Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Хроника монастырской жизни
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
«Обаяние зла? Или – бессилие добра?»

                     

Ответ-размышление на статью "Хочу быть Воландом" в "Литературной газете"

 

         Странно, что к разряду недоуменных, редакция уважаемой газеты относит вопросы, ответы на которых, казалось бы, лежат на поверхности. Причём, достаточно давно – почти две тысячи лет...

                  Если открыть Священное Писание, можно прочитать, например, следующие: по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7:23-24). И это апостол Павел – человек, который свои, так сказать, проблемы разрешал. Увы, реалии современной действительности таковы, что подавляющее большинство наших сограждан терпят, ни о чём особо не задумываясь . Или не терпят. Им, вроде бы, и не до метафизики. Но, а если «проклятые» вопросы всё-таки задаются, то в подзабытой дилемме по Достоевскому – кто я: бог или «свинья естественная», как правило, решительно выбирается второй вариант. В конце концов, имеем то, что имеем... Кстати, если верить тому же Фёдору Михайловичу, оказывается, что русские без Бога, и вовсе, – дрянь. Похоже, что верно, хотя и обидно...

        Любой человек, в принципе, вне зависимости от национальности, сам по себе существо немощное и ко греху удобопреклонное. Подтверждений тому множество, в том числе и в художественной литературе. Наглядный пример – Гоголь и его «Мёртвые души». Зло его отрицательных персонажей хоть и не обаятельное, зато вполне убедительное. С положительными всё гораздо сложнее. - из ничего они не произрастают. Добро не бессильно, оно трудно достижимо. В том числе, и в изображении. Видимо, правда сожженного второго тома «Мёртвых душ» не убедила и самого автора... Ешуа Булгакова – карикатура Христа... И так далее, - можно продолжать долго.

       Собственный двадцатилетний священнический опыт свидетельствует: люди в лучшую сторону меняются с трудом. Тем не менее, меняются. С Божьей помощью и посредством собственного труда, - в богословии это явление называется синергией - соработничеством. Господь в жизни человека участвует: тем более тогда, когда Его об этом просят, а порой, и когда не просят. Дух дышит, где хочет (Ин.3:8). Причём, весьма разнообразно.  Известно, что Пушкин тридцатилетний, совсем не то, что Пушкин двадцатилетний, в том числе и поэтому, главного героя его «Капитанской дочки», бессильным уже не назовёшь... Беда  заключается в том, что у нынешнего времени совсем другие герои. Всем известно, какие...

           А, какие читатели, такие и писатели. Модный Дмитрий Глуховский признался недавно, что готов «экспериментировать» по жизни до тех пор, пока милиция не остановит. Определяя смысл жизни в том, чтобы «увлекательно провести её, забыв об общей её бессмысленности», и раздражаясь, когда ему «впаривают великое позавчера». Если это делается назойливо, действительно, противно... Впрочем, и самого талантливого бедолагу жаль, - ему, кажется, и невдомёк, что за проделанные «эксперименты» послезавтра придётся отвечать по полной программе. Кажется, нынешние «хозяева жизни» не  задевая других, свои «пируэты» выделывать не умеют. Да, видимо, и не хотят. Безбожник не можем не быть воинствующим.      

       Стоит ли удивляться всё возрастающему проявлению агрессии, когда воинствующий гедонизм превратился уже в неофициальную идеологию. Зло, по видимости сильнее, ибо количественно преобладает. Но это только по видимости... Видимость же его обаяния ещё более сомнительна.

                          Игумен Даниил (Гридченко), благочинный  Ново-Иерусалимского монастыря