» [на мотив] призывательные (παρακλητικά— неизвестный музыкальный термин). Начинает воздвижение креста от груди (не от пола, как ныне) при восклицании народом [других] «Господи помилуй», пока не станет крест с простертых рук архиерея выше главы его. И при спускании [арх] иереем креста с высоты, исполняет (оканчивает) народ восклицание „Господи помилуй» 100 раз (50). И на второе воздвижение к востоку равным образом прежде диакон начинает дивно 3 и народ 50 дивно и 50 призывательно и исполняет 100. 2-е воздвижение бывает на юг, 3-е на запад, 4-е на север и тотчас начинает поклонение кресту, поя „Вознесыйся на крест», пока не поклонится весь народ. Прокимен на отпусте утрени [глас 4]: „Сказа Господь спасение», писан на вечерни. Евангелие» — нынешнее утреннее. «На литургии входное гл. 4 „Вознесыйся на крест волею». Вместо Трисвятого гл. 6 „Кресту Твоему покланяемся"". Литургийные прокимен, Апостол, аллилуарий, Евангелие и причастен нынешние, только аллилуарий один — первый, и для причастна указан глас: 4-й888. Таким образом, кроме отмеченных незначительных разностей по сравнению с предыдущими памятниками, этот имеет значительно более развитый и еще более близкий к нынешнему обряд воздвижения креста: воздвижение здесь 4-кратное (или 5-кратное — неясно) с пением 50-кратного по древнейшей редакции памятника и 100— кратного по позднейшей «Господи помилуй».
    Вышеупомянутый устав св. Софии Константинопольской дошел до нас в несколько позднейшей греч. рукописи — XI в. (из Дрезденской королевской библиотеки, № 140) и с практикой еще более поздней, чем в предыдущем памятнике. Здесь Воздвижение имеет и предпраздство, притом более длинное, чем нынешнее, с особыми обрядами над крестом. На самый праздник дается довольно подробный чин вечерни и утрени с промежуточными службами по так называемому «песненному чину», представителем которого является этот устав и картина которого еще далеко не восстановлена наукой889, так что уставные замечания этого памятника большей частью непонятны. Чин воздвижения здесь гораздо сложнее, чем нынешний.
    Празднества в честь Креста по этой рукописи начинались с 9 сентября. Под этим числом записан в рукописи следующий обычай: «В сей самый день отправляется референдарий (патриарший докладчик дел) во дворец, извещает паппия (главный придворный чиновник) и несет честное древо в Великую церковь, в предшествии ему впереди поющих певцов с факелами и в фелонях. Патриарх облачается, и, выйдя в катихумены (отделение храма для оглашенных), встречает в восточной двери на лестнице комнатки, кадит, благословляет свечами и, отдав их канстрисию (патриарший чиновник), идет впереди животворящего древа, имея кадильницу. И когда достигнут обычного места, (патриарх) снова кадит и благословляет свечами, и бывает по чину поклонение».
    С 10 числа в течение следующих четырех дней с утра до шестого часа совершалось в Великой церкви изнесние святого древа Господня для поклонения мужчин — 10 и 11 сентября, 12 и 13 — для поклонения женщин. Обряд этот в рукописи изложен так: «Изнесение (схождение) честных древ совершается ежедневно патриархом после того, как остиарии (привратники) наперед вынесут их из катихумен в Великую церковь и возгласят: „Благословите, святии». И когда по окончании первого (антифона) утрени пригласят наблюдателей, хартулария (секретарь, архивариус) сквофилакии (сосудохранильницы) и прочих, то они, поднявшись, выносят вниз честной крест из эвктириев (приделов) катихумена и полагают на обычном месте. Когда же выйдет патриарх и покадит (крест) при благословении светильниками, и совершится поклонение, то возвышает его хартуларий (см. выше; патриаршие чиновники большей частью были архидиаконами), опускает вниз и полагает его на трапезу, уготованную для распятия. Сходит же патриарх (с амвона?), идя впереди с кадильницей и, совершив по чину последование, снова благословив, поцеловав и сделав начало утрени, поднимается вверх. И исполняется устав этот все четыре дня. Должно знать, что восхождение (возвращение) честного креста ежедневно совершается после возвышения на божественной литургии святых даров. В навечерии праздника после того, как вынесут честное древо, надзиратели вместе с хартулариями скевофилакии выносят серебряную вазу, в которой моются святые сосуды, имея теплую воду в кувшине, и, омывая, его, перевязывают крестообразно шнурами (γαίετανίον— особого рода шнур), посылаемыми из дворца, связывают же меньше вверху и более посредине. И когда окончат, приходит патриарх наверх царских дверей (хоры над притвором), имея на себе только фелонь и омофор. Присутствуют и архонты (высшие чиновники) его в фелонях, и, беря крест, воздвигает, при троекратном пении присутствующими „Господи помилуй». Когда он держит это древо, то целуют все, потом хартуларии, взяв, полагают его в хранилище, называемом „тарелочкой», связывают его, и полагают в эвктирии.
    Вечером накануне (праздника) поется первый и последний антифоны, „Господи воззвах», выход без стихир, прокимен, ектения, три антифона. Должно знать, что когда бывает катавасия (неизвестный литургический термин, по-видимому тропарь в конце вечерни), то говорим на Славу второго антифона, т. е. „Веровах» (Пс. 115), „Единородный Сыне», И ныне, „Преславная». После антифонов ектения с прошениями, три чтения (нынешние паремии). Порядок возглашения пресвитеров (при чтениях) такой: когда патриарх сидит, а архидиакон возглашает: „Премудрость», становится первый пресвитер на правой стороне перед столбом (кивория) и возглашает: „Мир всем» чтецу; потом встает второй пресвитер на втором чтении на левой стороне и становится сзади патриаршего трона, делая то же самое; равным образом и на третье чтение снова (встает священник) из стоящих с правой стороны; и тотчас (после паремий) певцы на амвоне поют псалом Давида нижеуказанный, т. е. 3 стиха его в качестве припевов к тропарю и катавасию — тропарь 1-го гласа „Спаси, Господи». Стих: „Господь воцарися, да гневаются людие». Стих 2: „Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся горе святей Его». И прибавочный стих. Потом, когда диакон возгласит: „Премудрость», бывает отпуст и чтение и панихида (служба между вечерней и утреней) по чину. Вместе с началом панихиды зажигаются в куполе свечи, выдаваемые из сакеллии (казны), имеющие вес три свечи 73 литра. И звонят малые бильца (σημαντηράδες) с вечера до начала утрени.
   Должно знать, что после отпуста кондака (название особой службы) выходит лития из церкви в предшествии нощебденствующих (παννυχευόντων) и певчих епископа, (ἐπισκοπιανών) со свечами, выдаваемыми им из скеллия. При пении „Вознесыйся на крест» идут на форум и, совершив ектению (ἐκτενήν), возвращаются при пении того же кондака. По возвращении же бывает ектения (συναπτή), т. е. „Исполним молитву», потом главопреклнение и отпуст по чину. И бывает чтение до тех пор, пока не ударят в три била, и тогда приходят надзиратели с хартуларием скевофилакии, выносят честной крест из эвктирия, полагают его в катихуменах, потом привратники (остиарии) открывают четыре лестницы, и восходит народ, и поклоняется.
    В этот же день Воздвижения Честного Креста (обычные) антифоны (на утрени) не поются, но тотчас, после 5 часов ночи, совершается утреня на амвоне, и поется первый антифон дня, 12 антифонов с каноном, поется же и полиелей, песнь 3 отроков и „Благословите» («канон» и «полиелей» едва ли имеют здесь нынешнее значение). На 50-м псалме тропарь 1-го гласа „Спаси, Господи», т. е. на „Помилуй мя Боже». Стих 2: „Тебе единому согреших», тропарь 2-го гласа „Спасение содела"". Стих 3: „Окропиши мя иссопом», тропарь 2-го гласа „Животворящий Крест». Стих 4: „Не отвержи мене», тропарь 7-го гласа „Церковь вопиет Ти“. Стих 5: „Господи, устне мои отверзеши», тропарь 2-го гласа „Токмо вдрузися древо», и на Слава: „Вознесыйся на крест». То же самое поют и аскетрии (монахини), повторяя. И ныне, остальные написанные выше тропари. Когда же поются эти тропари, то поднимаются три диакона, которые должны предшествовать честному кресту, в патриархию с подсвечниками и тремя свечами. На выход же приходит другой диакон с Евангелием, предупреждая схождение патриарха.
    Когда начнут певцы гимн, т. е. „Слава в вышних Богу», выходит патриарх в катихумены и, покадив и благословив свечами, идет, облобызав крест, для чего скевофлакс или первый хартуларий поднимает его. Архонты же синклита, одетые в свои одежды и держа свечи, предшествуют. Патриарх, имея кадильницу, идет перед честным крестом, и, когда приходит в царские двери, то застает здесь второго диакона или архидиакона с Евангелием и, совершив молитву входа, входит. И когда он войдет в алтарь, полагается св. крест на святой трапезе с правой стороны Евангелия. Должно знать, что крест предшествует Евангелию. Когда же поклонятся все находящиеся в алтаре, патриарх поднимается на амвон, в преднесении ему честных древ в хранилище скевофилаксом или хартларием и в предшествии певцов, поющих написанные выше тропари: „Спаси, Господи» и прочие. Таким же образом впереди идут экдики (чиновники церковного суда) с жезлами своими. Крест же полагается на находящемся там серебряном столике, а доместик иподиаконов расстилает ковер, взойдя на который, патриарх совершает три поклона, простершись на земле, будет ли то суббота или воскресенье, потом благословляет свечами, и кансрисий снимает с него омофор и отдает его второму из диаконов. Патриарх, взяв честной крест, идет на восточную сторону и, став впереди, возвышает его, понемногу поднимая свои руки, как требует обычай, будучи поддерживаем двумя экдиками, по древнему обычаю Моисея, когда он, поддерживаемый Аароном и Ором, победил Амалика. С патриархом входит на амвон синкелл, но из лиц священных и никоим образом не из не имеющих хиротонии, становясь позади его (чтобы оберегать одежду). Когда же начинается воздвижение, диаконы, стоящие на ступеньках амвона, возглашают с народом: „Господи помилуй» и поют его сто раз. После же 97 раза патриарх трижды благословляет крестом, а диаконы возглашают: „Господи помилуй» тщательнее. И направляется (патриарх) к южной стороне, благословляя и там трижды и воздвигая (крест), как на передней стороне. Потом идет к западной стороне, при пении певцами „Господи помилуй» и воздвигает и там равным образом, и удаляется на северную сторону, и делает таким же образом. Потом, придя на переднюю сторону, воздвигает крест, как и прежде, и исполняет первое воздвижение, т. е. при пении на пяти сторонах по сто раз „Господи помилуй», а вместе 500 раз. И певцы начинают и поют тропарь, глас 6: „Днесь пророческое исполнися“. Патриарх садится на кресле своем и отдыхает, крест же хартуларии относят в алтарь и, по целовании его всеми находящимися там, снова приносят его. И совершается второе воздвижение, как и первое, при пении „Господи помилуй» на пяти сторонах по 80 раз, вместе 400 раз. Если же приказывает патриарх, то крест не относится (в алтарь), но полагается на столике, который там находится, когда он отдыхает. И когда окончится второе воздвижение, то (крест) снова полагается, и поют тропарь, глас 6: „Токмо водрузися древо». И, отдохнув, патриарх совершает третье воздвижение, как и остальные, при пении „Господи помилуй» по 60 раз (на каждой стороне), вместе 300 раз, всего поется 1200 раз. По совершении третьего воздвижения хартуларии несут крест впереди патриарха и полагают его на святой трапезе, при пении певцами „Вознесыйся на крест». Когда же патриарх немного посидит, певцам указывается архидиаконом время, и они начинают вместо Трисвятого „Кресту Твоему покланямся, Владыко» без антифонов и ектении. Хартуларии, взяв честное древо, относят в скевофилакию и, развязав, моют его теплой водой, и гайтаны отсылают во дворец. Честное же древо вносят с хранилищем его в алтарь и полагают его на особом столе. По исполнении Трисвятого бывает кафедра (сидение, т. е. садятся) и поют прокимен, глас 7: „Возносите Господа», стих: „Господь воцарися, да гневаются людие», и по порядку остальное последование божественной литургии. Но это последование совершается в Великой церкви, в церквах же мирских поются антифоны по обычаю.
    Когда наступает время причащения и когда берется первый дискос и поставляется с остальными сосудами на святой трапезе, то полагается вместе с ними и честное древо. И когда паппий (придворный чиновник) в облачении подойдет к святым дверям (за крестом), то патриарх, приняв от канстрисия кадильницу, кадит и благословляет свечами и целует крест, потом берет кадильницу и идет с ней впереди до святых дверей, а хатуларий, неся (крест), отдает его паппию, при пении певцами: „Вознесыйся на крест“. И по совершении сего, крест, предшествуемый множеством собравшегося народа и сопровождающего его со свечами в руках, относится во дворец. После этого архидиакон кадит, и выносятся св. дары, и бывает отпуст. Когда патриарх не бывает на богослужении, воздвизает крест великий протопоп, второй из пресвитеров и следующий за ним»890.
    И в славянских памятниках Устава Великой Константинопольской Церкви, который некоторое время (до XIII в.) был принят в России, по крайней мере в соборных храмах праздник Воздвижения и обряд воздвижения креста имел такие же особенности. По уставу, списанному архиеп. Новгородским Климентом в 1279 г. (рукопись в Хлудовском собрании при Никольском единоверческом монастыре в Москве), с 10 по 14 сентября указано поклонение кресту: «подобает ведети, яко 4 дни поклонение честнаго древа прежестворяется (творится пред праздником) в соборной церкви от заутренняго часа до воздвижения честнаго и божественнаго древа на литургии: мужам и женам сходящим по обычаю, глаголют антифоны, а в трисвятаго место „Кресту Твоему»; прежепраздним (предпразднуем) Кресту 4 дни; по четвертом же на десять дни не поется». «В навечерии воздвижения на литургии по вознесении честнаго креста (в) катихуми хартофиларове помывают сосудохранильницю теплою водою и обяжут и багряными гонтаны (лентами) и поясом; по сем изидет епископ в фелони и в амофоре посрде катихумен, выше церковныя двери (на хорах) и пркрестився (осенив крестом) трижды видящем доле людем и славящем Бога и положит паки в крестьници (кладет крест опять в ковчег для него), и посем вносит в претворы, по отворении же церковнем и по всем пении и по конечнем Господи помилуй (т. е. в конце вечерни) бывает вход святителеви (вход на вечерне под праздник совершает епископ) и абие прокимен Господь воцарися и по 3 антифоне и по малых диаконьницех (ектений) бывает паремия (указаны нынешние паремии) и абие поют певци тропарь гл. 1 Спаси Господи люди своя, ст. 1 Господь воцарися да гневаются люди. Стих 2 Возносите Господа Бога и по скончании панихиды (особая служба после вечерни) идут со кресты на торговище (площадь) поюще кондак Вознесыйся и бывает ектения, 40 Господи помилуй и молитва. Посем глав поклонение и отпустить люди»891.
    Службы самого праздника в этой необычайно ценной рукописи но сохранилось. Но чин воздвижения креста по практике великой Константинопольской Церкви для России мы находим в другой славянской рукописи — в Требнике Новгородской Софийской библиотеки (ныне при Петроградской Дух. Академии) № 1056 ΧIIΙв. «По 10 песни егда поют Слава в вышних, облачится святитель в ризы и станет пред св. трапезою облечен и возгласит Яко Твое есть царство; певцы же поют тропарь Спаси Господи люди своя, другий Живящий (Животворящий) Крест и ектения не молвится, ни молитва отпустная, но идут вси святитель и попове и диаконе с кадильницами и подьяци (подъчие — иподиаконы или пономари) с светильны, розделшся на полы, пол их направо идут, а пол их налево, поюще тропарь Спаси люди, Живящий Крест. Крестом же честным изнесеном и положеном на трапезе с сосудохранилники, и начинает святитель: Благословен Христос Бог наш, Певцы: Кресту Твоему поклоняемся тришьды; таже Днесь пророческое, таже кондак Вознесыйся на крест. Сему поему, святитель и вси людие кланяющеся целуют. Посем пойдет святитель в алтарь, несый крест на плещи и с ним попове, несуще кресты, а диаконом предыдущим с кадильницами. И положат кресты на св. трапезе, и глаголет молитву» входную, и посем сонмет (снимает) архидьякон амофор, святитель же вшед на амбон помолиться и поклониться 3-шды до земли. И паки шед в алтарь, возьмет крест, и идет на амбон, поддержим двема подруку и сотворить три кресты, людем зовущем Кирие леисон и въздвизет на въсток, посемь на полдень, таже на запад, и на нощи, паки на въсток и зовут же Кириелеисон 500 и посем певцы тропарь Днесь пророческое. И вторый (во второй раз) въздвизають крест и глаголется Кириелеисон 400 и поют Токмо водружиси. Въздвизает третье також и глаголет Господи помилуй 300 по 60 (при воздвижении на каждую сторону), яко быти 300. Первое (при первом воздвижении) звуть Господи помилуй по 100 (при воздвижении на каждую сторону), а второе по 80, а всех 1000 и 200. И поют тропарь Церкви вопиет Ти Христе, посем кондак Вознесыйся на крест, а святитель положить на престол и творит молитву трисвятому и прочее служба вся поряду»892.
    По Евергетидскому уставу XI в. в рукописи XII в. (Афинского университета, № 788) накануне праздника «после благовеста к 9 часу иерей с экклисиархом и диаконом в облачении входят в скевофилакию и износят оттуда честный крест, поя тихо тропарь „Спаси Господи» и полагают его вне во св. алтаре. На вечерни на Господи воззвах стихиры (нынешние) 3 по 2 и самогласны того же гласа „Днесь древо явися» 2, Слава и ныне гл. 8 „Четвероконеный мир“ (ныне на поклонение кресту). На стиховне „Егже древле Моисей» (ныне последняя), „Пророков гласи»; стихи 1-й (нынешний), а 2-й „Вознесися на небеса Боже“, Слава и ныне самогласен гл. 3 „Христе Боже наш». На панихиде умилительный канон гласа дня панихиды на 6 и Креста гл. 4 Германа (должно быть, патр. константинопольского † 748 г.) „Воспою Тебе, Господи Боже мой» на 4; по 3 песни — седален Креста гл. 1 Октоиха „Оружие крестное» Слава и ныне: „Иже предстательство твое»; по 6 песни кондак Богородицы „Предстательство“. На утрени на Бог Господь тропарь „Спаси Господи» 2, Слава и ныне: „Иже твое предстательство“. Стихословие, седален на глас крестный гласа. Чтение по панихиде (по этому уставу полагалось чтение между панихидой и утреней) к ряду из Апостола (нынешнее «великое» чтение из Апостола). По 1-м стихословии чтение — слово в Панегирике (сборник похвальных слов) Софрония Иерусалимского, которого начало: „Торжество Креста и кто не возликует» и другое слово Пантолеона диакона „Опять воздвигаете Крест» два за одно и другое слово в малом Панегирике Александра монаха. Затем стихословим другую кафисму „Благо есть исповедатися Господеви“ (т. е. кафисму 13-ю, заключающую наиболее подходящих к празднику псалмов) 3 антифона (славы) на предстоящий глас, седален на тот же глас, подобен того же гласа, среды или пятницы (т. е. крестный седален Октоиха), слава и ныне: тот же богородчен. Чтение в той же книге слово Златоуста „Что реку или что возглаголю». Полиелей на гл. 6, седален на тот же глас „Токмо водрузися». Слава и ныне: богородичен. Чтение в Метафрасте слово кир Андрея (Критского), которого начало: „Торжество Креста совершаем» на два даяния (в два приема, следовательно, вторая часть по 3 песни канона). Степенны гл. 4, антифон один. Если воскресение — (степенны) гласа, 3 антифона». Далее по 50 псалме все как ныне. Канон — как ныне. При пении 50 псалма параэкклсиарх ставит на правой стороне солеи (βήματος) наперед приготовленный четвероножец в облачении. «С началом канона иерей, облачившись в фелонь и епитрахиль, с диаконом, взяв на главу честное древо с ковчегом, причем крест лежит на малом покровце чаши, в предшествии диакона с кадильницей и подсвечников входа, входят с левой стороны (из северной двери) и идут до солеи, творя вход и полагают его (крест) на четвероножце перед св. жертвенником (престолом) наискось, как сказано (т. е. на правой стороне солеи), ставя впереди и две свечи входа, (иерей) входит чрез св. двери внутрь алтаря, а диакон кадит народ и весь храм. По 3 песни седален гл. 6 „Днесь пророческое». Слава и ныне: той же, чтение оставшееся от слова Андрея. По 6 песни кондак и, если есть время, поем хотя три икоса (следовательно, их было, как в сохранившихся кондакарях, 13—24); и чтение слова об обретении Честного Креста, которого начало:,,203-го“». 9-й песни тропари все и два ирмоса на 4, ирмосы по 2. Ексапостиларий «Свят Господь» или Креста: «Крест хранитель всея вселенныя». На хвалитех нынешние стихиры, по Слава и ныне «Днесь сад живота». По славословии и трисвятом, когда народ начнет тропарь «Спаси Господи», выходят два диакона через св. двери с кадилом и иереем; когда иерей станет на месте певцов, берет диакон ковчег (с крестом) в руки, и вынимает иерей честной крест из него, «причем честное древо лежит прямо» (?); диакон кладет ковчег обратно на столик. Два диакона становятся один направо от иерея, другой налево, один с кадильницей; по исполнении народом тропаря иерей начинает осенять (крестом), причем эклисиархи со стоящими вместе восклицают «Господи помилуй» трижды с сильным криком; и на каждое «Господи помилуй» иерей осеняет честным крестом трижды к востоку, т. е. при трех только Господи помилуй; при восклицании экклисиархом и народом, кроме этого, еще 100 «Господи помилуй» иерей возвышает крест, протягивая руки до головы. На 90-м Господи помилуй возвышают голос и иерей опять осеняет трижды. Так же совершается воздвижение потом на юг, запад, север и опять на восток. Поется кондак, диакон ставит возле иерея столик с ковчегом, в который иерей кладет крест без покровца и, поцеловав крест, входит с диаконом в алтарь. После кондака поется «Кресту Твоему» 3 и тропарь гл. 6 «Днесь пророческое»; и опять «Кресту Твоему» 3, тропарь «Токмо водрузися древо» и опять «Кресту Твоему». Поклонение кресту совершает сначала игумен один, затем все по два, творя перед крестом 3 поклона. При этом поклонении певцы из монахов становятся вблизи креста направо и поют стихиру «Приидите вернии», Слава и ныне «Кресте Христов» и «Кресту Твоему» трижды; ектения и отпуст. Крест с двумя свечами лежит до литургии. На литургии антифон 1-й «Благо есть исповедатся» с припевом нынешним; 2-й «Господь воцарися». «Спаси ны, Сыне Божий, нас ради распныйся...» 3-й «Приидите возрадуемся» с тропарем; входное нынешнее; по входе Слава и ныне кондак; остальное на литургии как ныне (кроме задостойника). Отдание праздника 15-го (предпразднство — как ныне)893.
    По Студийскому Типикону Николо-Касулянского монастыря в Калабрии в греч. рукописи XII-XIII вв. (Туринский университет № 216) предпразднства нет. На вечерне на Господи воззвах стихиры гл. 4 «Егоже древле Моисей» дважды, «Глас пророка Твоего» трижды, «Днесь Владыка твари» трижды. Слава и ныне «Предстоящи распятию яже Тя чисто»; прокимен «Господь воцарися» с 1-м стихом; паремии нынешние; на стиховне гл. 2 «Четвороконечный мир», стих: «Помяни сонм Твой», «Днесь сад живота»; стих: «Бог же Царь наш», «Пророков гласи». Слава и ныне «Христе Боже наш». На повечерии канон Златоуста, гл. 8 «Крест начертав»; бывает и литургия ему в другой церкви. На утрени на Бог Господь как в Евергетидском, «и стихословим 3 антифона: 1-й — Пс. 73:2-й — Пр. 98, 3-й «Хвалите Господа» (Пс. 148), ипакои гл. 8 «Днесь пророческое». Слава и ныне «Благословенную нарекий»; чтение Андрея Критского «Торжество Креста совершаем»; степенны гл. 8, антифон один; прокимен гл. 4. «Бог же Царь наш», стих: «Помяни сонм Твой»; Евангелие от Иоанна: «Рече Господь: любяй душу», «Воскресение Христово». Канон ирмосы по 2, тропари по 4, и творим тропари на 14 со Слава и ныне; по В песни седален, гл. 8 «В рай убо мя прежде»; по 9 песни ексапостиларий; на хвалитех гл. 4 подобен «Дал еси»: «Днесь возсия» и подобные его на 6, Слава и ныне гл. 2 «Днесь Крест Честный воздвизается со славою»; конец: «Мы же непрестанно вопием: Слава в вышних Богу». Певцы поют Слава в вышних Богу великое. На тропаре исходит иерей через св. двери в предшествии двух монахов со свечами к диакона с кадилом в руках и крестом в ковчеге на голове; по тропаре «Спаси, Господи» и другой тропарь гл. 1 «Креста древу покланяемся»; став на амвоне, иерей берет у диакона крест. О воздвижении креста так же как в Евергетидском уставе; только упоминаются «васильки» с крестом у иерея в руках. После воздвижения кондак трижды; «иерей, положив крест в ковчег и войдя в алтарь (моет его чистой водой), взяв кадильницу и фимиам, подняв его с ковчегом со св. трапезы, выходит из алтаря и кладет крест для поклонения всему народу; поют тропарь гл. 1 „Креста Твоего древу покланяемся, Человеколюбче“, затем все поклонившись и с любовью целуя, поем тропарь гл. 6 „Кресту Твоему покланяемся»; ектения сугубая и просительная и отпуст. Отдание 21-го», и под этим числом замечание: «должно знать, что во всю осмицу Воздвижения Креста антифон поет церковь нашего монастыря, не изобразительные»894.
    По Студийскому Типикону Милийского монастыря в Сицилии в рукописи 1292 г. (Ватиканская библиотека № 1877) предпразднства нет. На вечерни «Блажен муж» 1-я слава; на Господи воззвах на 8 гл. 8 «Днесь древо явся», «Днесь сад живота», «Четвероконечный», «Пророков гласи», Слава и ныне: «Глас пророка Твоего»; далее как в предыдущем памятнике; на стиховне стихиры нынешние с «Господи воззвах», но Слава и ныне и далее — как в предыдущем памятнике, На полунощнице канон Златоуста. На утрени на Бог Господь тропарь гл. 2 «Животворящий Крест»; «стихословим 3 антифона: 1-й — плиелей, 2-й — Пс. 73:3-й — Пс. 148; далее, как в предыдущем памятнике; канон — тропари на 8; ексапостиларий „Крест воздвизается“; на хвалитех гл. 2 подобен „Доме Евфрафов»: „Днесь воздвизаему тебе“ или „Днесь Крест Честный"". По славословии на «Спаси Господи» выходит воздвизающий иерей из св. дверей с 2 диаконами впереди, из коих один с кадильницей, сзади другой иерей, неся на голове крест; обряд воздвижения как в Евегетидском и предыдущем памятнике (об омовении креста не говорится); «после кондака „Кресту Твоему» трижды и тропарь гл. 6 „Токмо водрузися», и опять „Кресту Твоему»; при этом поклоняются сначала предстоящий один, потом воздвигавший крест и по порядку все с благочинием многим и благоговением»; при поклонении братии стихира «Приидите вернии» и другая, какую хочет протопсалт, Слава и ныне «Кресте Христов» и «Кресту Твоему», ектении и отпуст. Отдание 21-го895.
    По Студийскому Типикону Криптоферратского (или Гроттаферратского) монастыря близ Рима (в Типиконе этом есть следы латинского влияния) в рукописи 1300 г. (библ. монаст. А II № 7) воздвижение креста совершается на литургии. К ней игумен облачается в белую одежду. После 3 и 6 часов по пении блажен иерей произносит обычный отпуст; диакон, взяв благословение, начинает великую ектению, иерей — возглас ее; клир поет тропарь гл. 2 «Животворящий Крест» и недельный «иерей с диаконами, иподиаконами и чтецами с кадильницами, подсвечниками и свечами идут от великого алтаря в алтарь капитолия и берут там честное древо и несется оно одним диаконом и выходят из врат решетки и идут до середины хоров и там находят стол, приготовленный для положения вышеназванного честного креста, на каковом столе бывает от иерея воздвижений пять. На восток так: иерей держит честной крест наклоняясь до земли; диакон говорит: „Помилуй нас“; народ громким голосом: „Господи помилуй», и иерей, тайно говоря: „Помилуй мя Боже“, поднимается мало помалу, выпрямляется и громким голосом говорит трижды: „Господи помилуй», осеняя честным крестом народ, и народ равным образом отвечает „Господи помилуй»; затем иерей возглашает: «Яко благ и человеколюбец», а клир поет тропарь гл. 2 „Животворящий Крест». Иерей переходит на место к югу и творит там 2-е воздвижение, как первое, причем диакон говорит: „О еже милостиву», и народ: „Господи помилуй», а сам иерей: „Яко Твоя есть держава», и опять народ тропарь гл. 6 „Токмо водрузися». Иерей переходит на место к западу и творит 3-е воздвижение, как 1-е и 2-е, причем диакон говорит: „Еще молимся о еже услышати Господу Богу», народ „Господи помилуй», иерей „Яко благ и человеколюбец», и опять народ тропарь гл. 6 „Днесь пророческое исполнися слово». Иерей переходит на северную сторону и творит 4-е воздвижение, как три вышеописанных, причем диакон говорит: „Еще молимся о честнейшем и святейшем отце нашем (имя) папе римском, яко да Господь Бог наш даст его святым Своим церквам в мире, цела, честна... рцем вси», народ: „Господи помилуй», иерей: „Буди держава царствия Твоего», народ тропарь гл. 7 „Церковь вопиет Ти, Христе». Иерей переходит опять на восточную часть и творит там 5-е воздвижение, как 1-е, причем диакон говорит: „Услыши нас, Спасителю наш, упование всех концев земли и сущих в мори далече, и избави, Господи, Господи, паству нашу сию и всякую паству, град и всех благочестивых христиан от язвы, глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани, молимся»; народ: „Господи помилуй»; иерей говорит: „Яко Бог милости и щедрот» и тотчас полагает честной крест на стол, затем берет (по-видимому, крест) сам игумен и со гласом говорит:
    „Кресту Твоему покланяемся...» И народ отвечает тем же тропарем, и опять игумен тот же тропарь более высоким голосом, и опять народ тот же тропарь; игумен в третий раз более высоким голосом тот же тропарь и покланяется (προσκυνεῖ— может быть, в смысле «целует») ему (т. е. кресту) со всяким благоговением и кладет его на столе, затем покланяется ему недельный и вся братия по чину, причем народ отвечает вышеуказанным тропарем, т. е. „Кресту Твоему покланяемся». По окончании тропаря стихиры гл. 2 „Приидите вернии», Слава и ныне, гл. 6 „Днесь происходит Крест». Малая ектения с возгласом „Яко подобает Тебе», антифоны нынешние, вход. После целования креста диакон относит его в великий алтарь и бывает великая кафедра (сидение), кондак, вместо тривятого „Кресту Твоему» и т. д. На трапезе утешение такое же, как на Рождество Богородицы» (по другой рукописи: «на трапезе 2 блюда, т. е. овощи, бобы и сыр зеленый и яйца или рыба и подмесь (ὑποκερασία) хорошую, а вечером — сыр»)896.
    Последние три памятника представляют собой разновидности одной редакции Студийского устава — западной, столь же далекой от нынешнего устава, как Устав св. Софии (и основа его — святогробский), как Евергтидский. Теперь мы обратимся к редакциям Студийского устава, более близким к нынешнему — Иерусалимскому уставу. Такими являются редакция его Афонская и славяно-русская. Первая представлена грузинской рукописью (Тифлисск. церк. музея № 193) XI в. Синаксаря для Афно-Иверской лавры. Здесь «поклонение кресту» указывается каждый день с 10 сентября. На вечерне в праздник «Блажен муж»; стихиры на Господи воззвах не указаны; прокимен «Господь воцарися»; паремии нынешние; на стиховне стихи «Помяни сонм Твой», «Бог же Царь наш», Слава и ныне, богородичен; тропарь на вечерни нынешний. На утрени тропарь «Животворящий Крест». Вместо обычной кафисмы псалмы: «Хвалите имя Господне», «Вскую отринул ны еси», «Хвалите Господа с небес», седален «Днесь пророческое слово»; чтение Василия Великого о Кресте. Седален 2-й (прокимен?) гл. 1: «Бог же Царь наш», стих «Помяни сонм Твой»; Евангелие от Иоанна: «Рече Господь: иже любит душу свою...». «Воскресение Христово», Пс. 50-й. В каноне тропари по 4; по 3 песни седален, и чтение о Кресте; по 6 песни ипакои «Хвалите», «Слава в вышних», «Святый Боже», «Спаси Господи». При пении этого тропаря священник, имеющий совершить воздвижение креста, выходит из алтаря в предшествии диаконов со свечами и кадильницами; другой же священник несет на голове животворящий крест в ковчеге. Священник, воздвигающий крест, сделав три поклона, восходит на уготованное возвышение или же на амвон и, сняв с головы другого священника крест с ковчегом, осеняет им с восточной стороны; диакон со всем клиросом возглашает громогласно три раза «Господи помилуй». Священник, осенив три раза крестом, стоит и воздвигает крест, держа его обеими руками; диаконы стоят справа и слева. Декан же со всем народом говорит «Господи помилуй» 100 раз; при этом 97 раз говорит не особенно громко, а 3 раза велегласно, чтобы священник слышал и сообразно с этим осенил народ три раза и воздвиг крест. Осеняет же он крестом и воздвигает его с восточной, северной, западной, южной и еще раз с восточной стороны, так что всего «Господи помилуй» говорится 500 раз. По воздвижении креста народ поет «Вознесыйся на крест волею». Священник влагает крест в ковчег и несет в алтарь; затем берет кадильницу и кадит. После этого выносит крест в ковчеге народу на поклонение. По окончании лобзания бывает ектения просительная и отпуст утрени. Во время поклонения кресту певцы поют попеременно стихиры: «Вознесыйся на крест волею», «Светлее огня и сильнее пламени показал еси Господи, Крест Твой», «Церковь Твоя, Христе, поклонится Тебе», «Внегда вознесеся древо Креста Твоего, Господи, потрясошася основания смерти». За этими стихирами — «Кресту Твоему покланяемся, Владыко».
    Другой чин Воздвижения Креста. Во время пения «Святый Боже» облачаются патриарх и епископы. Священник скевофилакс идет пред патриархом, неся с собою крест; перед св. крестом идут диаконы с возженнми свечами; в таком порядке они входят в алтарь и полагают св. крест на престол. По окончании «Святый Боже» певцы восходят на амвон и поют: «Спаси, Господи, люди Твоя». «Церковь Твоя, Христе Боже», «Животворящему Твоему Кресту», «Днесь пророческое», «Вонесыйся волею на крест» и др. с соответствующими стихами из псалмов. Затем читают три паремии этого праздника. С восходом солнца патриарх направляется к амвону, а перед ним идет священник с крестом в ковчеге. На амвоне диакон снимает с патриарха омофор, патриарх преклоняет колена, потом встает, берет крест и, окруженный синкелами, после пения «Вознесыйся на крест волею», воздвигает его на восток, север, запад, юг и опять на восток; причем каждый раз поют «Господи помилуй» по 100 раз. После этого он дает крест священнику, сам же уходит в алтарь и благословляет народ. Поклонение кресту продолжается до начала литургии. На литургии как ныне, только по входе на Слава и ныне ипкои. На вечерне прокимен нынешний. На повечерии служба Златоуста. Устав 14 сентября заканчивается замечанием: «Святые Божии! На святой горе и в прочих славных монастырях воздвижение креста совершается по вышеописанным чинам. Вы же воздвигайте его как хотите». Отдание 21 сентября897.
    По славянско-русскому Студийскому уставу в рукописи XIII в. (Московской синодальной библиотеки № 330—380) на вечерни Блажен муж; на Господи воззвах стихиры нынешние (на 6) гл. 8 подобен «О преславнаго чудесе»; Слава и ныне, богородичен. На стиховне самгласны «Егоже древле Моисей», «Глас пророка Твоего», 1-й стих нынешний, а 2-й «Вознесися на небеса, Боже»; Слава и ныне, «Четвероконечный мир»; тропарь гл. 2: «Живящий Крест Твоея благости, егоже дарова нам недостойным, Господи, Тебе приносим молитву; спаси князя и люди, молящая нас Богородица ради, едине Человколюбче»; тот же и на Бог Господь. На утрени по кафисмах седальны Октоиха по дважды: по 1-й кафисме гл. 6 «Днесь пророческое событься слово», стих и седален того же гласа «Крест Твой, Господи, освятися», Слава и ныне, богородичен воскресный «Богородице Дево, моли Сына»; слово Андрея; по 2-й кафисме седален гл. 6 «Едино (­ точию) водрузися древо», стих и глас тойже, «Рукама пречистыма украсив», Слава и ныне, богородичен; чтется то же слово. Степенны 4 гл., «аще не будет неделя». По 3 песни седален октоиха гл. 4 «Спасение содла посреде земли», слава и» ныне, богородичен; чтение от того же слова. Светилен «Свят Господь». «На хвалитех не поют» (т. е. стихир). На стиховне — октоиха крестны гл. 8 «Вознесеся на крест», Слава и ныне: «Егда насажние». «По Святый же Боже абие починают пети „Крестви Твоему покланяемся». Предлагает же ся убо честьный Крест пред алтарем и поклоняются ему; внегда же честному кресту поклоняются и целуют, поют стих, гл. 2 „Придите вернии“ и ины, и на конци коеяждо стихиры поют „Крестови Твоему» трижды. По окончании же целования ектении от диакона бывши (нечеткое Слово)... рекут „Господи помилуй» 100 и абие отпуст. На литургии уставленные (изобразительные) псалмы; на блаженных 3 и 6 песнь (канона), не поему „Помяни нас, Христе», но в то место ирмос». Замечания о посте нет. Праздник имеет 1 день предпразднства (без памяти обновления храма) с нынешним каноном, без тропаря, и 1 день попразднства с тропарем «Спаси Господи», стихирами и каноном праздника898.
    В древнейших греческих и славянских рукописях ныне действующего Иерусалимского устава Воздвижение имеет следующие незначительные особенности по сравнению с нашим печатным Типиконом. Дается устав и для соединения службы Воздвижения со службой Златоуста (так как это день преставления его) на случай, если храм его или если игумен изволит петь службу ему. На утрени по кафисмах «седальны говорим крестны октоиха гл. 6». Определенно указываются чтения; о 1-м чтении замечено: «егоже скончаем на едином чтении». После стихир на поклонение кресту древнейшая греч. рукопись: «иерей говорит; „Премудрость» и отпускает»; позднейшая греческая: «говорит диакон: „Исполним утреннюю молитву» и прочее»; слав. рукоп.: «иерей ектению „Помилуй мя Боже», тажь „Исполним"". О трапезе греч.: «сыра же и яиц не едим (в поздн. греч. нет); вкушаем же елей, пьем и вино благодаря Бога» (поздн. греч. «распятого»); слав.: «не ямы сыра, ни рыб в сей светлый крестный день»899.
    По старопечатной греческой и славянской Минее служба Воздвижения имеет следующие особенности по сравнению с нынешней. На литии стихиры из нынешних только 1, 3—5 и последняя; седальны по 1 каф. со 2-й
   1-й; по 2-й с 1-й каф. 1-й (по одному); по полйелее со 2-й каф. 2-й; по 3 песни канона с полиелея; светилен только
   1-й трижды. На поклонение кресту стихиры только 1-я,
    1-я, стихира после Евангелия и 6-я. На литургии последний стих в 3-м антифоне: «Да исповедятся имени Твоему великому, яко страшно и свято есть» (Пс. 98:3).
    Старообрядческий устав имеет следующие отличия от нашего. На. литии «гласа 1-го 3 стиха и гласа 2-го 5 стихов». После благословения хлебов «чтение похвальное Александра мниха о честнем древе, егоже скончаем на едином чтении». По кафисмах седальны, как в старопечатной Минее; после 1-й кафисмы замечание: «чтение же чтения в толк. словах о св. страстех от Мф. 67 и 68 и Ин. 84 и 85 и слово Златоуста похвальное Честному Кресту и другое тако ж кир Андреево „Креста торжество» и слово Василия епископа Селевкии Исаврийския и слово Пандолея презвитера обители Византийския и ино слово на Воздвижение Честнаго Креста, емуже начало „Днесь братие веселуемся»; и слово Севериана епископа Гевальскаго». В каноне на 9 песни сначала ирмосы обоих творцов по 2 и тропари обоих канонов на 12. «Славословие тихо и со гласом». Священник берет честной крест с дискосом на главу, «идет до царских врат, рекше великих врат церкве; тамо убо уготовану аналогию честною многоценною паволокою покровену»; иерей крест «кадит крестообразно от 4 стран, а пред ним диакон со свещею. И вземлет иерей с дискоса крест в руце; пономари же вземше налой с дискосом и поставят его одесную страну близ царских дверей» (здесь вставлен чин каждения диаконом креста на аналое в сопровождении двух пономарей с лампадами). «Васильки же с травою в подножии креста обвиты прядию». Иерей при воздвижении «держит крест подножием на челе, горнею же частию выспрь». Иерея при обряде поддерживают «убрусцом» два пресвитера или диакона. Диакон кадит беспрестанно. После 50-го «Господи помилуй» «возвышает церквенчальник или доместик в глас „Господи помилуй», яко да разумеет иерей и помалу воскланяется; и егда достигаем 96-го „Господи помилуй», тогда возвышает екклисиарх повыше гласом седмое „Господи помилуй»; иерей станет прямо, и нам поющим высочайшим гласом „Господи помилуй» трижды». Иерей осеняет крестом. После востока воздвижение совершается к югу, западу и северу. Разности в ектении: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимтися, Многомилостиве Господи, услыши нас грешных молящихтися, и помилуй...», «О благоверном и богохранимом царе и великом князе имя рек», «О оставлении грехов рабу Божию отцу нашему игумену имя рек». При начале пения кондака аналой ставится опять среди церкви. Перед ним становится игумен, направо подле него старейший пресвитер, слева диакон, и поют равным гласом стих сей гл. 7 «Кресту Твоему» трижды, и посем клирицы поют тойже стих на оба лика трижды. После лобызания креста с двумя поклонами до земли до лобызания и одним после «став игумен на своем месте среди церкве, прощается (просит прощения поклоном) един на оба клира; священник же и диакон прощаются ко игумену». Из стихир на поклонение нет нашей 5-й. До литургии поются часы 3, 6, 9 и изобразительные с пропуском песнопений литургии. На литургии антифоны состоят из полных соответствующих стихов, припев ко второму: «Спаси нас, Сыне Божий, распныйся плотию на кресте». О трапезе замечание: «воследования ради крестнаго ни масла подобает ясти нам, ни вино пити, но за бывшия ради радости крестояления творим сие разрешение во славу распеншагося Христа и сего явившаго», «ямы с маслом, пием и вино», но масло «древяно и маково»900.
    По позднейшей греческой Минее служба имеет следующие отличия от нашей. Седальны: по 1 каф. только наш 1-й; по 2 каф. наш 1-й с 1-й каф.; по полиелее наш 2-й со 1-й каф.; по 3 песни канона наш полиелейный. На поклонение кресту наши стихиры 1—3, 4-я «Днесь сад живота», 5-я — наша 4-я, 6-я — наша после Евангелия. 7-я и 8-я — наши 5-я и 6-я; наших же двух последних нет (они в слав. Минею взяты, вероятно, из службы недели 3-й поста). На литургии последний стих 3-го антифона такой же, как в старопечатной Минее. О посте к замечанию славянского устава прибавлено: «смотри, что сей пост Креста имеет смягчение, как предали некоторые, указывая качество пищи, а не час (принятия ее)», т. е. не требуется, как в настоящие посты, вкушать пищу только вечером, после 9 часа дня (ок. 3 часа пополудни)901.
    По нынешнему греческому Типикону (по чину Великой Церкви) бдения под Воздвижение, как и в другие праздники, нет, а лития совершается перед утреней. На вечерне на Господи воззвах стихиры на 6. На утрени по 50 псалме на славу стихира «Ты мой покров державен», и ныне — то же. Канон на 6 без стихов (песней), только Слава и ныне на каждой песне; по 3 песни седален один раз. Славословие великое на глас 4. С крестом иерей идет в предшествии рипид, примикирия с дивамвулом (особый патриарший предносный подсвещник), двух иеродиаконов со светильниками и кадилами, кадящих крест, на середину храма, трижды обходит аналой и, остановившись, смотря к востоку, возглашает «Премудрость, прости», кладет крест на аналой и кадя поет тропарь единожды и хоры так же. Воздвижение совершается на восток, север, запад, юг и опять на восток. Прошения ектении: 2-е: «Еще молимся о благочестивых и православных христианех»; 3-е: «о архиепископе (­ патриархе) нашем (имя)»; 4-е: «о пребывающих здесь св. архиереях и отшедших во свои епархии»; 5-е: «о служащих и служивших во св. сей Христовой церкви и о всякой души христиан православных, здравии...». После воздвижения иерей кладет крест на столик и патриарх, взяв его с васильками, воздвигает, поя: «Вознесыйся на крест» и, кладя крест на блюдо, поет «Кресту Твоему» единожды, кланяясь кресту; то же поют и хоры по единожды; после εἰς πολλὰ ἔτηпатриарх благословляет и уходит на свой трон. «Тогда подходят св. архиереи по два по чину и кланяются честному кресту, а затем, подойдя к патриарху, получают у него васильки»; хор поет стихиры и после того «Спаси, Господи». В отсутствие патриарха иерей сам воздвигает крест. Вместо «Видехом свет» — «Спаси, Господи, люди Твоя». Если праздник не в субботу или неделю — постимся с сухоядением902.
    Что касается суббот и недель пред и по Воздвижении, то их имеет уже устав Великой Константинопольской Церкви и древнейшей (IX в.) редакции с теми же чтениями, что и ныне, исключая Евангелие в субботу по Воздвижении, которое здесь, по-видимому, Лк. 11и далее — о помазании женщинами ног Иисуса, на вечере у фарисея; прокимны и аллилуларии не указаны. Синайский канонарь IX-XI вв. имеет в эти субботы и недели нынешние чтения, исключая также Евангелие в субботу по Воздвижении, которое здесь Мф. 16:24—28 о крестношении; прокимна и аллилуария суббота пред Воздвижением не имеет, а неделя — прокимен нынешний, а аллилуарий «Приидите возрадуемся Господеви». По Евергетидскому уставу XI в. чтения нынешние; особого прокимна и аллилуария в субботу пред Воздвижением нет; в неделю прокимен гл. 4 «Велий Господь наш», стих «Хвалите Господа, яко благ»; аллилуарий — рядовой903. Славянские Студийские уставы указывают субботу и неделю только пред Воздвижением и для них только чтения нынешние. Греческая Минея в неделю по Воздвижении назначает чтение в великой церкви соборного деяния (συνοδικόν) 6-го собора и аллилуарий «Священнцы Твои облекутся в правду»904.
    Что касается поста в день Воздвижения, то предыдущие замечания показали, что он впервые появляется в уставах Иерусалимской редакции, и в самых ранних рукописях. О нем Никон Черногорец (XI в.) пишет: «не могли мы ничего найти записанного о посте Воздвижения Честного Креста; но везде он совершается. Известно из примеров великих святых, что они имели обычай предчищаться к великим праздникам. Говорят, что и этим постом верующие положили предочищаться к целованию честного креста, так как и сам этот праздник для того установлен. В соборных церквах сей праздник совершается один день и держится пост, а в Типиконе Студитовом и Иерусалимском два дня — праздник и предпразднство»905.

874    Обретение Креста церк. историк Сократ (V в.) неверно относит ко времени после Никейского собора, так как Елена умерла в год последнего. Александрийская хроника (VI в.), очень надежная в своих датах, относит событие 14 сент. 320 г. Хронограф Феофан Исповедник (IX в.) указывает еще более раннюю дату.

875    Александрийская хроника говорит: «при этих консулах совершено освящение церкви св. Креста Константином при Макарии епископе сентября 17 (должно быть, ошибка писцов). Отселе начался праздник Воздвижения Креста». День обретения Креста, когда было и первое воздвижение его, указывается месяцесловами, кроме 14 сент., еще 3 мая, 6 марта, 2 апреля. О первой дате см. ниже. Вторая, может быть, означает неделю крестопоклонную. Но возможно, что с периода 50-цы Воздвижение удалено, как печальный праздник. Сергий архиеп. Полный месяцеслов Востока, Владимир 1901, II, стр. 66, 282, 375.

876   Паломничество, §§ 48, 49. Православный Палестинский Сборник, 1889, вып. 20.

877    Созомен. Церковная история II, 26.

878    Alt H. Kirchenjahr. Berlin, 1860, 55.

879    Kellner Н . Heortologie. Freib., 1901, 187—189.

880    Здесь при обряде Воздвижения употребляется несколько крестов, как и по другим древним памятникам устава, стоящим с этим в генетической зависимости, именно по памятникам древнего Константинопольского устава (см. ниже). Может быть, воздвигался только один крест из внесенных в алтарь (так как далее речь все об одном кресте), а остальные знаменовали собою кресты разбойников.

881    По родственному позднейшему памятнику, именно по уставу Константинопольской церкви св. Софии в рукописи X в., но с практикой IX в. и ранее, тропари, с таким началом и гласа тоже 2-го, но побочного (т. е. 6-го), положен при поклонении св. копью в Великую Пятницу (которое заменило древнее поклонение св. кресту в этот день); в упомянутом памятнике тропарь этот приведен полностью: «Покланяемся копию, прободшему животворящее ребро Твоея благости, и славим неизследимое Твое снисхождение» (Дмитриевский А.,проф.Описание литургических рукописей. Киев, 1895, I, 129. Его жеДревнейшие патриаршие Типиконы. Киев, 1907, 138).

882    Такое же омовение совершалось над крестом и в Великую Пятницу на вечерне по этому уставу и по древнему Константинопольскому. Оно, может быть, знаменовало омовение и умащение тела Христова при погребении.

883    Чтения (паремии) на литургии полагались по этому уставу и в другие великие праздники (на Рождество Христово их два, кроме Апостола), как и вообще они составляли в древности принадлежность каждой литургии.

884    Кекелидзе К., прот Иерусалимский канонарь VII в. (грузинская версия). Тифлис, 1912, 130—132, 269—273.

885    Кекелидзе К., прот. Литургические грузинские памятники. Тифлис, 1908, 369.

886    Дмитриевский А., проф. Опис. литург. рукоп. I, 5.

887   В квадратных скобках помещаются разночтения древнейшей рукописи IX-X вв.

888    Дмитриевский А, проф. Опис. литург. рукоп. I, 196—197. Антонин, архим. Синайский канонарь. Киев, 1874, 10—11.

889    Служба состояла главным образом из пения псалмов с припевом тропарей, псалмов, составлявших несколько антифонов (большей частью 3) с промежуточными ектениями и молитвами, без стихир и канона (на утрени).

890   Листы 135 об. 142—143 рукописи. Дмитриевский А., проф.Древнейшие патриаршие Типиконы. Киев, 1907, 273—292.

891   Лист 8 рукописи. Прибавление к описанию рукоп. Хлу- довск. библ. стр. 7. М. 1875. Лисицын М., прот. Первоначальный славяно-русский Типикон. СПб, 1911, 116—118.

892   Лист 90 об. 92 рукописи. Лисицын М., прот. Первой, слав.-рус. Тип. 120—122.

893   Рукописи л. 9—11. Дмитриевский А., проф. Опис. литур- гич. рукоп. I, 271—275.

894   Рукописи листы 19—24 об. Дмитриевский А., проф. Описание литург. рукописей I, 810—813.

895   Рукописи листы 19—22. Дмитриевский А., проф. Описание литург. рукописей I, 838—841.

896   Рукописи листы 9—11 Дмитриевский А., проф. Описание литург. рукописей I, 902—904.

897    Кекелидзе К., прот. Литург. груз. рукоп., 231—234.

898   Рукописи, листы 74—78.

899    Рукописи: Моск. Румянц. муз. Сев. 491—35 XIII в. л. 28—31; Моск. Синод, тип. греч. № 381 XIII-XIV в. л. 47 об. — 50; слав. № 323—383 XIV в., л. 51 об. — 55 об.

900   Око церковное, л. 147—154 об.

901    Μηναῖον τοῦ Σεπτεμβρίου. Венеция, 1775, 97—107.

902    Τυπικόν ἐκκλησιαστικόν. Венеция, 1884, 20—24.

903    Дмитриевский А., проф. Описание литург. рукописей 4, 195, 197, 270, 275.

904    Μηναῖον τοῦ Σεπτεμβρίου. Венеция, 1775, 107.

905    Никон Черногорец. Пандекты, слово 57.

Источник: azbyka.ru