Предстоятель
Встреча с Православием
Слово пастыря
Хроника монастырской жизни
Праздники
Монашество
Духовная жизнь
Месяцеслов Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря
О Новом Иерусалиме
Вести Святой Земли
Документы
Издания
К 20-летию возобновления Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ. Часть I

Часть I

 

     20 лет назад – 18 июля 1994 года была возобновлена богослужебная и иноческая жизнь в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре, самом грандиозном и величественном из трех, построенных Патриархом Никоном, обителей. Будучи отражением великих идей, целеустремлений и подвигоположений, никоновы монастыри всегда вызывали горячий интерес.

  

      Сегодня же Воскресенский монастырь Нового Иерусалима стал объектом пристального внимания общества не только потому, что, по распоряжению Президента России, данному летом 2008 года, проходит полномасштабная реставрация обители, но главным образом тем, что эта святая Патриаршая обитель представляет собой великую святыню Вселенского Православия и уникальный памятник богословской мысли, выраженной в архитектурных формах, декоративном убранстве, в особенностях топографии и топонимики соборных храмов и придельных церквей.

         "Яко благоволи Господь Бог исперва место сие предуготовати на создание монастыря; понеже прекрасно, подобно Иерусалиму", - написал Государь Алексей Михайлович в 1657 году Патриарху Никону, осмотрев место на берегах Истры для строительства будущего монастыря. Новый Иерусалим, вся Подмосковная Палестина Патриарха Никона – явление уникальное, не имеющее аналогов и прецедентов в мировой христианской культуре.

      Неслучайно на первом заседании Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Новоиерусалимского монастыря 20 октября 2008 года (Москва, Кремль) Святейший Патриарх Московский Алексий II говорил об исключительной роли, которую должен был играть монастырь в духовной жизни России: «Новая обитель в излучине реки Истры созидалась как пространственная икона изображения Святой Земли. Ближние окрестности монастыря получили палестинские наименования и постепенно заполнились новыми церквами, часовнями и поклонными крестами. Это была Русская Палестина, представляющая собой единый церковный организм и привлекшая множество паломников. Главной святыней Воскресенского монастыря всегда был храм Воскресения Христова, сооруженный по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме, с копиями всех находившихся в нем памятных мест, связанных с искупительным подвигом Христа Спасителя. Русские люди, не имеющие возможности проделать долгий и опасный путь в Иерусалим, особенно в прошлом, получали возможность поклониться близ Москвы точному подобию Голгофы, Гроба Господня, места обретения Животворящего Креста и многим другим святыням.

 

Воскресенский собор монастыря Нового Иерусалима: вид с востока.  Литография
Воскресенский собор монастыря Нового Иерусалима: вид с востока. Литография

Воскресенский собор Нового Иерусалима был не просто копией прототипа, он созидался как образ Иерусалима Горнего. Согласно летописным данным, Патриарх Никон заложил здесь множество престолов, число которых равнялось количеству дней в году. Воплощение этой идеи в Новом Иерусалиме соединяло образ храма Гроба Господня с образом Святой Софии – великой церкви Константинополя, в которой, по представлению русского человека, ежедневно Литургия совершалась на новом престоле в продолжение годового круга. По мнению церковных историков, приделы Воскресенского собора предназначались для совершения богослужений православными священниками разных национальностей, каждого на своем языке. Это было частью замысла Нового Иерусалима, где первоначально среди насельников обители, число которых достигало пятисот, подвизались русские, белорусы, украинцы, принявшие святое крещение немцы, евреи и поляки. Разноплеменным был и состав монастырских работников… Многообразие церковно-исторических и богословских, архитектурно-художественных аспектов Нового Иерусалима определяло масштаб его влияния на русское самосознание. Это относится в первую очередь к повсеместному созданию в России образов Святой Земли, которые существовали с конца ХVII века до начала ХХ столетия в Москве, Петербурге, Ростове Великом, близ Троице-Сергиевой лавры, под Казанью, на Соловках, на Валааме».

  

      Действительно, в XVI–XVII веках «Иерусалим» воспринимался как символ, который можно «переставлять по карте» и присваивать тому или иному географическому месту, он был синонимом «центра Православия», религиозной столицы, так как географические объекты носили сакральный характер, то есть привязывались не к месту, а к вере.

      Поэтому не сама по себе историческая Святая Земля и храм Гроба Господня в Иерусалиме занимали Патриарха Никона, а то, насколько в них могут присутствовать образы небесных первообразов (архетипов) "новой земли" - Царства Небесного, "Иерусалима Нового" (Откр. XXI, 2). При этом Святитель сознательно отказался от простого копирования образов Палестины, но придавал им тот облик, который более соответствовал, по его мнению, небесным первообразам, при этом он опирался на святоотеческое учение о Святой Земле как о благодатном наследии, оставленном Господом человечеству для спасения и принадлежащем всей Церкви Христовой. То что именно в России, во время Патриарха Никона и его руками каким-то чудным образом оказалось возможным создание такого монастыря – ландшафтной (пространственно-архитектурной) иконы, которая более нигде в мире не воплощена – в этом виден и какой-то особый смысл, связанный с Божиим Провидением о мире и его народах. Ведь в середине XVII века, когда происходило становление Нового Иерусалима, доминантой общественно-политической мысли была уже не идея Москвы-Третьего Рима, а более высокая и духовная – сохранение Вселенского Православия и освобождение от иноверческого пленения других православных народов. Духовное осмысление хода истории Руси явилось истоком прозрений Патриарха Никона. Для него устроение Нового Иерусалима – это устроение центра Вселенского Православия, воплощение Града Божия на Руси иобраз созидания нового мира, напитанного благодатью Святого Духа и горевшего о Славе Божией. Вот почему, будучи «живоподобным» образом Святой Земли, Новый Иерусалим с самого зарождения почитался как Русская Палестина, святыни которой привлекали множество паломников и вызывали у них те же чувства, которые естественно возникают в Старом Городе, Древнем Иерусалиме. Так появляются река Иордан, горы Сион, Елеон, Фавор; Рама, Вифания, Вифлеем, Назарет, Самария, Сидон, Капернаум, Галилея. Поклонение и созерцание этих важнейших новозаветных символов, воплощенных в традициях русской архитектуры, стало насущной потребностью не только простых людей, но царей и императоров. Их усилиями Воскресенский монастырь стал уникальным религиозным центром Российского государства, оказывавшим свое благотворное влияние не только на духовную, но и на интеллектуальную и культурную жизнь общества. Развивая традиции, заложенные патриархом Никоном, в истории русской духовной культуры он стал особо известен своим ученым монашеством: богословами, духовными писателями, проповедниками. Монастырская библиотека, основой которой стало собрание книг Патриарха Никона (ныне Воскресенское и Синодальное собрание ГИМа), пополнялась вкладами царя, княжны Татьяны Михайловны, купцов, крестьян, монашествующих, затем выдающегося переводчика и богослова архимандрита Амвросия (Зертис-Каменского), епископа Сильвестра (Страгородского) и многих других. Монастырь исторически всегда находился под управлением выдающихся людей своего времени, внесших огромный вклад в развитие как собственно богословской, так и светской науки, влиявших на характер церковно-государственных взаимоотношений, развитие монастыря.

      Если же посмотреть на историю бытования Воскресенского монастыря, то можно заметить, что в своих этапах она несет на себе отпечаток судеб и своего основателя, и своего прототипа. История обители разбивается как бы на несколько периодов.

      Первый период – 1656–1666 годы XVII века – начало и в тоже время вершина строительства, когда всеми строительными работами в обители руководил ее основатель, Патриарх Московский и всея России  Никон.

Святейший Никон Патриарх Всероссийский
Святейший Никон Патриарх Всероссийский
        
Патриарх Никон в Новом Иерусалиме
Патриарх Никон в Новом Иерусалиме
        

      В этот период окружающая монастырь территория рассматривается как Святая Земля с соответствующим топографическим и имясловным уподоблением первообразу. В 1656 году куплены деревня Сафатово (ставшая селом Воскресенским), деревня Котельниково (переименована в село Вознесенское); в 1657 году – деревня Микулино (село Преображенское), пустошь Зиновьево (Капернаум), село Чернево (Назарет). В 1657 году построена деревянная Воскресенская церковь (разобрана в 1696 году), начато строительство Елеонской часовни на горе Елеон, а в 1658 году установлен памятный каменный резной крест; начато строительство Воскресенского собора; основан Новодевичий Вифанский монастырь и устроена церковь Входа Господня в Иерусалим (монастырь упразднен Патриарх Никон в Новом Иерусалимеом Никоном в 1666 году, а церковь перенесена в монастырь Нового Иерусалима).

     С 1658 по 1662 год в Воскресенском соборе устраиваются и освящаются церкви на Голгофе, Усекновения главы Иоанна  Предтечи, Успения Богородицы; построен отходной скит – Богоявленская пустынь.Предтечи, Успения Богородицы; построен отходной скит – Богоявленская пустынь.

Богоявленская пустынь (скит) Патриарха Никона. Гравюра ХIХ века
Богоявленская пустынь (скит) Патриарха Никона. Гравюра ХIХ века
Скит Патриарха Никона. Внутренний вид летней келлии. Акварель, 1850-е годы
Скит Патриарха Никона. Внутренний вид летней келлии. Акварель, 1850-е годы

 
 

Богоявленская пустынь Патриарха Никона. Современность

     В 1660 году выкопаны колодцы, пруд напротив патриарших келий. В 1665 году сооружены деревянная ограда монастыря, Патриаршие палаты и больничные кельи, шло строительство дома для паломников, конюшенного двора. К 1666 году монастырь был сформирован как система святых мест, где наряду с каменными сооружениями были и деревянные. В период с 1656 по 1666 год в монастыре было не менее 200 монашествующих; с послушниками, бельцами и слугами – около 400, в дальнейшем – около 100; в течение следующих веков – от 70 до 120 человек.

      После осуждения и ссылки в 1666 году Патриарха Никона в Ферапонтов, а затем в Кирилло-Белозерский монастыри Вологодской епархии Воскресенский монастырь было запрещено именовать Новым Иерусалимом (вплоть до середины XVIII века), всякое строительство в нем прекратилось. В период с 1666 по 1678 год монастырь подвергался разорению: по распоряжению патриарха Иоакима из монастыря вывозились ценные книги, рукописи, святыни, мощи, личные вещи Патриарха Никона, типографский станок и т.д.; отзывались в Москву строительных, изразцовых, литейных и иных дел мастера. Прервались строительные работы; за монастырем закрепились лишь владения, сформированные до 1658 года.

      Второй период – 1670-е годы – конец XVII века – возрождение богословских и архитектурно-ландшафтных идей, связанных с замыслом Патриарха Никона. В царствование царей Феодора, Иоанна и Петра Алексеевичей возобновилось монастырское строительство, начала меняться топография святых мест: соответствие историческому прообразу сочетается с условно-символическим. С 1678 года в монастыре вновь устанавливается разработанный и утвержденный Патриархом Никоном богослужебный устав, к обители приписывается 20 монастырей, устраивается система монастырских прудов. В 1679 году возобновилось строительство Воскресенского собора, а в 1685 году совершено его освящение; в этом же году освящена Надвратная Входа Господня в Иерусалим деревянная (каменная – в 1694 году) церковь.

     В 1681 году Патриарх Никон возвращен из ссылки и погребен, согласно его завещанию, в Иоанно-Предтеченском приделе Воскресенского собора под Голгофой. А в 1682 году от восточных Вселенских Патриархов получены разрешительные грамоты Патриарху Никону с повелением почитать его в сонме Патриархов Московских, ибо он есть «столп благочестия непоколебимый, Божественных и священных канон оберегатель искуснейший, отеческих догмат, повелений же и преданий неизреченный ревнитель и заступник достойнейший».


   

Кончина патриарха Никона на реке под Ярославлем
Кончина патриарха Никона на реке под Ярославлем
Гробница Патриарха Никона в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи Воскресенского собора
Гробница Патриарха Никона в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи Воскресенского собора
Гробница Патриарха Никона. Фото 2008 г.
Гробница Патриарха Никона. Фото 2008 г.
 

      В 1683 году возводится каменный дворец царевны Татьяны Михайловны, духовной дочери патриарха Никона, покровительствовавшей Воскресенской обители.

     С 1686 по 1692 год ведется строительство теплого соборного храма Рождества Христова с Трапезными палатами вдоль западной монастырской стены.

    

Храм Рождества Христова. Современность

      В 1690 году освящены: земляная церковь равноапостольных Константина и Елены, церкви архистратига Божия Михаила и всех сил бесплотных, Всех Святых, Николая Чудотворца.

  С 1690 по 1694 год русским зодчим Яковом Бухвостовым возводится каменная крепостная стена взамен деревянной. Общая протяженность стены  - около одного километра, высота - 9 метров, толщина- 3 метра. Пять башен из восьми повторяют названия врат городской стены  Иерусалима.

 

Каменная монастырская ограда с башнями


     В 1698 году ведется строительство больничных палат с Трехсвятским храмом. К концу XVII века все каменные постройки монастырского ансамбля завершаются.   

Монастырскмий ансамбль, современность
Монастырскмий ансамбль, современность


            Третий период – XVIII век . В 1749 году Воскресенскому монастырю было возвращено именование Нового Иерусалима; в документах вновь начинают использоваться палестинские названия. В 1781–1783 годах образован город Воскресенск, в 1787 году утвержден план его регулярной застройки,  а с 1796 года Воскресенск значится как заштатный город.

 
 
    
 

  Город Воскресенск

     С 1710 года в результате секуляризации земель за монастырем оставлены три вотчины, но с 1740 года монастырь восстанавливает свое землевладение (по плану 1764 года генерального межевания монастырю принадлежит 30 десятин земли).

     

Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря. Общий вид. Фотокопия гравюры I-й трети  XVIII-го века

       В 1723 году обрушился шатер ротонды Воскресенского собора, в 1726 году сгорели деревянные палаты Патриарха Никона, в 1762 году в монастыре произошел второй пожар, унесший два деревянных дворца – старый и новый, в 1792 году произошел третий пожар, в котором сгорели храмы Рождества Христова и Трех святителей, дворцовая галерея, архимандричьи и иные покои.

       В 1730–1750 годах восстанавливалась ротонда, велись масштабные строительные работы по Воскресенскому собору (освящен собор в 1759 году) под руководством архитекторов И. Мичурина, Ф. Растрелли, К. Бланка при настоятеле - архимандрите Амвросии (Зертис-Каменском, будущем архиепископе Московском), который по праву считается вторым строителем-созидателем монастыря.

Архиепископ Московский Амвросий (Зертис-Каменский), настоятель Воскресенского монастыря в 1748-1765 годах


      В 1765 году устроен новый конюшенный двор. В 1770-1800 годах построены новые каменные царские палаты (архитекторы М. Казаков, Г. Бартенев).

      В 1775 году сооружаются в подклете храма Рождества Христова Вифлеемские церкви: Поклонения волхвов, Обрезания Господня, Бегства в Египет, Избиения 14 000 младенцев.  

        Четвертый период – XIX – начало ХХ века . В 1840-х годах велись ремонтные работы под руководством архитекторов А. Витберга, К. Тона и А. Каменского, скульптора И. Витали. В 1845 году проведен ремонт гостиного двора, в 1846 году сооружена и освящена церковь преподобного Иоанна Рыльского в архимандричьих палатах.

Общий вид Воскресенского монастыря в  XVIII веке. Литографии и гравюры (1850-е годы)

 

Внутренний вид Воскресенского монастыря. Литография 1867 г.
Внутренний вид Воскресенского монастыря. Литография 1867 г.
 
Перспективный план Воскресенского монастыря.  1852 год
Перспективный план Воскресенского монастыря. 1852 год

      Во второй половине XIX века усиливается интерес к древностям Палестины, создается Русское Православное Палестинское Общество. Наместником монастыря в 1869 году назначен бывший начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме   архимандрит Леонид (Кавелин ), при котором реконструируются и развиваются замыслы Патриарха Никона, создается описание Воскресенского монастыря Нового Иерусалима, изучается его история, наследие и традиции, создается музей Патриарха Никона. 

 

Архимандрит Леонид (Кавелин), настоятель Воскресенского монастыря в 1869-1877 годах


      С 1874 года на средства фабриканта П.Г. Цурикова были начаты масштабные ремонтные работы. В 1875–1876 годах велось строительство каменного странноприимного дома; в 1892–1893 годах открыта церковно-приходская школа.

 

Воскресенский собор. Фотография 1880-х гг.
Воскресенский собор. Фотография 1880-х гг.
Вид на Храм Воскресения Христова. Изображение XVIII в.
Вид на Храм Воскресения Христова. Изображение XVIII в.


     В 1904–1905 годах настоятелем архимандритом Серафимом (Чичаговым), (впоследствии митрополитом-священномучеником)  совершено последнее обновление обители.

     

Митрополит Серафим (Чичагов), в 1904-1905 годах настоятель (в сане архимандрита) Воскресенского монастыря

     В 1919 году Воскресенский монастырь решением Звенигородского совнаркома закрыт, монашеская община упразднена. Формулировки поражают своей беззастенчивой простой: «п. 8: О выселении монахов из монастыря Ново-Иерусалимского. Решение: предложить отделу управления выселить, а отделу соц. обеспечения немедленно списать с довольствия» (протокол № 4 от 11 ноября 1919 года); «Постановление ВЧК по делу о граблении Ново-Иерусалимского монастыря. Решение: принять к сведению» (протокол № 60 от 31 декабря 1919 года). И уже в 1920 году на базе монастыря создан Художественно-исторический музей, коллекцию которого составили экспроприированные и национализированные ценности ризницы монастыря; в 1921 году образован также и музей местного края. С 1935 году музей получает статус Московского областного краеведческого музея.

     В 1941  году, во время Великой Отечественной войны, монастырь был взорван отступавшей немецкой дивизией СС «Райх», в результате военных действий полностью разрушен город Истра.

  
 
 
 

 
 

Руины Ново-Иерусалимского монастыря, взорванного немецкими войсками 10 декабря 1941-года


     Пятый период – середина ХХ – н. вр.. В 1942–1945 годах был разработан проект восстановления и реконструкции города Истры под руководством А. Щусева, начались восстановительные работы. Продолжавшиеся в 1960–1970-е годы реставрационные работы по восстановлению монастырского комплекса (стены с башнями, глава Воскресенского собора, шатер ротонды), которые организовывал директор музея в 1973–1995 годах В.Ф. Нижегородов, в основном были завершены к началу 90-х годов XX века.

  

(Продолжение следует).




См.также: